Анжелика Козлова
Планирование экологических развивающих прогулок «Осенние путешествия» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические развивающие прогулки
для детей средней группы
Авторы: Козлова А. А.
Кулибаба Е. О.
Лукьянова А. В.
Краснодар
2022
СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ.
Публикация «Планирование экологических развивающих прогулок „Осенние путешествия“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Педагогическая цель: учить детей самостоятельно определять погоду и пока-зывать ее влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев; воробьям прыгать тяжело); обобщать первичные представления об осени; закреплять умение самостоятельно быстро одеваться.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудо-вая, познавательная.
Средства реализации : детские ведерки, грабельки, корзины для листвы, атри-буты для игр.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца отражают осенний сезон : Листопроводец - проводы листьев; Ревун - идут дожди, непогода; Хмурень - угасание солнечного света, хмурое небо; В сентябре принято заканчивать полевые работы, и не случайно когда-то он был первым месяцем в году.
Воспитатель предлагает посмотреть на небо и ответить, что на нем - солнце, облака или тучи; какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое, ка-кое небо (голубое, высокое).
Делает вывод: «Погода сегодня солнечная, сухая, теплая». Обращает внима-ние на ветер, просит посмотреть на деревья - качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Делает вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек».
Приметы: чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; теплая осень - к долгой зиме.
Поговорки и пословицы: осень - погоды перемен восемь; от осени к лету по-ворота нету.
Художественное слово.
Вот и осень наступила,
Ножки в луже промочила.
Ветерок чихнул - С дерева упал листок,
Повернулся на бочок и уснул.
А. Гришин
Загадка.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь елочек и сосен. Я -. (осень).
2. Беседа по вопросам:
- Какое солнце? (Яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое.)
- Какое небо? (Голубое, высокое.)
- Есть ли ветер, какой он? (Холодный, сильный, пронзительный.)
3. Трудовое поручение.
Оказание помощи дворнику в уборке участка детского сада от упавших веточек и листьев.
4. Дидактическая игра «Найди ошибку».
5. Игровая деятельность.
Подвижная игра «Пробеги тихо».
СЕНТЯБРЬ
ПРОГУЛКА НА ОГОРОД.
Педагогическая цель: расширять и углублять знания детей о природных яв-лениях; учить видеть красоту природы; обогащать словарь детей антонимами; развивать ловкость, быстроту; воспитывать умение внимательно слушать текст.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная. Средства реализации : детские ведерки, грабель-ки, корзины для листвы, атрибуты для игр.
Организационная структура прогулки
1. Целевая прогулка на огород.
Осень – пора урожая. На огороде созрели овощи: помидоры, болгарский перец, баклажаны. Редис вырос еще весной. Укроп и горошек еще летом отцвели, их собрали. Рассмотреть внешний вид собранных овощей с использованием мнемотаблиц.
Приметы: дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими капельками; дождь при солнце скоро прекратится.
Поговорки и пословицы: осень идет и дождь за собой ведет; осенью ложка воды - ведро грязи. Художественное слово.
Загадка.
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (Дождь.)
2. Беседа по вопросам:
- Почему не слышно щебета птиц?
- Какие изменения в погоде вы заметили?
- Как можно назвать такую погоду?
- Когда собирают урожай редиса, зеленого горошка?
- Какие овощи остались на огороде осенью?
3. Трудовое поручение.
Уборка сухой листвы и веточек на участке.
4. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Педагог говорит предложение, а дети его заканчивают.
Сахар сладкий, а перец. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью. (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая). И т. д.
5. Игровая деятельность.
Подвижная игра «Жмурки».
Игра «Насекомые».
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ.
Педагогическая цель: уточнить представления детей о способах приспособ-ления насекомых к холодному периоду; учить детей понимать схематическое изображение позы человека; развивать любознательность, внимательность; воспи-тывать любовь к природе, желание ее беречь.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудо-вая, познавательная.
Средства реализации : детские ведерки, грабельки, корзины для листвы, атри-буты для игр.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за насекомыми.
- Куда девались кузнечики? Почему не видно в пасмурные прохладные дни божьих коровок? Все жуки и бабочки прячутся в трещины стволов деревьев, в щели домов и заснули, если им становится холодно. Посмотрите, на дереве сухой пакет из листьев, он весь окутан паутиной и висит на ней: внутри пакета белые ко-коны. В коконе зимует малюсенькая гусеница бабочки-боярышницы.
Давайте пройдем в уголок леса. У старого пня отогнем кусочек коры и увидим множество личинок жука-короеда. Кора дерева надежно защищает их от холода и снега. Некоторые насекомые еще только готовятся к зиме: пчелы, осы, шмели, мухи, жуки-долгоносики еще появляются на улице, но уже не в таком количестве, как летом. Скоро и они попрячутся.
Приметы: появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме; большие мура-вьиные кучи к осени - к суровой зиме.
Поговорки и пословицы: осенняя муха сильнее кусает; и птица чует, что хо-лод будет.
Пока не село солнце, скорее по-несла. Полосочки на тельце, прозрачных два крыла, Попьем мы чаю с медом, раз трудится пчела.
Т. Цыренова
Художественное слово.
ПЧЕЛКА
Труженица пчелка вьется над цветком,
Нектар в нем собирает тонким хоботком.
Свою добычу в улей работница-пчела
Загадки.
На вид, конечно, мелковаты, но все, что можно, тащат в дом,
Неугомонные ребята - вся жизнь их связана с трудом. (муравьи)
Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед,
Людям всем она мила, а зовут ее. (пчела).
2. Беседа по вопросам:
- Каких насекомых вы знаете?
- Назовите отличительные признаки насекомых.
- Почему некоторые насекомые исчезли?
- Куда они могут спрятаться?
- Как могут передвигаться насекомые?
3. Трудовое поручение.
Сбор урожая овощей на огороде для оформления композиций к празднику урожая.
4. Дидактическая игра «Кто (что) летает?».
Дидактическая игра "Поваренок"
Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
5. Игровая деятельность.
Подвижная игра «Замри!».
СЕНТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ
Педагогическая цель: продолжать расширять знания детей о животном мире; выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям); обогащать словарный запас детей; развивать ловкость.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудо-вая, познавательная.
Средства реализации : корм для птиц; спортивное оборудование для самосто-ятельных игр; маски птиц.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за птицами.
- Прислушайтесь к голосам птиц. (Дети заметят, что их голоса слышно редко.) Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров для подкормки своих птенцов. Теперь насекомых мало, они прячутся: кто под кору дерева, кто в землю, кто в траву. Птицы, которые питаются насекомыми, начинают готовиться к отлёту в тёплые края, где много тепла и корма. Такие птицы называются перелётными. Птицы, которые могут питаться зернами, ягодами, остаются в городе. Они называются зимующими. В результате наблюдений нужно сделать с детьми вывод:
Если на деревьях листья пожелтели, если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется, это время года как зовется? (Осень.)
- Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внеш-него вида птиц. (Ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями.) Понаблюдайте за способом питания. (Воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там не торопясь съесть.)
Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.
Художественное слово.
ВОРОБУШЕК
Комочек серых перышек, Вот выкупался в лужице
Веселый наш воробушек И к детям под окошко
В саду хлопочет, кружится, Летит за хлебной крошкой.
2. Беседа по вопросам:
- Назовите птиц, которых вы знаете.
- Назовите перелетных птиц.
- Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края?
- Назовите зимующих птиц.
- Почему зимующие птицы могут оставаться в городе зимой?
3. Трудовая деятельность.
Кормление птиц.
4. Дидактическая игра «Кто (что) летает?».
Дидактическая игра «Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
5. Игровая деятельность.
Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».
ОКТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ.
Педагогическая цель: объяснить, что в природе ничего не происходит слу-чайно (опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле)’, продолжать учить детей классифицировать растения по определенному признаку; учить ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, быстроту реакций; учить детей действовать по сигналу; закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудо-вая, познавательная.
Средства реализации : детские ведерки, грабельки, корзины для листвы, мяч.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за листопадом. Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
Воспитатель обращает внимание детей на опавшие листья, предлагает самим проверить, как шуршит листва; рассказывает о том, что, сбрасывая листья, дере-вья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они нужны почве и растениям.
Приметы: если во время листопада листья ложатся «лицом» вниз, зима будет холодной, изнанкой вверх - теплой; лес шумит - к оттепели.
Поговорки и пословицы: в октябре на одном часу и дождь, и снег; сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
Художественное слово.
ОСЕНЬ
Если нету настроения, Если дети на прогулку
Если улица промокла, Не высовывают носа,
Дождь размазывает слезы Это значит - потеряла
По асфальту и по стеклам, Разноцветный зонтик Осень.
Э. Булгакова
Загадка.
Целый день играют в прятки с ветром рыжие заплатки. (Листопад.)
2. Беседа по вопросам:
- Все ли деревья сбрасывают листья?
- Как они называются?
- Какие деревья первыми сбросили листву?
- Как называется явление природы, при котором падают листья?
- Что мы можем сделать в детском саду, чтобы стать участниками акции «Очистим планету от мусора»?
3. Трудовое поручение.
Помощь дворнику в уборке мусора на территории детского сада.
4. Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве».
Подвижная игра «Догони мяч».
ОКТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ
Педагогическая цель: продолжать расширять знания детей о животном мире; выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличие корма и приспособлением к погодным условиям)-, обогащать словарный запас детей; развивать ловкость.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудо-вая, познавательная.
Средства реализации : спортивное оборудование для самостоятельных игр, атрибуты для игр.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за птицами
- Птиц стало меньше, улетают скворцы и ласточки. На участке гости - воробьи, вороны, голуби. Рассмотрите их внешний вид, какие из них охотнее клюют тот или иной корм. На ветках деревьев можно увидеть опустевшие гнезда птиц, которые летом трудно отыскать. Рассмотрите их. Гнезда ворон большие и находятся на высоких деревьях, высоко в ветках, так что их почти не видно было в листве; гнезда воробьев в основном находятся на низкорослых деревьях, под наличниками окон, они значительно меньше вороньих. Гнезда сделаны из различных веточек и палочек, сплетенных и сложенных в виде полушария.
- Прислушайтесь к голосам птиц. (Дети замечают, что их голоса реже слышно.) Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они пели, ловили в воз-духе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. У этих птиц нет теплого подпушка под перьями для защиты от зимних холодов и снега. При возможности нужно показать детям косяки пере-летных птиц. У разных птиц форма клиньев стаи разная.
Приметы: птицы запели в дождь - к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; гуси летят - зимушку на хвосте тащат.
Художественное слово.
ВОРОБЕЙ
Что желаешь, воробей?
Мне бы зернышек пшеничных,
Мне бы горстку отрубей,
Хлебных корочек обычных.
Загадка.
Чудо-юдо на суку: длинный клюв и два крыла.
А кого червяк боится? Угадали? Это. (птица).
2. Беседа по вопросам:
- Назовите перелетных птиц.
- Почему птицы улетают в теплые края?
- Как называются птицы, остающиеся зимовать?
- Назовите отличительные признаки птиц от других представителей животного мира.
3. Исследовательская деятельность Метеостанция
Необходимый инвентарь: несколько уличных и комнатных термометров, блокнот, ручка. Дети - метеорологи. Их задача — зафиксировать показания термометров в разных «климатических зонах». Необходимо развесить термометры в тени, на солнце. Дети проводят наблюдения и зарисовывают показания изменения темпера-туры в разных «климатических зонах».
4. Трудовое поручение.
Уборка участка детского сада от сухих веточек и листьев.
5. Дидактическая игра «Что это за птица?».
6. Игровая деятельность.
Подвижная игра «Воробушки».
ОКТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ.
Педагогическая цель: учить детей понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.
Средства реализации : детские ведерки, грабельки, корзины для листвы, атрибуты для игр.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за листопадом.
Своевременное опадание листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испаре-ния воды и механического повреждения при обильном снегопаде. Листопад спо-собствует удалению из растений накопившихся в листьях вредных продуктов рас-пада. Соберите самые красивые и разнообразные по оттенкам, форме и величине листья для осеннего букета и сбора гербария.
Приметы: поздний листопад - к суровой продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо - морозы наступят нескоро.
Поговорки и пословицы: старые деревья молодые охраняют; срубили кусты - прощай, птицы!
Художественное слово.
Есть время природы особого света,
Неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется бабье лето,
И в прелести спорит с самою весною. О. Бертгольц.
Загадки.
Сидит - зеленеет, лежит — пожелтеет, падет - почернеет. (Листок.)
Рыжий Егорка упал в озерко, сам не утонул и воды не всколыхнул. (Лист.)
2. Беседа по вопросам:
- Что такое листопад?
- В какое время года бывает листопад?
- Все ли деревья сбрасывают листву осенью?
- Как называются деревья, которые сбрасывают листву осенью?
- А те, которые не сбрасывают листву вообще?
3. Трудовое поручение.
Наполнение фитоподушечек ароматными лекарственными растениями.
4. Дидактическая игра «Где что растет?».
5. Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»
6. Игровая деятельность.
Татарская народная игра «Лисички и курочки».
ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.
ОКТЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ.
Педагогическая цель: закрепить представления детей о многообразии насеко-мых; формировать знания о том, как насекомые приспосабливаются к зимним условиям; развивать любознательность, внимательность; воспитывать любовь к природе, желание ее беречь; развивать выдержку, внимание, ловкость; упражнять в катании мяча.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудо-вая, познавательная.
Средства реализации : детские ведерки, грабельки, корзины для листвы, атри-буты для игр.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за насекомыми.
Жизнь насекомых находится в непосредственной зависимости от многих факторов — температуры, влажности, пищи, света. Осень — не самая благоприятная пора для жизни насекомых, с одной стороны, из-за погодных условий, с другой, — из-за отсутствия корма. Неустойчивая погода с резкими перепадами температуры — от теплых дней до заморозков, а также проливные дожди отрицательно влияют на их активность. К тому же осенью у растений прекращается рост и развитие, и они становятся непригодными для питания. Поэтому у многих насекомых активная жизнь приходится на весну и первую половину лета, когда растения содержат большое количество питательных веществ. А к концу осени в состоянии зимнего покоя находится уже большинство насекомых. Но у отдельных холодостойких видов (зимний комарик, активная жизнь может продолжаться до глубокой осени и даже до начала зимы. В зависимости от поведения осенью, насекомые делятся на 2 группы :
1. Взрослые формы погибают, а остаются зимовать личинки, куколки, яйца.
2. Остаются зимовать во взрослом состоянии: бабочка крапивница, траурница, павлиний глаз, божьи коровки, жужелицы, жуки навозники, муравьи).
Приметы: муравьи увеличивают муравейники - жди холодной зимы; большие муравейники к осени- к суровой зиме.
Поговорки и пословицы: октябрь землю покроет где листком, где снежком; холоден батюшка октябрь, да ноябрь и его перехолодил.
Художественное слово.
МУРАВЬИ
Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться, муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай!
А. Бабаджан
Загадка.
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела.)
2. Беседа по вопросам:
- Каких насекомых вы знаете?
- Куда попрятались насекомые?
- Почему исчезли насекомые?
- Какие насекомые зимуют во взрослом состоянии?
3. Трудовое поручение.
Сбор плодов деревьев и кустарников для оформления осенних композиций.
4. Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжает».
Подвижная игра «Катай мяч».
НОЯБРЬ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРВЫМ СНЕГОМ.
Педагогическая цель: продолжать знакомить детей с природными явлениями; закреплять представления о последнем периоде осени; развивать наблюдательность, любознательность, ловкость, быстроту реакций.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудо-вая, познавательная.
Средства реализации : игрушки (по выбору детей, атрибуты для игр.
Организационная структура прогулки
1. Наблюдение за первым снегом.
Педагог обсуждает с детьми красоту выпавшего первого снега: «Полюбуйтесь необычностью этого явления. Когда выпадает первый снег, он идет очень тихо и обычно скоро заканчивается. Рассмотрите снежинки на темных варежках или ру-кавах. На что они похожи? Найдите одинаковые снежинки по внешнему виду».
В Краснодаре первый снег выпадает в ноябре-декабре, но зачастую не лежит более двух-трех суток в силу преобладания положительных температур. Средняя температура месяца 8 градусов тепла.
Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется лежать.
Поговорки и пословицы: первый снежок не лежок; в ноябре снегу надует - хлеба прибудет.
Художественное слово.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужи-цы В холод-ное стекло.
Н. Некрасов
Загадка.
Мягкий он, а не подушка, липнет он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка, а согреешь - ручеек. (Снег.)
2. Беседа по вопросам:
- Что такое снег? (Замерзшая вода.)
- Откуда идет снег? (Из туч.)
- Какой снег? (Легкий, пушистый, белый.)
3. Трудовое поручение.
Разгрести снег на участке, чтобы не было луж, после того как снег растает.
4. Исследовательская деятельность.
- Снимите варежки и поймайте снежинки на ладони, посмотрите, что с ними станет.
Вывод: снег тает от тепла руки. Снег - это замерзшая вода, но его нельзя брать в рот, несмотря на то, что он выглядит белым. Снег грязный, так как, летя по воздуху, он собирает частички пыли и вредных веществ из воздуха.
5. Игровая деятельность.
Дидактическая игра «Белкины запасы»
Подвижная игра «Самолеты».
Подвижная игра «Зайцы и волк»