Анастасия Александрова
Экологические акции как средство воспитания экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях»
Ж. Руссо
«Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», - говорил Маленький принц из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.
Маленький принц говорил правильные вещи, он был разумнее многих взрослых, он смотрел глазами, а видел сердцем. Его сердце умело любить и проявлять эту любовь не только словами. Он заботился о своей планете, думал о её будущем, ведь если он «не будет беречь её и пропалывать баобабы» – свершится ужасное. Так и коллектив нашего детского сада в течении нескольких лет пытается научить и приучить детей заботиться о своей планете.
Публикация «Экологические акции как средство воспитания экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников - новое направление в дошкольной педагогике, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.
В своей работе мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, труд в природе, экологические дидактические игры, праздники, экологические акции.
Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы экологического воспитания детей.
Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
- акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых;
- акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что и от него зависит состояние окружающей нас среды;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил.
При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:
- осмысленность (нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают);
- отсутствие духа соревнования (участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге);
- системность (последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь);
- гласность (дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими).
Любая акция включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап: (составление и вывешивание текста объявления о начале акции с указанием: темы, цели, сроков).
2. Познавательно - исследовательский этап: (организация наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, чтение художественной литературы, решение проблемных задач).
3. Этап практической деятельности.
4. Подведение итогов: (объявление благодарности всем участникам, изготовление плакатов с результатами акции).
Экологические акции, которые регулярно можно организовывать в детском саду
Субботники
Цель акции: привлечь сотрудников, родителей, дошкольников к проблемам чистоты и санитарного состояния территории детского сада.
1. Подготовительный этап
2. Познавательно - исследовательский этап:
- Наблюдение на прогулке за работой дворника;
- Экскурсии вокруг детского сада и за территорию учреждения с целью наглядного наблюдения проблемы мусора в городе;
- Беседы: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», «Земля наш общий дом», «Планета земля в опасности»;
- Рассматривание иллюстраций, картин: «Помощники», «Что я видел?», «Чистый мир»;
- Экспериментальная деятельность: «Как ветер разносит мусор», «Зеленый патруль»,
- Дидактические игры «Экологическое лото», «Можно – нельзя», «Цветы»,
3. Этап практической деятельности:
- Благоустройство и уборка мусора на территории детского сада;
4. Подведение итогов:
Сбор макулатуры
Цели:
1. Сохранение и ответственное потребление природных ресурсов нашей планеты.
2. Привлечение внимания подрастающего поколения к необходимости вторичного использования природных ресурсов.
3. Распространение информации о важности мероприятия по сдаче макулатуры для вторичной переработки.
4. Вовлечение детей и родителей в игровой, соревновательной форме в практику сбора и сдачи макулатуры.
Задачи:
1. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
2. Воспитывать начала экологической культуры дошкольников.
3. Вовлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность.
4. Дать детям представление о полезных свойствах леса.
5. Собрать и отправить в переработку макулатуру, спасти деревья от вырубки.
1. Подготовительный этап:
2. Познавательно - исследовательский этап:
- Беседы: «Бумага в нашей жизни», «Для чего нужно сдавать макулатуру?»,
- Презентация «Производство бумаги», «Переработка макулатуры»
- Исследовательская деятельность: опыт «Свойство бумаги».
3. Этап практической деятельности:
- изготовление плакатов;
- сбор макулатуры в детском саду.
«Крышечки доброты»
Акции по сбору крышечек в разных регионах нашей страны называются по-разному. У детских садов есть возможность присоединиться к этим проектам.
Цель акции: привлечь детей и взрослых к совместным решениям экологических и социальных задач, формирование экологической культуры и понимания необходимости сокращения количества отходов и повторное их использование.
1. Подготовительный этап:
2. Познавательно - исследовательский этап:
- Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»;
- Дидактическая игра «Разложи по цвету», «Собери фигуру», «Сухой аквариум», «Цветные дорожки», «Башенки», «Бусы», «Цветные пятнышки», «Цветное домино», «Разложи правильно», «Выложи узор по описанию», «Времена года», «Подуй и прокати», «Конопушки», «Крестики-нолики», «Лото»;
- подвижные игры: «Забрось крышку в корзинку», «Перепрыгни через змейку», «Брось – поймай», «Прокати крышку в ворота»;
3. Этап практической деятельности:
- Сбор пластиковых крышек в группе.
Проведение подобных акций рассчитано на то, чтобы пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды, воспитывать в подрастающем поколении бережное и внимательное отношение к природе своей малой родины.
«Сдай батарейку-спаси ежика!»
Цель акции: воспитывать экологически грамотное поведение в окружающей среде: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты.
1. Подготовительный этап:
2. Познавательно - исследовательский этап:
- Беседы: «Как вести себя в природе», «Для чего нужны батарейки», «Почему нельзя бросать батарейку в мусорное ведро?», «Куда деть использованную батарейку?», «Без чего нам не прожить?»;
- Просмотр мультфильмов: Фиксики «Батарейки», «Как работает батарейка»;
- Ситуативный разговор: «Что будет, если каждый выбросит одну батарейку»;
3. Этап практической деятельности:
- изготовление емкости для сбора отработанных батареек в группе;
- сбор отработанных батареек в детском саду (акция однодневная).
- поручить некоторым ребятам и их родителям отнести собранные батарейки в специальные пункты приема.
«Покормите птиц зимой»
1. Подготовительный этап:
Цель акции: изготовление кормушек детьми совместно с родителями, размещение кормушек на территории детского сада и в парке, организация дежурств в «птичьей столовой».
Задачи акции:
- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
2. Познавательно - исследовательский этап:
- Наблюдение на прогулке за птицами (вороной, воробьем, голубем, снегирем);
- Беседа «Зимующие и перелетные птицы»; «Что будет, если….»
- Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», С. Я. Маршак «Где обедал воробей»;
- Разучивание стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», И. Токмаковой «Голуби»;
3. Этап практической деятельности:
- оказание практической помощи пернатым друзьям.
4. Подведение итогов.
Результат: у детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
«Цвети, наш детский сад!»
Цель акции: привлечь сотрудников, родителей, дошкольников к озеленению и оформлению территории детского сада цветами.
1. Подготовительный этап
2. Познавательный этап:
- рассматривание иллюстраций: цветы, сады и парки Санкт-Петербурга, знакомство с профессией цветовода,
- Дидактические игры «Экологическое лото», «Можно – нельзя», «Цветы»,
3. Этап практической деятельности:
- посев семян цветов на рассаду;
- уход за рассадой;
- посадка цветов и цветочной рассады в вазоны, клумбы на территории детского сада;
Экологическая акция показывает, что любому из нас по силам принести реальную пользу своему городу, сделать его ещё более красивым, чистым и процветающим.
Нам всем приятно жить в чистом городе, поэтому экологические акции во всех отношениях нужное и полезное дело.
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!