Татьяна Захарова
Закаливание в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями и обществом встает вопрос — каким воспитать ребенка, чтобы он не болел, разумно развивался.
Внедрение в детских садах закалки–тренировки заключается в предложении нового практического взгляда на роль человека в природе, в формировании основ природного мышления, которое отражается в совершенствовании тела и гармоничном развитии психологии человека в единстве с природными явлениями.
Публикация «Закаливание в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Давно известно, что здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 -20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 -70 % - от образа жизни. Важную роль играет закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.
Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и
- специальные: общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия
- физкультурой; к специальным закаливающим процедурам относятся закаливания
- воздухом (воздушные ванны, солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).
Воздушные ванны
Первой закаливающей процедурой для ребенка являются воздушные ванны. Необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2°С, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров, которые автоматически регулируют температуру и влажность.
Дети старше 1,5 лет гуляют не менее 2 раз в день по 2,5 - 3 ч при температуре не ниже -15 - 16°С.
Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо ребенка и зимой должно быть открыто.
Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды.
Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении. Максимальное время воздушных ванн для детей 30 - 40 мин. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.
Закаливание солнцем
Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при температуре
воздуха 20°С для детей и лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более.
Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С. После солнечных ванн, назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.
Водные процедуры
Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении – и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация.
Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением
активности. Третья фаза (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.
Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.
В дошкольном возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24°С, общие обливания температуры до 24 - 28°С. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.
Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть.
Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 - 2 мин (топчет
ими, затем в прохладную на 5 - 20 с. Число попеременных погружений 3 - 6.
Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1°С и доводят до 18 - 10°С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей.
Принципы закаливания
В результате применения методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.
В дошкольных и школьных учреждениях предложена система закаливания, которая должна формировать веру (а не стереотип) в здоровый образ жизни.
Предлагаемая система состоит из нескольких, постоянно сменяющих друг друга ступеней по оздоровлению. Начинаются они дома, с пробуждением, продолжаются в течение дня в детском саду и школе и заканчиваются вечером перед сном. День у ребят в дошкольном учреждении начинается с утренней зарядки, которая регулярно проводится на свежем воздухе в облегченной одежде. В комплекс зарядки обязательно включаются несколько упражнений на дыхание. После зарядки в группе дети моют холодной водой лицо, руки, шею, ушные раковины, полощут рот и нос. В течение дня в помещении дети находятся в легкой одежде, босиком или раздеваются до трусиков. Температура в комнате поддерживается не выше 22–24оС.
Во время прогулок у детей облегченная одежда (преимущественно из хлопчатобумажных тканей, соответствующая погодным условиям и позволяющая детям активно двигаться и играть в подвижные игры.
В детском саду дети спят в одних трусиках в хорошо проветренной спальне.
Центральным звеном закаливания является целая цепочка последовательных действий, которые можно выполнять как до, так и после дневного сна. Они проходят по следующей схеме:
• ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»,
• пульсирующий микроклимат,
• выход на землю или снег в трусиках,
• обливание всего тела холодной водой.
Все это выполняется в течение 15 минут быстро, энергично и, конечно же, в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния.
В систему закаливания входят и занятия дома, иначе организм теряет тренированность системы теплорегуляции.
Детям передают свой опыт взрослые: в дошкольных учреждениях — воспитатели, дома — родители. Делать это могут те люди, которые его имеют, сами на себе все почувствовали. Поэтому важное место в системе закаливания занимает просвещение родителей, коллектива детского сада и приобщение их к здоровому образу жизни. С этой целью необходимо информировать по этому вопросу, давая методические рекомендации и домашние задания по закаливанию и физическим упражнениям.
Методика проведения закаливающих процедур
Предлагаемая методика закаливания дошкольников имеет два варианта. Вариант первый — щадящий и рассчитан на 11–12 месяцев. Причем, начинается он с холодного времени года — февраля. Вариант второй — несколько ускоренный. Начинается он с октября и предусматривает первый выход на снег в марте. Общее в этих вариантах то, что и в том и в другом случае неукоснительно соблюдаются принципы постепенности и последовательности холодовых нагрузок. Разница — в их продолжительности.
Если схематично представить оба варианта, то последовательность закаливающих процедур будет следующая:
• воздушные ванны, босохождение и умывание холодной водой,
• обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер,
• обливание всего тела холодной водой,
• подготовка к выходу на морозный воздух, использование пульсирующего микроклимата, а перед выходом на снег — топтание на замерзшем полотенце.
Вот так, не спеша, постепенно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания, как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос: «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания». Ответ заключен в третьем принципе — интенсивность. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.
Организация закаливания в дошкольных учреждениях
Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.
Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.
Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.
Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам занимается закаливанием, верит в его пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.
Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой. У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна крупица нового мышления.
Заключение
Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья.
Центральным звеном закаливания является целая цепочка последовательных действий, которые можно выполнять как до, так и после дневного сна. Они проходят по следующей схеме:
• ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья»,
• пульсирующий микроклимат,
• выход на землю или снег в трусиках,
• обливание всего тела холодной водой.
Методика закаливания дошкольников имеет два варианта : щадящий и ускоренный.
И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений, которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему закаливания, они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.
Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.
Список использованной литературы
1. Праздников В. П. : "Закаливание детей дошкольного возраста" – Санкт-Петербург: изд-во "Медицина",2008 – с. 125
2. Пономарев С. А. : "Растите детей здоровыми" - М. : изд-во "спортИв", 2012.- с. 360
3. Голубева Л. Г. Закаливание дошкольника : пособие для родителей / Л. Г. Голубева, И. А. Прилепина; под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007. – 32 с.
4. Доскин В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 2009. – 144 с.
5. Козырева О. В. Если ребенок часто болеет: пособие для педагогов и инструкторов физкультуры / О. В. Козырева. - М. : Просвещение, 2008. – 96 с.
6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. - М. : Инфра, 2012. - 158 с.
7. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ. 2011. – 88 с.
8. Воронцова И. М., Беленький Л. А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С. -Петербург, 2010. - С. 27.
9. Праздников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста - М., 2008. - С. 220.
10. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф. - Дубна, 2012. - с. 115.