Алевтина Белоногова
Экологический дизайн развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как средство эколого-этического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический дизайн развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как средство эколого-этического воспитания детей
Вступив в век научно-технического прогресса, человечество получило огромную пользу в виде бешеного роста мирового производства, торговли, глобальной индустриализации, мировой культурной интеграции и пр., однако вместе с тем мы пришли и к негативным результатам этого мирового процесса - росту потребительского отношения к окружающей среде, приведшему в конечном счете к глобальному экологическому кризису.
Публикация «Экологический дизайн развивающей предметно-пространственной среды ДОУ как средство эколого-этического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Впервые наиболее остро эту проблему ощутили в 60-е годы 20 века, кстати, именно тогда экология была выделена в отдельную ветвь науки и получила свое широкое распространение. Тогда же, как следствие, появились такие понятия, как экологическая этика, экологическая культура. Было понятно, что первым и главным шагом к решению и предотвращению экологических проблем должна стать переоценка ценностей, изменение мировоззрения и отношения к окружающему миру. Возникла необходимость включения этики в сферу экологии, т. к. только осознанное взаимоотношение человека и природы, нравственное отношение к окружающей природе, формирует чувство ответственности, любви и сострадания к природе.
Современное состояние экологического образования общества характеризуется весьма значительными проблемами, упущениями. Чаще всего люди усваивают знания, готовы воспринимать рассказы об экологических бедствиях, но зачастую не проявляют интереса к тому, чтобы самим разобраться в причинах их возникновения; выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями.
Поэтому эколого-этическое образование так важно начинать с дошкольного возраста. Детство является особым, наиболее важным этапом развития человека и личности. Именно в детстве закладываются основные социально значимые качества человека как личности, части общества, гражданина своей страны, формируются представления об окружающем мире, отношение к людям, природе, своем народе, и мироощущение в целом. Поэтому особенно важно в этот период жизни привить ребенку любовь и уважение к окружающему его миру, природе, животным, приучить к ответственности, которая возложена на человека как на самое разумное существо за его действия по отношению к планете.
С. Л. Новоселова утверждает: для творческого развития ребенка необходима развивающая предметная среда и содержательное общение со взрослым. «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». [4]
Одним из важных и действенных средств эколого-этического образования выступает экологический дизайн развивающей предметно-пространственная среда. Существует несколько определений развивающей среды.
По определению В. А. Петровского, развивающая среда – это специальным образом организованное окружающее пространство ребенка, способное оказывать позитивное влияние на самообучение и саморазвитие ребенка.
М. Н. Полякова отмечает, что развивающая среда – естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. [2]
Образовательная (развивающая) среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (по определению В. А. Ясвина). [3]
По ФГОС, «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [1]
В соответствии с ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Как такового определения экологического дизайна РППС не существует, однако понятно, что это деятельность, направленная на оснащение РППС элементами, способствующими развитию эколого-этического образования детей и ее (деятельности) результаты. Иными словами, это оснащение РППС группы, территории дошкольной организации экологическими комплексами.
Экологический дизайн развивающей среды должен способствовать:
познавательному развитию ребенка;
эколого-эстетическому развитию;
оздоровлению ребенка;
формированию нравственных качеств;
формированию экологически грамотного поведения;
экологизации различных видов детской деятельности.
Основными элементами экологического образования РППС в дошкольных учреждениях принято считать центр природы и экологические пространства на участке ДОУ.
Центр природы традиционно наполняется несколькими видами растений (в зависимости от возраста детей, табличками к ним, сосудом с водой, формочками для снега и льда, камнями, глиной, песком, природным и бросовым материалом - шишками, веточками, ракушками и пр. ; предметами ухода за растениями - лейками, совочками, палочками, стаканами, ящиками для рассады.
Некоторые дошкольные учреждения оснащены аквариумом и/или живым уголком, в котором обитают черепахи, попугаи и прочая живность, однако размещаются они в отдельных помещениях, поскольку в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (ред. от 20.12.2010, размещение аквариумов, животных и птиц в помещениях групповых комнат запрещено. И отнюдь не каждый детский сад может позволить себе такую роскошь.
Однако уход за растениями и животными – ключевой момент в эколого-этическом развитии детей. Дети на практической работе учатся нести ответственность за жизнь обитателей уголка, вырабатывается позитивное отношение к животному и растительному миру, эмпатия. Кроме того, такие элементы являются одним из компонентов познавательного развития детей – они учатся отличать одно растение от другого, запоминают способы ухода за обитателями уголка. И что немаловажно – интерес к такого рода деятельности у детей постоянен.
Кроме растений, в центре природы также присутствуют такие компоненты, как муляжи овощей и фруктов, иллюстрации по временам года, набор карточек животных (диких, домашних, уголка природы, птиц, растений, репродукции художников, сюжетные картинки, альбомы диких, домашних животных, насекомых, птиц, деревьев, цветы на клумбе, растения леса, поля, луга, фотоматериал: «Мой город, мой район», стихи по временам года с картинками, пословицы, загадки, приметы, поговорки, календарь природы.
Благодаря наглядным материалам дети узнают о многообразии животного и растительного мира, воспитывается интерес к природе, бережное отношение к ней, наблюдательность. Дошкольники знакомятся с родным краем, вырабатывается первичные чувства принадлежности к нации, любви к своей малой родине, стране.
Центр природы организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников. Объекты, предметы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы. Вместе с этим объекты должны быть доступны детям. Также должны учитываться санитарно-гигиенические требования, особенно при размещении растений и животных (они не должны наносить вред здоровью детей, к месту размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за ними).
Другим традиционным компонентом экологического образования в развивающей среде являются экологические пространства на участке.
Чем больше разнообразных насаждений на территории детского сада – тем лучше для детей как в плане эколого-этического образования, так и познавательного развития, и оздоровительного компонента. Во многих детских садах вдоль забора посажены кустарники и деревья, которые служат не только как элементы экологического воспитания, но и как своеобразный барьер для от агрессивной окружающей среды – пыли, шума, выхлопных газов и ветра. Важно, чтобы среди зеленых насаждений присутствовало разнообразие – небольшие декоративные кустики или клумбы с неприхотливыми цветами у входа в детский сад, выполняющие декоративную и эстетическую функцию, вдоль забора – развесистые клены, спасающие в жаркий день своей тенью, рябина с ее яркими гроздьями ягод, привлекающими внимание всю осень и зиму, и выполняющими роль кормушки для птиц, липа со сладким медовым ароматом соцветий, береза как символ духовности и любви к родине, хвойные деревья, очищающие воздух, плодовые деревья и пр. Кроме того, важно, чтобы на территории участка также росли полевые цветы – дети любят рассматривать то, что находится буквально «под ногами», так они самостоятельно знакомятся с природой родного края, изучают его фауну.
На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные "экологические пространства", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.
Одним из интересных и наиболее нужных таких пространств является "Хвойный бор" – небольшой участок, засаженный хвойными деревьями: елью и сосной. Со временем под ними образуется кислая земля, пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями : шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, почву покроют мхи и лишайники. Наибольшая ценность "хвойного бора" заключается в его оздоровительных свойствах – хвойные деревья выделяют фитонциды и очищают воздух от болезнетворных бактерий. Прогулки в бору и вблизи него оказывают благотворные влияние на здоровье детей.
Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом образовании детей. Плоды, собранные в нем, не пригодны для потребления в пищу (если детский сад находится в пределах города, однако им можно кормить животных (если таковые в детском саду имеются). Кроме того, плоды деревьев, как правило, являются своеобразной «кормушкой» для птиц, благодаря чему дети могут наблюдать естественные взаимосвязи в природе.
На большом участке детсада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3 – 4,5 метра устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху – домик для гнездования, на земле вокруг столба – желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год – зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной устраивать гнезда в домике и выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений неживой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно определять направление ветра; если вокруг столба и желоба имеется утрамбованная площадка, в солнечный день на ней можно фиксировать по перемещению тени столба движение солнца. Дошкольники небольшими группами могут приходить на площадку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных. [5]
На территории детского сада можно создать мини-ферму, фитополяну, "уголок нетронутой природы", экологическую тропу или зеленый маршрут. Эти "экологические пространства" позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период. В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада являются цветники – учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом.
Менее популярным компонентом эколого-этического воспитания является экологическая комната. Конечно, это не означает, что она менее действенна в работе по экологическому воспитанию, а такое положение вещей обосновано лишь тем, что далеко не каждый детский сад может найти свободное помещение и обустроить его. Предназначена она для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. В ней могут быть собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы природоведческого и экологического содержания, карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры, способствующие формированию у детей системы представлений не только о природе родного края, но и о взаимодействии человека с миром природы, о его позитивном воздействии на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния. [5]
Еще одним интересным компонентом экологического дизайна является зимний сад. В нем размещаются не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений, их общие и отличительные признаки внешнего вида, будет способствовать формированию у дошкольников умений сравнивать, обобщить, классифицировать.
Лаборатория предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе, которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. [5]
В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений. [5]
Музей природы родного края позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.
Содержательное наполнение музея природы:
I Раздел «Природа родного края»
Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т. д.).
Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).
Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.
Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.
II Раздел «Природоохранительная деятельность ДОУ».
Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т. д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала. [3]
Таким образом, одним из основных средств эколого-этического воспитания детей дошкольного возраста и наиболее интересных с точки зрения воплощения в жизнь, является экологический дизайн развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Грамотная организация развивающего пространства позволяет обеспечить формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает развить в ребенке позитивное и ответственное отношение к ней и обеспечить становление ценностного отношения ко всему живому.
Библиографический список
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Ахунзянова В. Моделирование предметно – развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС [Электронный ресурс] / Ахунзянова В. //Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravleniedou/2014/12/01/modelirovanie-predmetno-razvivayushchey-sredy-v-dou-v/
3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М., Изд-во центр «Академия», 2002 г. – 336 с.
4. Новоселова С. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно- воспитательных комплексах. – М., 2001.
5. Тимофеева И. В. Развивающая среда для экологического образования : экологические комплексы в ДОУ [Электронный ресурс] / Тимофеева И. В. // Педпортал. нет. – Режим доступа: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/razvivayuschaya-sreda-dlya-ekologicheskogo-obrazovaniya-ekologicheskie-kompleksy-v-dou-677504
6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка - Пресс, 2003. - 192 с