Людмила Вяткина
Экологический проект «Что такое листопад» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Что такое листопад?»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: сентябрь 2021 - ноябрь 2021
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Цель: изучить природное явление – листопад.
Задачи:
Публикация «Экологический проект „Что такое листопад“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
1. Формировать осознанное представление детей, почему же с наступлением осени деревья теряют листву;
2. Установить, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят людям.
3. Развивать навыки анализа, наблюдения, сравнения.
4. Привить навыки восприятия красоты осенней природы.
Актуальность реализации проекта «Что такое листопад?» - очевидна. Ежегодно дети групп детского сада выходят на прогулочные участки. В один из первых осенних дней, во время прогулки ребята обратили внимание, что листьев с каждым днем все больше под ногами, и они не перестают падать. Ребята предположили, может быть листья меняют окраску так как дерево заболело? Или может быть деревья и кустарники боятся холода? Далее в процессе беседы выяснилось, что дети много интересного знают о деревьях, кустарниках, но возникли вопросы, на которые они затрудняются ответить: - Почему деревья теряют листву с наступлением осени? - Куда исчезают опавшие листья?
Реализация проекта :
Начальный этап
1. Определение содержания, форм и методов организации работы.
2. Подборка материала, художественной литературы, составление плана реализации проекта : (Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме: М. Волошин, «Осенью»; И. Бунин, «Листопад» К. Ушинский, «Спор деревьев»; Н. Сладков, «Осень на пороге». Загадки об осенних явлениях. Физминутки: «Осенние листочки», «Осень бродит в нашем парке», «Осенний привет», «Мы листики осенние». Пословицы: «Лето со снопами – осень с пирогами», «Осень идет, а за собою дождь ведет», «Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется», «Прейдет осень -за все с вас спросит». Народные приметы: «Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы», «Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко –к теплой», «Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме». Дидактические игры: «Загадай, мы отгадаем», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по семенам», «Найди лист такой, как покажу», «Береза», «Листья», «Найди сходство и отличие», «Сделаем бусы из листьев». Подвижные игры: «Раз, два, три листья собери», «Найди пару», «Какие бывают листья».
3. Сформулированы проблемы:
Что мы знаем о листьях?
Почему листья осенью желтеют и опадают?
Почему листья желтеют и опадают именно с приходом осени?
Куда исчезают опавшие листья?
4. Сформулированы учебные вопросы:
Какую роль играют опавшие листья в жизни человека?
Как можно помочь деревьям в зимний период?
Вывод: Анализ организационного периода и оценка готовности к началу реализации проекта.
Основной этап:
Деятельность детей Познавательное развитие: Исследование в природе: рассматривание и сравнение опавших листьев (по форме, размеру, длине черенка, наблюдение за листопадом, обследование и рассматривание листьев.
Экскурсия в осенний парк «Машиностроителей».
Цикл наблюдений за березой.
Беседы: о деревьях, их классификации, о листопаде. Свободное общение: почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? какие виды деревьев ты знаешь? к почему не нужно срезать и ломать ветки? как помочь раненому деревцу?. «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?». «Ядовитые плоды деревьев», «Деревья, которые лечат».
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картины художников Н. И Левитан «В лесу осенью», И. И. Шишкин «Осень», Р. А. Смородинов «Осенний пейзаж».
Экспериментирование: «Лист желтый, лист зеленый».
Речевое развитие: «Как прекрасна осень золотая» - составление сказок, рассказов, придумывание загадок об осени и осеннем листопаде.
Ситуативный разговор: «Когда деревьям хорошо, летом или осенью?», «Какие бывают леса?», «Береза –красавица нашего края», «Как нужно беречь лес?», «Чем помочь деревьям зимой?».
Проблемная ситуация: «Наступила осень, начался осенний листопад, скоро на многих деревьях останутся голые веточки, чем мы можем помочь деревьям?», «Почему нужно беречь и охранять леса?». Загадывание загадок, чтение и заучивание пословиц и поговорок, изучение и разъяснение народных примет.
Чтение и заучивание стихотворений о осеннем листопаде, рассказ о осенних приметах.
Музыкальное развитие: песня «Осень» слова и музыка М. Пожаровой; Танец «Осень золотинушка» музыка и слова Н. Орловой; марш «Хорошо в лесочке» музыка и слова Е. Шаламановой.
Физическое развитие: Закаливающие процедуры, утренняя гимнастик, гимнастика после сна. Подвижные игры: «Поймай листок", «Листопад». Беседы: «Могут ли деревья лечить», «О пользе деревьев».
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры: «Защитники природы», «Магазин семян». «Прогулка в лес».
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди сходство и отличие», «Путаница», «Угадай от какого дерева лист?», «Собери дерево» (пазл,
Драматизация: «С кем дружит береза?».
Художественно-эстетическое развитие: Рисование «В осеннем парке»; Лепка «Гроздь рябины»; Аппликация «Осенний пейзаж»; Изготовление коллажа из осенних листьев «Еж», составление и оформление гербария.
Труд знакомство с профессиями – знакомство с профессиями – дворник, помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада. Ручной труд: изготовление осенних букетов для мам и бабушек, составление совместного с воспитателем коллажа из осенних листьев.
Деятельность родителей Папка передвижка «Почему осенью листопад?».
Консультация «Пора листопада, особенности осеннего периода».
Выставка –конкурс «Мой лучший осенний букет»
Осенний марафон «В парк на зарядку –всей семьей»
Деятельность педагога Изготовление пособий, атрибутов, наглядного материала для образовательной деятельности и игр.
Целенаправленный подбор игрового материала.
Планирование последовательного применения игр и игровых упражнений.
Внесение изменений в развивающую среду группы :
Книжный уголок: художественная литература и иллюстративный материал, предметные картинки по теме: А. Пластов. «Костер в поле»; Дж. Родари «Чиполлино»; И. Левитан «Октябрь»; И. Бродская «Упавшие листья»; B.Серов «Октябрь»; C.Куприянова «Осень; С. Воронина «Моя береза осенью».
Уголок экспериментирования: Природный уголок (семена, сухие листья, гербарий)
Разработка сценария защиты проекта.
Заключительный этап:
Подведение итогов, выводы.
Выставка творческих работ, выставка-конкурс «Мой лучший осенний букет» –совместная деятельность детей с родителями и воспитателем.
Распространение буклета «Сохраним лес для потомков»
Проведение осеннего развлечения «Падают, падают листья – в нашем саду листопад»