Елена Курилова
Экологический проект «Первые цветы весны» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Благоухание первых цветов ранней весной приносит для нас радость и наслаждение. Цветы – это часть живой природы, которую надо беречь, знать и охранять. К сожалению, дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представление о первых весенних цветах, почему их так называют, о том, где и как они растут, почему нужно бережно относиться к природе, зачем некоторые первоцветы нужно не просто беречь, но и сохранять. Поэтому особое место следует уделять в работе с детьми живым беседам, наблюдениям и исследованиям. В этом возрасте ребёнок отличается высокой активностью и любознательностью, задаёт много вопросов поискового характера: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?", стремится установить связи и зависимости в природе весной (солнышко пригреет, почки на деревьях лопнут, появятся листочки, расцветут первые цветы).
Публикация «Экологический проект „Первые цветы весны“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Цель
Познакомить детей с разнообразием цветущих растений - первоцветов, их связь со средой обитания, формирование правильного экологического образования на основе использования проектной деятельности.
Задачи
1. Образовательные:
- формировать представление детей о весенних цветах-первоцветах;
- развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;
- закрепить знания о временах года, о весне и ее приметах;
- совершенствовать графические умения, приёмы лепки, навыки работы с бумагой и клеем;
2. Развивающие:
-развитие мышления, творческого воображения, наблюдательности, любознательности, познавательного интереса, умение устанавливать причинно-следственные связи;
-развитие диалогической и монологической речи, обогащение словаря новыми словами;
-развитие эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру;
-развитие мелкой моторики;
3. Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе и окружающему миру;
-воспитание чувства радости от увиденного, умение выражать сопереживания, сострадание, отзывчивость, желание защищать, облагораживать природную среду.
Задача по работе с родителями
- привлечение семьи к участию в воспитательно-образовательном процессе на основе педагогического сотрудничества
Вид проекта:
1. По количеству участников: групповой
2. По контингенту участников: одной возрастной группы (4-5 лет)
3. По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: дети группы 4-5 лет, педагоги, родители
Сроки реализации проекта: неделя апреля
Технологии, формы и методы:
1. Интегрирация образовательных областей (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Мотивация к деятельности, побуждение к действию, сюрпризные моменты, путешествия, проблемные ситуации, практическая работа, поисковая деятельность.
4. Презентации для детей по теме проекта "Первые цветы весны" (ИКТ, музыкальное сопровождение (при проведении НОД, игр, физкультминуток, слушание классической музыки П. И. Чайковского "Вальс цветов", "Полька цветов").
5. Совместная творческая работа педагогов и детей при создании экологических плакатов, при создании выставок детских работ, заучивании стихов и песен.
6. Проведение экскурсии в лесную зону, на поляну детского сада "Найдём первые цветы", наблюдения за растениями на клумбах детского сада.
7. Игры: пальчиковые, речевые, дидактические, подвижные.
8. Физкультминутки, хороводные игры.
9. Проведение бесед с родителями о важности изучения темы о первоцветах и вовлечение их в совместную деятельность с детьми.
Критерии, показатели оценки результатов
1. Проявление детьми любознательности, сопереживания, отзывчивости, желание защищать и беречь природу; развитие коммуникативных навыков при общении с взрослыми и сверстниками; самостоятельности при решении несложных задач, поставленных взрослым.
2. Приобретение детьми новых знаний о первых цветах весны – первоцветах, расширение словарного запаса.
3. Проявление родительской активности при создании экологического проекта "Первые цветы весны":
3.1. Составление экоплаката, создание альбомов, мини-книжек о первоцветах, изготовление поделок.
3.2. Анкетирование родителей на знание сведений о первоцветах, о культуре поведения в природе и бережном отношении к ней всех членов семьи.
Ожидаемые результаты:
1. Усвоение детьми необходимых знаний по теме проекта о первых весенних цветах. Формирование устойчивого интереса к природе.
2. Проявление любознательности, наблюдательности, инициативы при решении поставленных задач в рамках проекта.
3. Во время прохождения проекта у детей присутствовал позитивный эмоциональный настрой: радость от увиденного, удивление, восхищение, хорошее настроение, ожидание чуда. Детям интересна и близка тематика проекта, они с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях.
4. Развитие чувства отзывчивости, желание защищать, сохранять, облагораживать природную среду.
5. Проявление коммуникативных навыков во время общения с детьми и взрослыми. Расширение словарного запаса через приобретение новых представлений о первоцветах, о среде их обитания.
6. Сформировалось у детей желание применять полученные знания и умения в различных видах деятельности (продуктивной, игровой и др.)
7. Вовлечение наибольшего числа родителей в педагогический процесс во время создания проекта.
8. Совместное детско-родительское творчество - альбом "Первоцветы", создание мини-книг с загадками и рассказами о весенних цветах, организация фотовыставки "Первые вестники весны". Творческие задания для детей и родителей способствуют укреплению взаимоотношений в семье.
Этапы реализации проекта:
Первый этап. Организационный.
- Создание комфортной развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
- Подбор методической, художественной, энциклопедической литературы, чтение сказок и рассказов о первоцветах. Подбор музыкальных композиций П. И. Чайковского "Вальс цветов", Цветочная полька", "Подснежник", А. Гречанинов "Первоцвет".
- Изучение знаний детей о первоцветах, их роли в окружающей среде.
- Подбор дидактических игр и пособий по теме, атрибутов для игровой деятельности, оборудования для опытов и экспериментов.
- Составление конспектов НОД по планируемой теме, подготовка презентаций для детей о первоцветах.
- Беседы с родителями о важности изучения темы.
Второй этап. Основной - реализация проекта.
Реализация мероприятий по теме проекта "Первые цветы весны" через деятельность педагогов, детей и родителей:
Деятельность педагога:
1. Организация интегрированной НОД по форме "Путешествие в удивительное рядом" по теме проекта:
- НОД "Первые весенние цветы";
- НОД "Цветы на поляне"
- НОД "Подснежники на полянке"
- НОД "Расцвели одуванчики весной"
- викторина "Цветущая весна"
2. Организация развивающих игр:
- дидактические игры "Разложи цветы", "Стебелёк для цветка", "Рассади цветы на клумбу и лужок", "Какого цветка не стало?", "Доскажи словечко", "Обведи и назови цветы, которые знаешь, "Назови части растения";
- Сюжетно-ролевые игры: "Магазин цветов", "Юные экологи";
- Подвижные игры: "Садовник", "К названному цветку беги", "Цветки и ветерки";
- Пальчиковые игры: "Распускаются цветы", "Алый цветочек"
3. Ознакомление детей с художественной литературой: стихами, рассказами, загадками, пословицами о первых цветах весны (подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, ландыш).
4. Создание презентации для детей по теме проекта "Первоцветы - вестники весны".
5. Организация выставки детских работ "Поляна с подснежниками", "Одуванчики"
6. Подготовка консультаций для родителей: "Хочу всё знать - первоцветы", "Использование первоцветов в народной медицине"
7. Привлечение родителей, педагогов, специалистов ДОУ (педагог по ИЗО деятельности, музыкальный руководитель) к реализации проекта.
Деятельность детей:
1. При организации НОД происходит вхождение детей в проблемные ситуации, принятие определённых задач, объединение в группы по 2-3 человека, чтобы выполнить задание педагога (дидактические игры: "Доскажи словечко", "Назови части растения", "Четвёртый лишний", "Когда это бывает?" и др.). Поиск отгадки или ответа на вопрос воспитателя (загадки о первоцветах, времени года, изменениях в природе в весенний период).
2. Изготовление и презентация продукта деятельности:
- рассказы детей о проведении опытов, исследований во время наблюдений за развитием цветов первоцветов
- изготовление и показ выполненных поделок, рисунков, аппликаций по теме проекта ("Волшебные цветы в корзине", "Поляна с подснежниками", "Красивая лужайка с одуванчиками" и др.)
3. Активное участие детей в групповых выставках
4. Вместе с педагогами, родителями дети участвуют в творческой, продуктивной и трудовой деятельности:
- создание экологических плакатов "Сбережем первоцветы-вестники весны", мини-книжек (сказки, рассказы, загадки о весенних цветах), поделок из природного и бросового материала, рисование первоцветов;
- посадка цветов, наблюдение и уход на участке и в теплице детского сада;
- ознакомление родителей группы с авторскими работами детей в утренние и вечернее время.
Деятельность родителей:
1. Помощь родителей в подборе художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
2. Помощь родителей в обеспечении посадочного материала (семена, луковицы цветов)
3. Участие фотовыставках "Первые цветы весны", "Весенние прогулки с моей семьёй", изготовление поделок совместно с детьми.
Третий этап. Заключительный.
1. Экологическая викторина "Цветущая весна" - совместная деятельность детей, педагогов и родителей. Объединение детей и взрослых, создание положительных эмоций и праздничного настроения.
2. Презентация проекта "Первые цветы весны"
3. Подведение итогов совместного взаимодействия детей и взрослых по реализации проекта: благодарности детям, педагогам, родителям на родительском стенде, на сайте ДОУ.
4. Анкетирование родителей: "Что вам и вашим детям дало участие в проекте "Первые цветы весны"
Итог
Результатом нашей плодотворной работы стало не только овладение детьми определёнными умениями и знаниями, но и развитие таких чувств у детей, как отзывчивость, сострадание, желание защищать, облагораживать природную среду. А самое главное, дети теперь знают, что такое первоцвет, что жизнь первоцветов недолговечна, их нужно всегда беречь и радоваться их появлению ранней весной.
Работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей в области экологического образования.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -368 с.
2. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5-7 лет / сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. - Волгоград: "Учитель", 2013. - 137 с.
3. Павленко И. Н., Радюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой - М: ТЦ Сфера, 2006. - 176 с.
4 О. Б. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
5. О. А Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.