Галина
Экологический проект «Где зимуют муравьи» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
проект «Где зимуют муравьи»
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Проблема: Где зимует муравей.
Тип: интеллектуально-развивающий
Срок проведения: краткосрочный (2 недели)
Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, общение.
Задачи:
1. Планирование этапов своей деятельности
2. Развивать стремление детей к самостоятельному получению знаний опытным путем
Предварительная работа:
Темочки:
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская, «Муравей и голубь» Перевод Вадима Пака, «Отчего у муравья тонкое брюшко?» Алтайская народная сказка, «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе» Юлия Ярмоленко, «Один за всех, а все за одного» Ирина Пивовароввва, «О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука» Ондржей Секора, «Как муравьишка домой спешил» В. В. Бианки, выполнение домашних заданий в виде рисунков, семейного коллажа «Муравейник большой дом», просмотр мультфильмов «Флик», «Путешествие муравья».
Материалы и оборудование:
Детские энциклопедии, картинки с изображением муравья, схемы этапов развития насекомых, игрушки-насекомые. Картонные фигурки насекомых и других животных, зоологическое лото, фигурки насекомых и т. д.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап Формирует проблему (цель) Вхождение в проблему
II этап Помогает в решении задачи Объединение детей в рабочие группы
III этап Направляет и контролирует осуществление проекта Формирование специфических знаний, умений, навыков
IV этап Подготовка к презентации Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам)
Программное содержание:
Расширить представление детей об экологических связях в природе на примере муравейника; закрепить знания детей о муравьях как о насекомых, выделяя характерные признаки; формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы, развивая умение наблюдать за объектом, делать выводы; Воспитывать бережное отношение к насекомым, чувство восхищения отлаженной жизнью муравейника.
Планируемые результаты:
Развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения».
Сценарий защиты проекта «Где зимуют муравьи»
Стоят трое детей, у одного в руках игрушка – муравей.
Подходит незнайка.
Незнайка: Ребята, а кто это у вас?
Дети: Муравей.
Незнайка: А я гулял по улице и не видел там муравьев. А вы знаете, куда спрятались муравьи от холода?
Ребенок 1: Нет, не знаем. Незнайка, пойдем посмотрим передачу о насекомых.
Соня М. : А я схожу в библиотеку посмотрю книги о насекомых.
Ника: Я посмотрю в интернете
(Подходят садятся на стульчики «включают пультом телевизор»)
За столиком сидят 2 детей
Телеведущая: Здравствуйте, наша передача называется «В мире насекомых». У нас в гостях мирмеколог. Мирмеколог – это человек, который изучает муравьев.
Мирмеколог: Здравствуйте
Телеведущая: К нам из детского сада пришло письмо. Дети хотят узнать, где зимуют муравьи.
Мирмеколог: Зимуют муравьи в тех, же муравейниках, в которых обитают все остальное время. Муравьи – великолепные строители. Муравьиный терем – это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте.
Незнайка: Но, в муравейнике, наверное, холодно, как они выживают под землей?
Ребенок 1: Пойдем, спросим у Сони, что она нашла в книгах.
Ребенок 2: Сверху муравейника муравьи делают покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от непогоды. В муравейнике есть специальная муравьиная спальня. Муравьи закрывают все ходы и выходы, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.
Незнайка: Делают муравьи запасы на зиму?
Ребенок 1: Пойдемте спросим у Ники, что она нашла в интернете (подходят к ноутбуку)
Почти все зимующие муравьи делают запасы на зиму. Муравьи делают запасы на зиму практически все теплое время года. Запасы в основном состоят из растительных продуктов – семян растений, почек, цветов, мягких зеленых стеблей. Они очень питательные и долго сохраняются.
Незнайка: А я видел, как муравьи ползали по дереву то вверх, то вниз. Интересно, почему они не падают! Надо об этом узнать.
Список использованной литературы:
1. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М., 1980, «Четыре времени года» М. ,1971
2. В. Б. Калишев Погода и народные приметы.
3. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
4. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М., 19954.
5. В. А. Шишкина «Прогулки в природу» М. : Просвещение, 2002
6. Т. А. Шоригина Насекомые. Какие они?
7. Т. А. Шоригина Осторожные сказки.
8. Т. А. Шоригина Стихи и сказки о родной природе.
9. Н. В. Новогорцева Развитие речи детей.