Ольга Никитична Гавриленко
Экологический проект «Лекарственные растения Дона»
Экологический проект : «Лекарственные растения Дона»
Автор:Гавриленко О. Н.
Описание работы: Данный проект, рассчитан на детей 5 – 6 лет, родителей, воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей
Продолжительность проекта : 2 недели
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : Познавательно – поисковый, творческий, детский.
Публикация «Экологический проект „Лекарственные растения Дона“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Цель проекта : Ознакомление с лекарственными растениями, растущих в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.
Задачи проекта :
- Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
- Развивать связную речь в процессе наблюдения и обследования лекарственных растений, обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
- Ознакомить с правилами сбора лекарственных растений и правильным хранением.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы; стремление радоваться успехам друг друга.
Актуальность.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья-
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни.
В. Лукша
Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний является ароматерапия и фитотерапия. Фитотерапия-это оздоровление лекарственными травами и о лечебных свойствах этих природных целителей, мы решили узнать подробней, а так же о растениях, растущих в нашем крае, ведь и на территории детского сада встречаются наши друзья - лекарственные растения
Дети с малого возраста должны верить в то, что природа – лучший друг и к лекарствам нужно прибегать только в случае крайней необходимости. Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Но недостаточная осведомлённость детей о свойствах лекарственных растений нашего края, экологическая безграмотность родителей – всё это приводит к тому, что дети часто болеют, не укрепляют свой организм, не применяют природные витамины, содержащиеся в растениях нас окружающих.
О целебной силе лекарственных трав есть смысл рассказывать даже младшим дошколятам. А об использовании полезных растений, овощей и плодов для профилактики болезней и здорового питания - тем более.
Началом моей работы было знакомство с растительным миром нашего края, а именно с лекарственными растениями, которыми так богата наша донская степь, их разнообразием и целебными свойствами
Много трав растёт полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.
Содержание проекта :
Мотивационный момент:
Знания о пользе растений ближайшего окружения для здоровья человека, помогут бережнее к ним относиться.
Занятие по экологии «Лекарственные растения Дона»
Цель: Выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.
- Показ презентаций: «Лекарственные растения», «Как лечили муравьишку»
Цель: Обогащение знаний о лекарственных растениях и способах применения.
- Эстафета: «Кто быстрей соберёт ромашку»
Цель: Развитие двигательных навыков, закрепление знаний о ромашке аптечной
- Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, зверобой, корень валерьяны, душица, одуванчик, черёмуха)
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.
- Чтение литературных произведений:
А. Н. Плещеев «Золотой луг»
Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»
Заучивание загадок и стихов о растениях.
- Опыты и поисково-исследовательская деятельность:
На территории детского сада ищем полезные растения.
Наблюдаем, как растет одуванчик, подорожник.
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Консультация для родителей «Народная медицина у нас под ногами»
- Целевая экскурсия по территории детского сада.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего детского сада, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем краю, познакомить с тем какие лекарственные растения растут в нашем районе (ромашка, одуванчик, подорожник, и др.). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
- Занятия по ИЗО деятельности:
- «Одуванчик» - рисование.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
- Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Вершки – корешки», «От какого растения часть».
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
Сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях.
- Создание Красной книги.
Цель: Закрепить знания о растениях, занесённых в Красную книгу.
- Работа с родителями.
Составление совместного гербария «Лекарственных растений» с родителями.
- Посадка семян цветов Календулы на участке детского сада. Привлечение родителей к озеленению.
Цель: Закрепление знаний о посадке растений и уходе за ними.
Загадки «Доскажи словечко».
Жёлтый цветик в поле рос,
На него зимою спрос:
Семена целебно-жгучи,
Греют, будто летний лучик.
Так с простудою сразиться
Помогает нам.
(ГОРЧИЦА)
• **
Коль дитя вдруг простудилось,
Горло сильно воспалилось,
Мама даст ребёнку в чашке
Чай из цветиков.
(РОМАШКИ)
• **
В цветах, и ствол его с шипами,
На вид как роза, но с плодами.
Полезней родственницы статной:
Напитком с давних пор он знатный.
Подскажет вам любой садовник,
Что ценен свойствами.
(ШИПОВНИК)
• **
Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто —
Камнями набито.
(Шиповник)
• **
К дереву прижмётся
И кверху змейкой вьётся.
А под осень выйти в сад —
Гроздья жёлтые висят
(Хмель)
Что за древо-медонос
Манит пчёл, шмелей и ос?
И людей зовёт, пленит
Мелких цветиков магнит.
От простуды и от гриппа
Нас спасает в зиму.
(ЛИПА)
• **
Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть никак ресницы,
Простынь в ёрзаньи измята —
Выпей чай из листьев.
(МЯТЫ)
• **
В сенокос горька,
А в мороз — сладка,
Что это за ягода?
(КАЛИНА)
• **
В нём почти сто метров роста,
На него залезть непросто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа —
Осушение болота.
(Эвкалипт)
• **
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
Вывод.
«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством»,- утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. В ходе нашего проекта у детей проявился интерес к особенностям жизни и развития лекарственных растений. Появилось желание самостоятельно выполнять уход за растениями в группе и на участке.
Расширились навыки поисково - познавательной деятельности. Расширился словарный запас, научились находить и различать лекарственные растения. Родители стали более активно принимать участие в экологических мероприятиях.
Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир – аптека…»
Действительно, куда бы мы не пошли - в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок, везде можно встретить лекарственные растения и полученные знания от проекта, думаю, пригодятся.
Крепкого вам всем здоровья!