Светлана Дубова
Экологический познавательно-исследовательский проект «Природное сообщество «Луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический, познавательно-исследовательский проект «Природное сообщество «ЛУГ»
Актуальность проекта :
Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она тесно взаимодействует с природой. Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают. К сожалению, можно часто увидеть, как ребенок охапками рвет цветы, пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям. В этом и заключается актуальность и ценность данного проекта.
Публикация «Экологический познавательно-исследовательский проект „Природное сообщество „Луг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Назначение проекта :
Понимание важности заботы об окружающем мире, наряду с традиционными методами и формами работы отдаётся предпочтение опытам, занятиям – исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр – занятий на развитие фантазии и творческих способностей детей и т. д. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдения в природе, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.
Цель: проекта : формирование у детей представлений луге, как единой экосистеме, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении окружающей природы.
Задачи:
Образовательные: *Формировать знания о природных объектах ближайшего окружения.
*Учить устанавливать взаимосвязь между объектами экологической системы «луг»
*Учить предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде, в повседневной жизни.
Развивающие:
* развивать и активизировать познавательно – исследовательскую деятельность;
* развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
* воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к природе как через прямое отношение с ней, так и в различных видах деятельности. *Формировать желание заниматься посильной природоохранной деятельностью.
*Воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный проект (июнь-ноябрь)
Ресурсное обеспечение:
Интерактивное оборудование, музыкальный центр, аудио- и видеотека; подбор художественной литературы по теме, раскраски; дидактические и настольные игры по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме, костюмы для игр-драматизаций, подбор материала для художественного творчества детей.
Методическое обеспечение:
* Ю. А. Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников» издание «Учитель» Москва 2017год.
* Н. А. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты» Т. Ц. «Сфера» 2009-10 год
* А. И. Иванова В. Я. Михайленко «Сезонные наблюдения в детском саду» ТЦ «Сфера» 2010год
* М. П. Костюченко «Исследовательская деятельность на прогулках» (ФГОС ДО) Издательство «Учитель» 2017год
* С. Н. Николаева «Юный эколог» Мозаика-синтез Москва 2010год
* Н. А. Рыжова «Экологические сказки» Москва Линка-пресс 2001год,
«Экологическая тропинка в детском саду» Москва Линка-пресс 2009год
* О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Мозаика-синтез Москва 2014год
* Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» Издательство «Книголюб» 2006год
Основные формы реализации проекта :
Проведение комплексных занятий, презентации, беседы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, чтение художественной литературы, знакомство с малыми фольклорными формами (пословицы, поговорки, загадки, знакомство с репродукциями картин, игры, фотовыставки, театрализованные игры, детское художественное творчество.
Материально- техническое обеспечение:
1 Создание развивающей предметно-пространственной среды
2 Разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей группы
3 Создание методического и материального обеспечения для исследовательской и художественной деятельности детей.
Интегрирование образовательных областей:
*Познавательное развитие
* Речевое развитие
*Социально-коммуникативное развитие
*Художественно-эстетическое развитие
*Физическое развитие
Виды детской деятельности:
* Познавательно-исследовательская
* Коммуникативная
* Игровая
* Восприятие художественной литературы и фольклора
* Изобразительная
* Конструирование
* Музыкальная
* Двигательная
Итоговое мероприятие: Игровое поле «Луг»
Оформление альбомов о растениях и обитателях луга.
Ожидаемый результат:
1 Формирование у детей представления об экосистеме «Луг»
2 Получение знаний детьми знаний о использовании растений луга для укрепления своего здоровья (лекарственные травы, растениях и обитателях луга, занесенных в «Красную книгу»,
3 Развитие творческой активности детей. 4 Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающей природе.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Организационная работа:
* Выбор темы и разработка проекта
* Сбор информации: о растениях и обитателях луга, как единой экосистемы и значении в жизни людей.
* Подбор демонстрационного материала: репродукции картин, иллюстрации, видео-материал.
* Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
* Подбор предметов декоративно-прикладного искусства, отображающего растения и обитателей луга.
* Составление перспективного плана по реализации проекта
* Обсуждение плана с родителями
* Создание условий для реализации проекта
Диагностическая работа:
* Анализ уровня сформированности у детей о растениях и обитателях луга, их жизнедеятельности * Выявление заинтересованности родителей по формированию у детей знаний о растениях и обитателях луга, и воспитании бережного к ним отношения.
2этап ПРАКТИЧЕСКИЙ
*Взаимодействие с детьми.
-Познавательное развитие.
1 Целевые прогулки на луг:
* «Старичок-Луговичок приглашает в гости»
* «Знакомые незнакомцы»
2 Исследовательская деятельность на объекте экологической тропы «луг» :
* «Угадай-ка»
* «Разведка прекрасного и удивительного» (ТРИЗ)
* «Хоровод ароматов»
* «Почемучкина лужайка» (ТРИЗ)
* «Радости и огорчения луга» (ТРИЗ)
3 Решение экологических задач :
* «Где зимуют насекомые?»
* «Как размножаются растения?»
* «Почему на лугу появился мох?»
4 Знакомство с правилами поведения на лугу:
* «Зеленый патруль»
5 Интегрированные занятия:
* «Что такое луг?»
* «Кто на лугу живет?»
* «Поможем Айболиту»
* «Викторина «Друзья луга»
6 Интерактивные презентации:
* «В царстве насекомых»
* «Дневник кузнечика Кузи» (по сказку М. Пляцковского)
7 Дидактические игры:
* «Что на лугу растет?»
* «Кто живет на лугу?»
* «Что лишнее?»
* «Что сначала, что потом?»
* «От какого растения лист?»
* «Собери картинку»
* Лото «Что где растет?»
8 Знакомство с альбомами, иллюстрациями по теме:
* «Природное сообщество «Луг»
* «Что растет на лугу» (паспортизация растений луга)
* «Зеленая аптека»
* «Кто живет на лугу?»
* «Они занесены в «Красную книгу»
9 Моделирование:
* «Что сначала, что потом»
* «Собери цветок»
10 Чтение познавательной литературы
* Т. А., Шорыгина «Травы, какие они?»
* Атлас родной природы «Луговые травы»
* Н. И. Романова Е. Г. Тихонова «Животные луга»
* Н. А. Рыжова «Экологические сказки»
* Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки»
* «Тайны живой природы. Обитатели лугов и полей»
* В Н. Танасийчук «В гостях у насекомых» «Шестиногие соседи»
-Речевое развитие:
1 Речевые игры
* «Загадки-отгадки»
* «Узнай по описанию»
* «Скажи какой?» (подбор определений)
* «Четвертый лишний»
* «Назови ласково»
* «Добавь словечко»
* «Прыгает, летает, ползает»
2 Беседы-диалоги (интервьюирование)
* «Луг в жизни людей»
* «Почему нужно соблюдать правила поведения на лугу?»
* «Почему они попали в «Красную книгу?»
* Обсуждение и проигрывание ситуаций: «Что будет, если…»
3 Рассказывание по иллюстрациям и репродукциям картин:
* «Насекомые на лугу»
* «Дети гуляют на лугу» (правила поведения на лугу)
* Репродукции картин А. А. Пластова «Летом», «Сенокос»
4 Знакомство с художественной литературой:
* З. Александрова «Ромашки»
* В. Бианки М. Пришвин «Сказки и рассказы». * В. Бианки «Как муравей домой спешил», «Сова» * В. Бахревский «Времена года»
* В. Кастрючин «Лети, бабочка», «Сказки дядюшки шмеля» «Сказки волшебного луга»
* А. Линдгерн «Солнечная полянка»
* Д. Лангстафф «Луговая считалочка»
* М. Пришвин «Золотой луг»
* П. Синявский Сказки о лекарственных растениях»
5Заучивание стихов:
* из книги Е. Серовой «Лужайка
* Ю. Черных «Кто пасется на лугу?»
* Г. Лагздынь «Что такое луг»
* М. Познанская «Ромашки»
6 Знакомство с малыми фольклорными формами (загадки, пословицы, поговорки,
скороговорки с последующим заучиванием)
-Социально- коммуникативное развитие:
1 Сюжетно-ролевые игры: * «Аптека»
* «Фитобар»
2 Ситуативные беседы:
* «Луг в жизни людей и животных»
* «Почему нужно соблюдать правила безопасного поведения на лугу?»
* «Чем опасны некоторые насекомые луга?»
* «Все ли растения луга безопасны?»
3Трудовые поручения:
* «Поможем убрать мусор с луга»
* «Собираем семена трав»
-Художественно-эстетическое развитие:
1 Знакомство с репродукциями картин:
* А,А,Пластов «Летом» «Сенокос»
* И. И. Левитан «Цветущий луг»
* И. И. Шишкин «Луг на опушке леса»
* Б. М. Кустодиев «Сенокос»
* З. Е. Серебрякова «На лугу. Нескучное»
2 Знакомство с декоративно-прикладным искусством:
Игра- Путешествие «Творческое вдохновение» (предметы хохломских, городецких, богородских, жестовских, семеновских, полхов-майданских и др. народных промыслов и Палехской лаковой миниатюры)
3Занятия по изобразительной деятельности:
* Объемная аппликация «Веселые жучки»
* Коллективная работа «Ромашки для коняшки»
4 Работа в творческой мастерской:
* «Разноцветные бабочки» (рисование способом «монотипия»)
* «Насекомые» (изготовление атрибутов для игрового поля из бросового материала)
* Пластилинография «Пижмы желтые монетки»
* Закрашивание растительных элементов хохломской росписи.
5 Просмотр мультфильмов:
* «Кто пасется на лугу?»
* «Лунтик»
6 Музыкальная деятельность:
* Прослушивание в аудиозаписи музыкальной сказки М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи»
* Прослушивание П. И. Чайковский «Вальс цветов»
* «Музыка луга» (голоса насекомых)
* Знакомство с песней Ю. Антонова «Не рвите цветы»
* Пение народных песен «А я по лугу» «На зеленом лугу»
* Хороводная игра «Мы на луг ходили»
-Физическое развитие:
1 Подвижные игры:
* «Кто быстрее до цветка»
* «Цветок, цветок, соберись в венок»
* «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»
2 Физкультминутки:
* «Бабочки»
* «Кузнечики»
* «На лугу растут цветы»
3 Пальчиковые игры:
* «Божья коровка»
* «Бабочка проснулась»
* «Светлячок-червячок»
* «Сороконожки»
* «Пчелки»
4 Расскажи стихи руками:
* Г. Голова «Бабочка»
* Е. Жданова «Стрекоза»
Л. Огурцова «Шмель»
5 Экологические тренинги :
* «Я- цветок»
* «Божьи коровки и люди»
* «Жуки»
* «Гусеницы»
Взаимодействие с родителями:
* Информация родителей о проходящем проекте и обсуждение его с родителями.
* Привлечение родителей к сбору информационного и иллюстративного материала
* Папки- передвижки для родителей: «Растения в легендах и сказках»
* Консультации: «Расскажите детям» «Белые ромашки- любимые цветы» «Кукла-оберег Кубышка-травница»
* Выставка коллективных работ по изобразительной деятельности.
3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ
1 Анализ результатов работы по проекту.
2. Презентация проекта на родительском собрании
3. Продолжение тесного взаимодействия с семьями воспитанников по воспитанию бережного отношения к окружающей природе. 4. Подготовка отчета о проделанной работе.
5. Оформление материалов.
Практическая значимость проекта :
1 Расширение интеграции образовательных областей.
2 Дальнейшее обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учетом познавательных интересов детей и их культурно-образовательного опыта.
3 Овладение детьми навыками исследовательской деятельности в окружающей, освоение этические нормы отношений к живому, формирование умения понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.