Елена Бабошко
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Природоохранный социально-образовательный проект
«Эколята-дошколята»
Руководитель проекта :
Е. В. Бабошко
Введение
Исследовательский экологический проект «Защита муравейника», является одной их форм природоохранной деятельности детской организации «Зеленый патруль» (далее Организация, действующей в дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка», целью которой является защита растений, животных на территории детского сада.
Публикация «Природоохранный социально-образовательный проект „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
В состав «Зеленого патруля» входят воспитанники старшей и подготовительной группы, активное участие принимают родители воспитанников, специалисты и педагоги Учреждения.
Форма членов организации, пилотки и галстуки зеленого цвета, символизируют жизнь, природу, гармонию.
Девиз Организации:
Малы мы пока, но в саду с малых лет
Мы учимся пользу нести, а не вред,
Природу беречь, охранять – чтоб всег
Были чистыми небо, земля и вода!
Природа дана нам с тобою навек –
Так будь же добрей к ней любо
Человек!
План работы Организации «Зеленый патруль» на 2017-2018 учебный год
Месяц
Формы работы и содержание деятельности
Детской организации «Зеленый патруль»
Сентябрь
Знакомство воспитанников и родителей с Организацией «Зеленый патруль» - 1 выпуск газеты «Экологический вестник» (панорама добрых дел).
Трудовой десант «Сбор семян деревьев и кустарников для зимней подкормки». Создание коллекции «Семена и плоды»
Оказание помощи в сборе урожая «Маленькие огородники».
Создание гербария «Деревья и кустарники»
Октябрь
4 октября - Всемирный день животных. Выступление перед младшими дошкольниками «Будем заботиться о братьях наших меньших» (ознакомление с Красной книгой Ставропольского края).
Оформление альбома «Перелетные птицы нашего края»
Ноябрь
Проект «Красота вокруг нас»- поисково-творческая деятельность. Оформление материала в виде альбома «Экологическая азбука» (народные приметы, правила поведения в природе).
4 ноября «Синичкин день». Проведение акции «Покормим птиц зимой». Оформление стенгазет «Синичкин день». Изготовление кормушек.
Декабрь
Природоохранная акция «Сохраним Елочку – красавицу наших лесов».
Оформление альбома «Зимующие птицы»
Выставка рисунков «Зимняя сказка».
Январь
Проект «Красота вокруг нас» (полив рыхление растений)
Оформление альбома «Животные Красной книги» (Ставрополья)
Викторина развлечение «Братья наши меньшие»
Февраль
выступление перед младшими дошкольниками «Как нужно беречь природу родного края».
Изготовление альбома «Правила поведения в природе «Мы – маленькие помощники природы».
2 выпуск газеты «Экологический вестник».
Март
Проведение акции «Мы за охрану окружающей среды» (сбор подписей детей и родителей под плакатом)
Трудовой десант «Птичья столовая», «Столовая для белочки».
Апрель
22 апреля – День Земли. Участие в познавательной экологической программе детского сада «Земля, она у нас одна! Она для жизни нам дана!» В программе поднятие флага Земли, Колокол Мира, создание макета Земли, композиции рисунков, поделок «Красивая Планета».
3 выпуск газеты «Экологический вестник».
Май
«Зеленая линейка» - отчетное мероприятие о проделанной работе, награждение детей и родителей, принявших активное участие в природоохранной работе, вступление в ряды Зеленого патруля новых воспитанников.
Проект «Защитим муравейник» (изготовление и размещение листовок «Не разоряйте муравейник»).
Первое знакомство «Зеленого патруля» с Всероссийским природоохранным социально-образовательным проектом «Эколята - Дошколята» произошло в мае этого года, и стало для детей огромным стимулом, мотивирующим фактором для своей дальнейшей природоохранной деятельности. Дети с огромным удовольствием слушали, чем занимаются дети других детских садов, рассматривали фотографии, с восхищением слушали о добрых делах и поступках. Так возникла идея – предложить всем детям старших и подготовительных групп вступить в ряды юных Эколят, стать друзьями и защитниками природы своего родного края.
На «Зеленой линейке», ставшей своего рода отчетным мероприятием деятельности «Зеленого патруля», дети с восхищением встречали сказочных героев Эколят – друзей и защитников природы, которые рассказали детям о своей деятельности и предложили детям вступить в ряды юных Эколят – дошколят. Так все воспитанники старших и подготовительных групп, зачитав «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы», под торжественные звуки Гимна Эколят были приняты в ряды юных защитников Природы.
Цели, задачи, актуальность, новизна и значимость проводимого мероприятия
Представленное мероприятие - исследовательский экологический проект «Защита муравейника» проводилось в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята».
Проектная деятельность является эффективной формой поддержки детской инициативы, так как предполагает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, учет интересов детей группы, предоставляет детям право выбора форм деятельности, средств, партнера.
Цель проекта – формирование у подрастающего поколения экологической культуры и культуры природолюбия : любви к малой родине, к родной природе, внимания, заботы и уважения к животному и растительному миру.
Задачи:
- формировать интерес к природе родного края, побуждать детей вести наблюдения в природе, замечать изменения, сигналы о помощи;
- расширить знания детей о жизни муравьев: особенностях их обитания в условиях Крайнего Севера; о пользе, которую они приносят; об опасности, которая им угрожает; о мерах их защиты;
- развивать познавательные и коммуникативные способности детей: анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно предлагать варианты ее решения, совместно обсуждать, договариваться, распределять обязанности;
- вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу, способствовать воспитанию потребности у детей заниматься природоохранной деятельностью.
Приоритетная детская деятельность, используемая в проекте – познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира). Сопутствующие виды детской деятельности – игровая (сюжетная игра «Экскурсия в парк», коммуникативная (ситуативный разговор, акция, трудовая (создание ограждения для муравейника, охранных знаков-символов).
Актуальность проекта :
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним и приоритетных направлений государственной политики, которое проявляется прежде всего, в любви к своей малой родине, к природе родного края, в заботе о ней. Первые чувства гражданственности и патриотизма доступны и малышам, и возникают они из социального опыта, который дети приобретают в специфической детской деятельности, непосредственном общении и взаимодействии с природой.
Подробное описание проводимого мероприятия (возможно предоставление сценарного плана, включая новые инновационные организационные инструментарии, методы, формы, приемы и технологии проведения мероприятия.
1 этап: организационный (мотивация детей, постановка цели, планирование деятельности)
Как была определена тема исследовательского проекта?
Как обычно, каждое утро в группе звенит колокольчик, приглашая всех детей группы на утренний сбор – детский совет (ежедневное общее собрание группы детей вместе с педагогами).
На детском совете дети рассказывают о событиях, которые произошли с ними за день, делятся своими переживаниями, радостями. Тут в группу заходит Саша, и радостью сообщает, что они с мамой по дороге в детский сад видели на дорожке муравьев, одного из них он даже принес в коробочке, чтобы показать детям. Дети рассматривали муравья, который вызвал у нас большой интерес, бурю эмоций и вопросов. Но одна из девочек сказала, что нельзя было уносить его, ведь у него рядом дом, и он может потеряться. Педагог, подхватывая детскую идею, формирует образ будущей темы. Было решено - на прогулке отнести его обратно домой.
На прогулке мы отправились по нашей экологической тропе к муравейнику.
Наблюдая за муравейником, мы заметили, что в нем очень мало муравьев, ветки в муравейнике разбросаны, муравьишкам требовалась наша помощь.
Эти события и послужили поводом для определения темы будущего проекта «Защита муравейника».
Цель данной работы вытекала из наблюдений. У муравейника много врагов – это непогода и человек, которые способны уничтожить муравейник, лишить муравьёв жилища, жизни. Значит цель предстоящей работы: «Защитить муравейник от врагов».
В ходе обсуждения дети рассказывали, что они знают о муравьях, высказывали свои предположения – как помочь маленьким друзьям. Все детские вопросы, предложения были оформлены в таблицу.
Что мы знаем о муравьях, о том, как им помочь?
Что хотим узнать о них, какую помощь мы можем оказать?
Где мы это можем узнать?
Кто нам в этом может помочь и как? Какие материалы нам могут понадобиться?
Муравьи живут в муравейниках большими семьями.
Питаются листьями, крошками.
Они очень сильные, много работают.
Как строят муравьи свой муравейник?
Как они живут в муравейнике, чем занимаются, чем питаются, как разговаривают?
Где они прячутся от холода зимой?
Какую пользу приносят муравьи?
Кто их может обидеть, кто их враги?
Спросить у педагогов, родителей, прочитать книги, просмотреть видеофильмы, поискать информацию в библиотеке, в сети Интернет.
Не надо трогать муравейник, не надо жечь в лесу костры, муравьи могут погибнуть.
Как защитить муравейник от врагов – построить вокруг ограждение, повесить табличку - знак
Папы помогут сделать ограждение, смастерить табличку
Мы можем их охранять, следить, чтобы муравейник не трогали дети и взрослые
Провести акцию «В защиту окружающей среды»
Родители – помогут подготовить плакат к акции
Рассказать другим детям о пользе муравьев, что их надо беречь и охранять – сделать газету и альбом с информацией и фотографиями
Педагоги и родители помогут добыть информацию, подготовить презентацию к выступлениям.
Когда план предстоящей деятельности был составлен, воспитатель подводит итог: «Какие интересные, а главное полезные дела мы с вами решили выполнить». Педагог обсудила с детьми все вопросы, которые могут у детей возникнуть: Какие материалы могут им понадобиться, имеются ли они в центрах группы? С кем из детей они хотят делать предстоящую работу, и кто будет ответственным? Кто из взрослых может нам в этом помочь и как? И др.
2 этап – практический (проведение исследований, поиск информации, творческая и продуктивная деятельность).
Воспитатель вместе с другими участниками образовательного процесса создал в группе необходимые условия, помог найти и использовать разнообразные источники информации: в группе был подобран иллюстративный материал, природный и изобразительный материал, схемы для конструктивной и творческой деятельности, предоставляя детям свободу для реализации собственных замыслов.
И конечно во всех начинаниях детей поддерживали сказочные герои «Эколята», создавая позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха.
Учитывая предпочтения детей, их интересы и желания выполнять тот или иной вид деятельности, педагог предложила детям поделиться на мини-группы:
1 группа вместе с Умницей занялась поиском информации о муравьях, посетив библиотеку, просмотрев видеофильмы, информацию в Интернете. Умница рассказала детям интересные истории о приключениях муравьишки, показала детям мультфильм «Как муравьишка домой спешил».
В библиотеке детского сада дети нашли необходимую литературу, пересмотрели множество книг и журналов. В медицинском кабинете мы узнали о пользе муравьиной кислоты. Полученная информация приятно удивила нас, укрепила наш интерес.
Самым интересным, что мы узнали о муравьях оказалось:
1. Где живут муравьи? Дом, где живут муравьи, называется муравейник. Возвышается дом в чаще леса около пня или ствола дерева, и обитают в нём десятки тысяч неутомимых тружеников.
В тропических лесах муравьиные дома можно увидеть в кронах деревьев, где они их выгрызаются в толще древесных ветвей и стволов; в пустынях, степях - в пещерах, где муравьиным детям не угрожает опасность. Мексиканские муравьи строят свои дома на пляжах.
А вот на севере приходится обзаводиться и летней резиденцией и зимними убежищами. Чем дальше на север, чем прохладнее бывают летние дни, и чем глубже в леса забираются жить рыжие лесные муравьи, тем выше становятся их муравейники. Самые большие достигают в диаметре 10 метров, а в вышину 2,5 метра.
Многие муравейники существуют десятки лет, а вот жилища кочевых муравьёв существуют столько, сколько эти муравьи остаются на месте – три-четыре недели. И все, кто не мог или не успел убежать, убраться с пути кочевых муравьёв – от мелких насекомых до крупных зверей, - становятся их добычей.
Муравьи соблюдают свои правила уличного движения. Чтобы не заблудиться и скорее попасть домой, они, ориентируются по солнцу и помечают свои дороги специальным пахучим веществом.
2. Как устроена жизнь в большой муравьиной семье?
Муравьи живут одной семьёй. На самом верхнем этаже живут господа – крылатые особи женского и мужского пола. Они вылетают из гнезда, чтобы сыграть свадьбы. Вскоре самец погибает, а самка, сбросив крылья, находит место для нового гнезда – поселения. Она становится царицей. Царица откладывает яйца-коконы для пополнения муравьиного рода. Её охраняют, лелеют и хорошо кормят. Муравьи-фуражиры наперебой приносят яйца, личинки или куколки других насекомых. Мелкие муравьи – няньки, ухаживают за ней.
Этажом ниже располагаются камеры с коконами. Это куколки, из которых вот-вот вылупятся юные муравьи. Ещё ниже муравьиные личинки. Это живые подвижные «червячки», которые через некоторое время превратятся в коконы. Ещё ниже – святая святых – апартаменты Царицы и помещения с яйцами.
А основное население – рабочие и сторожевые муравьи, муравьи-фуражиры постоянно снуют между этажами, у них нет персональных квартир для отдыха.
Самое многочисленное население – это рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, вскармливают молодых. Муравьи-портные сшивают листья растений, чтобы сделать из них гнездо. У муравьёв имеются свои лекари, которые ухаживают за больными, и каждый день проводят осмотр, иногда проводят хирургические операции.
В основном муравьи ни на кого не нападают, но свою территорию охраняют строго. Обязанность муравьёв-солдат защищать муравейник. Попробуйте потревожить небольшую группу муравьёв, и вы увидите, как вскоре появятся толпы агрессивно настроенных муравьёв. Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота (у неё специфический запах). Кислота обжигает кожу противника и парализует его.
3. Как выглядят муравьи? Какие бывают муравьи?
Существуют различные виды муравьёв. Муравьи бывают коричневые, чёрные, красные, оранжевые. У них утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания.
Кто самый сильный на земле? Думаете - слон или бегемот? Нет самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес.
Рыжие лесные муравьи – одни из самых крупных наших муравьёв. Свои гнёзда они строят из хвоинок елей или сосен и маленьких веточек.
Среди муравьёв есть карлики и великаны. Великаны-муравьи имеет длину тела до 4 см, муравьи-лилипуты – 2-3 мм.
Существуют ядовитые муравьи. Они жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота (у неё специфический запах). Кислота обжигает кожу противника и парализует его.
4. Какую пользу приносят муравьи?
Муравьи очень полезны. Они питаются многими видами насекомых-вредителей лесных и садовых деревьев и кустарников. За один день они могут уничтожить от десяти до тридцати тысяч насекомых, большая часть которых - вредители леса. А ещё муравьи разрыхляют почву, помогают расселяться лесным растениям, разносят их семена.
Все полученные знания дети зафиксировали в альбоме в виде иллюстраций и рисунков, изготовили газету и попросили взрослых записать свои рассказы, чтобы потом рассказать об этом другим детям.
2 группа детей вместе с героями-эколятами Шалуном и Тихоней предпочла музыкальную и творческую деятельность. На занятиях музыкой дети выучили песню «Не обижайте муравья», разучили музыкальные игры, решили обязательно их исполнить на празднике.
В творческой мастерской дети конструировали муравейники из бросового природного материала, лепили макеты самих муравьев – получилась целая муравьиная семья!
3 группа детей вместе с веселой и общительной Елочкой занялись трудовой деятельностью. Первое, что они хотели сделать – это защитить муравейники от непогоды.
Поступило предложение – накрыть муравейник плотной тканью. Но вначале мы попробовали накрыть тканью небольшое растение и посмотреть, что же с ним будет. В течение нескольких дней мы увидели, что растение пожелтело, стало вялым и пригнулось к земле. Значит нехватка света, свежего воздуха мешало росту растения.
В результате проведенного эксперимента, дети пришли к выводу, что накрывать муравейник ни в коем случае посторонними предметами нельзя. И ещё мы с детьми заметили, что когда мы приближались к муравейнику, муравьи начинали быстро двигаться, как бы защищая свой дом от опасности. Решили, что если муравьи умеют защищать себя от врагов, значит каким-то образом, они должны защищаться и от непогоды.
Мы наблюдали за жизнью муравьёв и в пасмурную осеннюю погоду и в солнечные деньки. И увидели, что они как люди радуются солнцу, стараются выполнить как можно больше работы по дому: дружно, слаженно бегают по тропинкам – носят пищу, строительные материалы. А в пасмурные деньки муравейник на время затихает. В муравейнике, как в доме плотно закрыты «ставни» и «двери», и ни одного муравья не встретишь вокруг своего жилища.
Вот какие умные муравьи! Сами находят выход из любой ситуации.
Мы поняли, что защищать муравьёв нужно только от людей, которые бывают так жестоки к природе, и могут от любопытства разорить муравейник.
Вместе с детьми мы решили провести акцию «В защиту муравейника». В ходе акции:
- с помощью родителей мы изготовили плакат – призыв «Мы за охрану окружающей среды!», собрали подписи детей и родителей, сотрудников детского сада;
- сделали ограждение из красных ленточек вокруг муравейника, тем самым предупреждая: не подходи близко, не тронь муравейник!
- придумали защитный знак «Муравейники разорять нельзя!», и установили его около муравейника.
В ходе совместной деятельности педагогов, детей и родителей были собраны интересные факты о жизни муравьев, сделаны рисунки, проведены наблюдения и эксперименты, изготовлены плакаты, газета. Мы собрали много полезной и интересной информации и захотели скорее поделиться ею с друзьями – детьми старших групп.
Мы попросили родителей помочь нам в проведении праздника: подготовить презентации к выступлениям, оформить зал, сделать выставку рисунков и фотографий.
3 этап - презентация проекта.
Презентация исследовательского проекта «Защита Муравейника» проходила в форме сюжетной игры «Путешествие в весенний лес». В игре принимали участие дети старшей и подготовительной групп.
Ход игры:
Дети отправляются в путешествие по лесным тропинкам.
Ведущий:
Вот тропинкою лесною
Мы попали с вами в лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
На пути дети встречают муравья.
Ведущий: Муравьишка, ты откуда, и куда? Как вообще попал сюда?
Муравей:
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
Не найдёшь у нас пилы.
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором, -
А под елью вырос дом. В. Коржиков
Муравей рассказал детям, что у него случилась беда - разорен муравейник и теперь все муравьи в опасности. Спасите нас! Нам нужна помощь.
Ребенок: Не печалься Муравей, мы тебе поможем! Мы много узнали о муравьях и хотим рассказать вам, ребята, какие они удивительные.
(Дети усаживаются на имитированную в зале лесную полянку).
А помогали нам в этом наши друзья – Эколята, которые берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях (в зал приглашаются герои «Эколята»).
Эколята : (поют куплет из гимна эколят)
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Эколята рассказывают о том, как они, спасая с детьми маленького муравьишку, узнали о муравьях много интересного и хотят поделиться с вами.
Дети, участвующие в проекте, представляют отчеты о работе своей мини-группы (сообщение сопровождается демонстрацией слайдов, рисунков, творческих работ, пением песен и чтением стихов).
Я муравейник изучала
И столько нового узнала!
Себя сравнила с муравьё м:
Такой же маленький, досужий…
К его достоинствам большим:
Он, как и я, ну очень умный!
В завершении дети рассказали и организовали акцию «В защиту муравейника».
Мы обращаемся ко всем людям: «Будете в лесу, присядьте возле муравейника на пенёк и понаблюдайте за этими интереснейшими насекомыми и уж, конечно, ни в коем случае не разрушайте муравейник, не тревожьте покой маленьких существ, наших соседей по планете».
Основные результаты от проведения мероприятия для развития экологической культуры, экологического образования и просвещения на территории автономного округа и для страны в целом, а также для развития природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята».
Мы завершили очень сложную, но в то же время интересную работу. Такую работу мы выполняли впервые.
Считаем, что мы вместе с детьми узнали много интересного о жизни муравьёв, смогли убедить ребят детского сада, что разорять муравейники, да и вообще относиться к животным жестоко, нельзя. Надеемся, что изготовление предупредительных знаков по защите муравейников ещё раз заставит ребят задуматься о том, как важно дружить с природой, быть к ней добрее и ближе.
Во время исследования мы приобрели важные умения, которые помогут нам самостоятельно приобретать новые знания. А ведь это так интересно! Мы уверены, что основную задачу своей работы мы выполнили – никто из детей, проживающих в нашем посёлке, а уж из взрослых тем более, не разорит муравейник, не обидит маленького труженика природы, самое сильное и в то же время, совершенно беззащитное, животное на свете – муравья.
И ещё – во время работы мы многому научились у муравьёв, очень сдружились.
Работу по наблюдению за муравейниками мы будем продолжать и, быть может, нам удастся узнать что-нибудь ранее неизвестное, неизведанное.
Выводы о проведенном мероприятии
Проект способствовал повышению интереса и мотивации детей к исследованию окружающего мира, учит детей быть наблюдательными, внимательными к окружающей природе, замечать изменения, проявлять сочувствие к тем, кто попал в беду.
Проектная деятельность как форма совместной деятельности взрослых и детей позволила повысить активность участия родителей в образовательном процессе, повысить их педагогическую грамотность в вопросах экологического образования детей, получить взаимообратную связь, используя положительный опыт семейного воспитания.
Проект как форма работы с детьми, основанная преимущественно на деятельностном подходе, позволяет создать оптимальные психолого-педагогические условия для реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, поддержки деткой инициативы.
Заключение
Представленный опыт может быть использован педагогами детских садов для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе реализации проекта, являются малой частичкой целой воспитательной системы дошкольного учреждения, которая, при ее комплексной реализации, в будущем позволит сформировать у детей основы нравственности, экологической культуры.