Наталья Марченко
Экологический проект «День синички» в старшей группе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
Познавательно-продуктивный, групповой.
Продолжительность проекта :
Краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта :
Дети старшей группы, воспитатель, родители.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
В старшем дошкольном возрасте практически все дети не имеют представления о празднике «Синичкин день». У них мало знаний о зимующих птицах, о том как помочь птицам выжить в зимнее время.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Публикация «Экологический проект „День синички“ в старшей группе в ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Синица, синичка
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Несколько лет назад в России появился праздник «Синичкин день».
Отмечается он 12 ноября. История этого праздника уходит корнями
в далёкое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноябрю,
синицы предчувствуя холода, прилетают из лесов к жилищам людей
и ждут от них помощи. Наши предки приметили, если птицы появляются
возле жилья человека целыми стаями, значит, скоро наступят холода.
Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они дальше могли
приносить пользу человеку, нам необходимо о них заботиться в зимнее
время.
Цель проетка :
Приобщить детей и их родителей к привычке помогать зимующим птицам в зимнее время; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к зимующим птицам.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с праздником «Синичкин день»;
2. Расширять и обобщать знания детей о синицах и зимующих птицах;
3. Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц;
4. Воспитывать привычку заботиться о зимующих птицах.
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Анкетирование родителей.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Взаимодействие с детьми.
Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
БЕСЕДА О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.
Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах.
Программные задачи:
- уточнять и расширять знания детей о зимующих и перелётных птицах;
- углублять представления о причинах отлёта птиц;
- формировать навыки наблюдения за птицами;
- совершенствовать диалогическую речь;
- обогащать словарь путем ведения слов: корм, перелётные, зимующие;
- воспитывать любовь к птицам, желание им помогать.
Материал: картинки с изображением птиц; кормушки; корм: семечки, крупа, хлеб.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Предложить детям дать ответы на «хитрые вопросы» :
- Кто старше – птица или птенец?
- Кто больше – галка или галчонок?
- У человека нос, а у птицы….?
2. Чтение стихотворения.
Синицы
Жили-были две синицы.
Чем же будем мы кормиться?
Ведь кругом белым-бело,
Все полянки замело.
Позабыли вы, синицы.
Что ваш друг живет в станице:
Вон мой дом, мое окно.
Там отборное зерно.
О чем поют воробушки,
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы!
— Живы мы!
(В. Берестов)
3. Предложить рассмотреть картинки с изображением птиц.
- Какие из птиц вам знакомы?
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
- Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
- Почему они улетают?
4. Беседа о птицах.
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов, улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
- Как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы) круглый год живут с нами?
Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные дни зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осень.
И все-таки тяжело птицам зимой. Особенно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и погибают. Птицы в зимнее время приближаются к жилищу людей. И мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям.
- А, вы помогаете птицам?
Мы мастерим кормушки и приносим корм: семечки, хлеб, крупу. Подкармливая птиц мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птица помогают людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
5. Физминутка «Шустрая синица».
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень,
(прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири,
(прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах).
6. Загадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит.
(Сорока)
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
В лесу, под щебет,
Звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись.
(Дятел)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
7. Подведение итогов.
- Понравилось ли вам занятие? Что нового и интересного узнали?
Чтение художественной литература о птицах.
Цель: развивать диалогическую речь детей, развивать глобальное чтение, побуждать к участию в беседе, учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по объекту; активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать точные сравнения, учить произносить слова и фразы с разной силой голоса; воспитывать заботливое отношение к птицам.
КОНСПЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
РИСОВАНИЕ
«СНЕГИРЬ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ»
(техника «тычка» щетинистой кистью).
Программные задачи:
- учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах;
- уточнить представление о внешнем виде снегиря;
- продолжать учить смешивать краски для получения нужного оттенка, способствовать развитию цветового и образного восприятия;
- вызвать интерес к рисованию снегиря техникой «тычка»;
- воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.
Материал: бумага для рисования, гуашь, палитра, кисти беличьи, кисти щетинистые, стаканчик-непроливайка, салфетки, картинки с изображением снегирей.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Чтение стихотворения:
Снежок порхает, кружится
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
-Как вы думаете, о ком это стихотворение?
- О каких птицах?
- А, можем ли мы зимой встретить зябликов?
-А, снегирей?
2. Практическая часть.
1. Показать несколько иллюстрация с изображением снегирей и рассмотреть их.
- Как мы отличаем снегирей от других птиц?
- Для того чтобы получить розовый цвет, какие цвета мы смешиваем?
Предложить детям самим смешать краски на палитре.
2. Поэтапное рисование снегиря простым карандашам. Предложить детям закрыть глаза и попробовать представить своего снегиря.
Показ воспитателя.
Дети сначало смотрят а потом начинают работу.
Рисуем полукруг – животик и грудь. Округлой, непрерывной линией обозначаем головку и спинку. Переходим на хвост – он немного расширяется.
3. Физминутка.
Снегири в лесу кружатся,
На поляну все садятся,
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд).
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (дети встают и машут «крыльями»)
Вот и лес. Ура! Ура!
Нам на веточки пора,
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
4. Продолжает рисовать гуашью.
Медом «тычка» щетинистой кистью серой краской затычковываем внутри контура спинку, животик и головку. Затем тоже делаем только с розовой краской грудку.
Напомнить детям, что работаем аккуратно, что бы не смешались краски между собой.
Затем рисуем беличьими кистями лапки, клюв, глазик. Не забываем про белые и серые детали.
Для ветки рябины рисуем кистью веточку а на ней щетинистой кистью гроздья рябины.
3. Подведение итогов.
Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, чем они вам понравились? (Дети рассказывают, делятся впечатлениями).
- Из ваших работ мы тоже организуем выставку – панораму «Как розовые яблоки, на ветках снегири» в нашем саду и пригласим гостей – пусть полюбуются нашими работами.
Вторник -дидактические игры «Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».
Цель. Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости».
Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Среда -Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Грудка ярче, чем заря,
У кого?.
У снегиря. Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу.
Сорока.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица. В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Назови его скорей,
Кто там скачет?
Воробей.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её …
Ворона. Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти…
Свиристели.
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут.
Голубь. Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
Дятел.
ЧЕТВЕРГ
КОНСПЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
АППЛИКАЦИЯ
«СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА».
Цель:
- учить детей соотносить реальные и сказочные образы, создавать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.
Программные задачи:
- Закреплять технику вырезания кругов и овалов из квадратов и прямоугольников, таким образом, преобразовывая одни фигура в другие.
- Развивать внимание, зрительный контроль действия рук, дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
- Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к окружающим.
Материал и оборудование: Иллюстрация «Жар-птицы», цветной картон, полоски цветной бумаги, клей, ножницы, салфетка, кисть.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Пригласить детей на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы.
2. Беседа о птицах.
- Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей). Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.
- Чем отличаются сказочные птицы от обычных?
- А, что у них общего?
- Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей).
- На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит?
Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите (ответы детей).
3. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Тили- тели, тили-тели-
С юга птицы прилетели!
(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое перышко.
(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками).
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами сделать «клюв» - «птицы поют».)
4. Практическая часть.
- Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».
(Дети проходят и садятся за столы).
- Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.). Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.
- Силуэт можно вырезать из бумаги, сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания).
- Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура. (дети самостоятельно вырезают силуэт птицы).
- Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.
- Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.
(самостоятельная творческая деятельность детей).
5. Подведение итогов.
- Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.
(рассматривание и анализ детских работ).
- Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
- Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей).
Заключительный этап
Сценарий развлечения «Синичкин день» с детьми 5-6 лет
Программные задачи:
• поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
• продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
• использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.
Материалы и оборудование: ноутбук, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов, «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М. Раухвергера, мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.
Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.
Ход мероприятия
Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М. Раухвергера.
Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. От кружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.
И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам, взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
К. Мухаммади
Дети отвечают.
Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.
Проводится Игра «Найдите зимующих птиц».
Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.
Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.
Игра повторяется с обменом карточек.
Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?
Дети отвечают.
Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.
Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?
Заранее подготовленные дети по очереди говорят
1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.
4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.
5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.
6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.
Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?
Дети предлагают различные варианты ответов.
А сейчас мы отдохнем викторину проведем.
Вопросы к викторине:
1. Какая птица на земле самая большая?
2. Какая птица самая маленькая на земле?
3. Какие птицы не умеют летать?
4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?
5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?
6. Какую птицу называют «лесным доктором»?
7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?
Проводится игра «Птичий концерт».
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробьи – чирик – чирик. Слушать
Синицы – тинь – тинь.
Ворона – кар – кар.
Дятел – тррр – тррр.
Снегирь – дю – дю – дю.
Клёст – цок – цок – цок.
Свиристель – тюр –тюр – тюр.
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.
Синица (заранее подготовленный ребенок).
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.
Ю. Синицын
Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой