Наталья Юрьева
Экологический праздник с детьми старшего дошкольного возраста «На лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
«На лесной полянке».
Содержание
1. Введение
1.1. Цели и задачи сохранность окружающей природы: улицы, парка, леса;
1.2. Методы и приёмы работы с детьми по экологическому воспитанию.
2. Конспект экологического праздника «На лесной полянке»
3. Заключение
Введение
Актуальность работы:
Публикация «Экологический праздник с детьми старшего дошкольного возраста „На лесной полянке“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2018
На сегодняшний день, формирование ответственного отношения к окружающей среде, это необходимость в воспитании ребенка.
Охрана природных ресурсов и их национальное использование являются важнейшей государственной задачей и делом всего российского народа. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект.
На протяжении многих веков человечество живёт рядом с удивительным миром природы. Мы так привыкли к его соседству, что редко задумываемся о том, насколько он важен для жизни людей и всего живого на Земле. Важно не только знать об этом и уметь использовать природу в своих целях, но и научиться сохранять то, что нам даёт природа.
Старший дошкольный возраст - важный период в жизни ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования бережного отношения к природе.
Ребёнок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе и правилах поведения в природе. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приёмов.
Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников.
Задачи: познакомить детей с тем, как можно сохранить и восстановить окружающую природу; развивать представление о том, какие действия человека могут вредить природе; воспитывать у детей природоохранное поведение, любовь к окружающему миру.
Методы и приемы:
Словесные: - беседа;
- объяснение;
- вопросы;
- использование физминуток, загадок.
Наглядные: - рассматривание иллюстраций.
Игровые: - игра «Собери мусор»;игра «Тушим пожар»; игра «В свою клумбу»; игра «К своему дереву»; игра «Собери картинку»
Практические: - сбор и сортировка мусора; «тушение пожара»
Приемы привлечения внимания детей: - сказочные персонажи.
Оборудование: атрибуты к игре «Соберём мусор»; ведёрки; картинки с изображением деревьев; листочки деревьев; разрезные картинки; Д/И «В свою клумбу» (шапочки цветов, обручи, буквы); макеты деревьев, кустов, искусственные цветы; интерактивная доска; проектор.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры, физминутки, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, разучивание танцев, подбор листовок для акции, проведение субботника на территории детского сада «Зелёная весна».
Участники: дети подготовительной группы, бывшие выпускники детского сада, педагоги.
Герои: Эколята : Умница, Тихоня, Шалун, Ёлочка – подростки;
Лиса, медведь, ёжик, волк – дети подготовительной группы.
Музыкальный репертуар: песня «Мы хотим чтоб птицы пели» слова музыка; песня «Не обижайте муравья» слова музыка; песня «Земля – наш общий дом» слова и музыка Н. Б. Караваевой.
Ход праздника:
Воспитатель напоминает детям о сегодняшнем письме, которое принесла сорока из леса от друзей Эколят. Предлагает отправиться на лесную полянку.
Зал украшен в виде лесной полянки, на которой разбросан мусор. За деревьями стоят звери: лиса, медведь, волк, ёжик.
Ведущий: Где мы с вами оказались?
По тропинке долго шли
И полянку здесь нашли.
Только что-то здесь не то…
Посмотрите тоже.
Кто из вас об этом всём
Рассказать нам сможет?
Дети видят мусор, подбирают его, рассматривают, рассказывают как правильно необходимо вести себя на природе, и что делать с мусором, который остался после отдыха в лесу. В это время появляются звери из-за деревьев.
Ёж (с забинтованным носом) : Мой бедный носик. Больно как!
Медведь (с забинтованной лапой) : Ведь кто-то спросит, а где ты так?
Волк (с забинтованным горлом) : Решил водицы я в ручье испить, кто б знал, как сильно можно навредить!
Лиса (с забинтованной головой) : А я теперь с разбитой головой!
Ведущий: Что же случилось с вами, милые зверюшки?
Ё ж: Мой бедный носик еду искал, нашёл же банку, и в ней застрял!
Медведь: А я коренья копал в земле, поранил лапу стеклом себе!
Волк: Гвоздей с десяток я проглотил, вонзились в горло, терпеть нет сил!
Лиса: А я, так просто в лесу гуляла… и головою в чайник, не знаю, как попала?
Ведущий: Ребята, посмотрите, к чему привело такое безалаберное отношение к природе, люди разбросав мусор, навредили лесным жителям. Я предлагаю исправить эту ошибку. Как мы можем помочь зверюшкам?
Дети высказывают свои предложения о возможной помощи.
Ведущий: Правильно вы решили, мы сейчас соберём весь мусор.
Проводится игра «Собери и рассортируй мусор»(Дети делятся на две команды. По сигналу, бегут по одному ребёнку из разных команд и не просто собирают мусор, а сортируют его. Металлические предметы, бумажные, стеклянные, пластиковые раскладывают в разные ёмкости. После того, как весь мусор будет убран, дети объясняют, почему мусор необходимо сортировать и как поступить с ним).
Медведь: Спасибо вам ребята.
Лиса: Теперь на нашей полянке можно гулять без опаски.
Ё ж: Вы нам очень помогли.
Волк: Теперь нам осталось подлечить свои раны, но с этим мы справимся, ведь в лесу много лечебных трав и корений.
Ведущий: А можно вас попросить о помощи? Мы пришли в гости к своим друзьям Эколятам : Умнице, Тихоне, Шалуну и Ёлочке, но не можем их найти. Может вы знаете где они?
Медведь: Да мы их знаем.
Лиса: Они пошли к большому муравейнику у старой берёзы навестить своих друзей муравьёв.
Ё ж: Это здесь рядом вы их быстро найдёте, а нам пора.
Ведущий: Спасибо вам большое, мы с детьми хотим на прощание с вами спеть песню.
Исполняется песня: «Мы хотим, чтоб птицы пели»
Дети «отправляются» к старой берёзе, и видят следующую ситуацию: на интерактивной доске изображена имитация пожара, горит трава у берёзы, рядом с которой расположен муравейник. Эколята Умница, Тихоня, Шалун и Ёлочка пытаются его потушить.
Ведущий: Друзья, что случилось?
Умница: Кто-то отдыхал в лесу, развёл костёр и уходя не потушил его!
Шалун: Угли раздуло ветром, и загорелась трава!
Тихоня: Огонь расползается так быстро, что скоро перекинется на муравейник, а там наши друзья муравьи.
Ё лочка: Мы должны потушить огонь, иначе случится беда!
Ведущий: Ребята, давайте поможем нашим друзьям и всему лесу!
Проводится игра «Потуши огонь» (Дети встают цепочкой в два ряда. Из импровизированного озера зачерпывают воду ведёрком и передают друг другу. По окончанию игры, огонь на интерактивной доске потушен. Пожар предотвращён).
Умница:Ну вот и управились.
Шалун: Если бы не вы, мы бы пропали!
Тихоня: И пострадали бы наши друзья муравьи!
Ё лочка: Не только муравьи, но и вся природа вокруг.
Умница: Ой, ребята, с этим пожаром мы с вами и не поздоровались!
Шалун: Здравствуйте ребята, мы вас очень ждали и рады видеть!
Тихоня: Как здорово, что вы к нам пришли!
Ё лочка: Сейчас вместе поиграем, повеселимся!
Ведущий: Мы тоже очень рады вас видеть, но я думаю после тушения пожара мы все очень устали. Я предлагаю отдохнуть и спеть песню про муравья. Мы этой песней и друзей ваших порадуем, ведь они наверно тоже испугались лесного пожара.
Исполняется песня «Не обижайте муравья»
(Во время исполнения песни, Шалун ходит и собирает цветы на полянке).
Шалун: Пока вы пели, я собрал большой букет для наших девочек, посмотрите какой красивый.
Тихоня: Что ты наделал! Столько цветов загубил!
Ведущий: Наши девочки любят цветы, но лучше если бы они росли и радовали нас на полянке, чем через несколько дней завянут в вазе.
Тихоня: Ведь цветы это не просто красивые растения, Это корм для насекомых, птиц, зверей.
Умница: А я ещё знаю, что из многих цветов делают лекарства.
Ведущий: Да, вы всё правильно сказали. А для красивых букетов, люди специально выращивают цветы в садах, и они продаются в цветочных магазинах. Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о том, почему нельзя рвать цветы.
Ребё нок: Если Я сорву цветок,
Если Ты сорвёшь цветок.
Если Все: и я, и ты –
Если Мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и Ты –
Если мы сорвём цветы.
(Т. Собакин)
Ведущий:Я думаю что Шалун понял свою ошибку и больше её не повторит, а всем предлагаю поиграть в игру «В свою клумбу»
Проводится игра «В свою клумбу» (Дети надевают шапочки цветов, на полу разложены обручи – клумбы, в каждой клумбе лежит буква. Дети-цветы должны сесть в ту клумбу с какой буквы начинается название их цветка).
Ведущий: А ещё наши дети для вас сейчас станцуют красивую композицию с цветами.
Ё лочка: Красиво вы танцуете! А мы для вас тоже кое - что придумали. Поиграете с нами? У меня есть интересная игра, но вы хорошо должны знать деревья.
Проводится игра «К своему дереву» (Детям раздаются листочки с разных деревьев. В разных местах расположены сами деревья. Под музыку дети-листочки кружатся, по сигналу бегут к своему дереву).
Ведущий: Ребята, а какое дерево считается символом нашей страны?
Дети: Берёза.
Ведущий: Правильно, белоствольная красавица. В старину люди поклонялись этому дереву, плели венки из берёзовых веток, пели песни, водили хороводы. Давайте и мы посмотрим наш хоровод берёзок.
Танец «Берёзки»
Умница: У меня тоже кое-что для вас есть. Я приготовила для вас интересные загадки. Справитесь с ними?
Вопросы-загадки:
1. Какие деревья называют вечнозелёными?
2. Какие деревья с белой корой?
3. Какая ягода бывает красной, чёрной, белой?
4. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки?
5. Какой газ необходим для дыхания растений?
6. Это самый первый цветок, который появляется из под снега?
7. Листья какого дерева ибез ветра трепещут?
8. Какую птицу называют лесным доктором?
9. Какую птицу называют «сплетницей»?
10. Кто днём спит, ночью летает, людей пугает?
Умница: Молодцы, все мои загадки отгадали.
Тихоня: А вот с моим заданием, вы не справитесь никогда! У меня есть картинки, но они все перепутались. Поможете мне их собрать? У меня что-то не получается.
Проводится игра «Собери картинку» (Дети делятся на пятёрки. Каждой пятёрке даётся конверт с разрезными картинками, которые необходимо собрать в целое изображение).
Шалун: А я предлагаю немного расслабиться, размяться, отправляясь в путешествие с неунывающим ёжиком.
Проводится музыкальная разминка «Неунывающий ёжик»
После разминки, ведущий предлагает всем посидеть и послушать стихотворение.
Ребё нок: Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Ведущий: Это правда. Сейчас особенно наш научно-технический прогресс очень сильно влияет на изменения в экологии. Вот послушайте частушки про это.
Дети исполняют частушки:
1. Наш технический прогресс
Он дошел уж до небес.
В атмосфере много дыр
Во Вселенную глядим.
2. Первобытный человек
Посетил ХХ век.
Подышать его озоном
Повезли в Чернобыль-зону.
Подошел воды напиться
Он из нашей Пурреки.
Вместо рыбы и лягушек
Там цветные пузыри.
4. Танкер по морю плывет,
За границу нефть везет,
А в борту под килем течь
Где ж здесь рыбу уберечь!
5. Шел я лесом, видел чудо.
Вот природная причуда:
Вместо хвои в дни весны
Лезут листья у сосны.
6. От картины, от такой
Вся планета плачет.
А лихая НТР
Все быстрее скачет.
Умница: Как же теперь быть?
Шалун: Что мы можем сделать?
Тихоня: Ведь мы ещё маленькие!
Ё лочка: Одни мы не сможем спасти природу от всего этого!
Ведущий: Не переживайте. Вы сегодня сами увидели, как наши дети много знают о природе, любят её и заботятся о ней. Все вместе мы непременно справимся. А ещё мы с ребятами приготовили листовки, которые разместим в нашем городе. Они говорят о том, как важно и необходимо беречь и любить родную природу, заботиться о будущем нашей планеты.
Дети выходят с листовками и читают стихотворение:
1. Будем лес любить, оберегать!
2. Будем взрослым в этом помогать!
3. Беречь леса, поля и реки!
4. Чтоб сохранилось всё навеки!
5. В гармонии, в дружбе с природой будем жить!
6. Давайте же будем природу любить!
Умница: Спасибо вам ребята, что пришли к нам в гости!
Шалун: Мы сегодня много узнали и помогли друг другу!
Тихоня: Хотим вам на прощанье дать напутственный совет!
Ё лочка:
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
(М. Дубин)
Ведущий: Вам тоже спасибо, что пригласили нас в гости. Я уверенна, что мы увидимся ещё не раз. На прощание мы хотим подарить вам песню, мне кажется что она вам должна понравиться.
Исполняется песня «Земля – наш общий дом» (Во время исполнения песни на интерактивной доске идёт показ слайдов)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Найти общий язык взрослому и ребенку с каждым годом становится труднее. И экологический праздник - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Экологический праздник дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Любой экологический праздник ориентирован на социально-педагогический эффект: он обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Экологический праздник является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. Экологические праздники являются одним из эффективных средств для всестороннего развития ребёнка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей. Во-вторых, каждый экологический праздник не только даёт детям знания, но и учит применять эти знания в повседневной жизни.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дошкольники узнают много интересного из жизни растений, животных, насекомых, птиц.
6. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
7. Дети гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.