Елена Ромашова
Экологическая викторина: «Экология глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая викторина : «Экология глазами детей»
Ход викторины:
(Перед началом викторины дети проходят жеребьевку: делятся на две команды №1, №2)
(В музыкальный зал под музыку входят дети).
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, болельщики, члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей викторине.
Публикация «Экологическая викторина: „Экология глазами детей“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ведущий: Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь березкою кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в гости к Природе. Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!
(Звучит музыка «Звуки леса», появляется Старичок-Лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте, друзья!
Ведущая: Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Лесовичок:
Я – Старичок - Лесовичок.
Домик мой в глуши лесной.
Лес стоит глухой стеной,
И деревья, и цветы.
Льется солнце с высоты.
Стукнул дятел по сосне,
Я кричу: «Лети ко мне,
Побеседуем вдвоем
В светлом домике моем».
Заяц прыгнул на лужок,
Говорю: «Привет, дружок!
Зайка вздрогнул,
вбок скакнул
И в кусты улепетнул.
Ой, трусишка! Ой, чудак,
У меня же нет собак!
Белки, лисы, дикий гусь –
Я со всеми подружусь,
Я гуляю без ружья,
Сторожу покой, друзья.
Ведущая: Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок - Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал?
Лесовичок: Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что вы собираетесь в гости к Природе. А без меня вам будет нелегко. Я лесной житель, в лесу мне все знакомо. А ещё у меня лесу много друзей, которые вас ждут и хотят с вами поиграть. Я храню Книгу Природы – в ней собрано много интересных игр и заданий. (Лесовичок достает толстую книгу из корзины и показывает ребятам.)
- Ребята, хотите узнать, кто мои друзья и поиграть с ними? Что бы играть было веселей, нам нужно разделиться на две команды. Команды будут играть, выполнять весёлые задания из Книги Природы и получать за это разноцветные фишки. Чья команда во время нашего путешествия в Природе наберёт большее количество фишек – та и выиграет!
Ведущая: С нами сегодня отправится в путешествие еще одна команда – команда «Мудрецов». (Представление жюри.)
Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
- За каждый конкурс жюри будет присуждать один бал, который приравнивается одной фишке.
I задание: «Собери картинку»
Лесовичок: Узнать название вашей команды, можно собрав разрезные картинки. Они находятся в моей волшебной Книге Природы. (Лесовичок раздаёт конверты обеим командам, и даёт детям задание собрать разрезные картинки). Как только начнется музыка, вы разворачиваете конверт и собираете разрезанную картинку.
Дети собирают картинки белочки и зайчика
Первая команда «Белочки»
По деревьям акробатки
Прыгаем не для зарядки
Шишки спелые найдём
В кладовые отнесём
Быстрые как стрелочки
Так ведь мы же … (Белочки) (Машут руками)
Вторая команда: «Зайчата»
Длинные ушки, быстрые лапки.
Бываю серый, но не мышка,
Я лесной … (Зайчишка) (Машут руками)
(«Мудрецы» надевают детям эмблемы с изображением названий команд и оценивают выполнение задания).
Ведущий: Молодцы, команды, в добрый час.
Пускай сильней кипит борьба
Успех решает не судьба
А только ваши знания
Желаю вам активней быть
Ну и конечно победить
Лесовичок: Ну, вот вы и получили первые фишки за то, что правильно собрали картинки. А теперь отправляемся в путь по лесной тропинке! (Дети друг за другом вслед за Старичком-Лесовичком двигаются под музыку по залу). Команды присаживайтесь на «брёвнышки» (стульчики, отдохнём.
- А теперь пришло время познакомиться с моими лесными друзьями. Я загадаю вам о них загадки из Книги Природы.
II задание: «Знакомство с лесными друзьями». Загадки из Книги Природы.
Лесовичок: Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться фишкой.
1. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.)
2. Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
3. Только ляжет снег не смело
И покроет все места,
Становлюсь и я весь белым,
Кроме кончика хвоста. (Горностай).
4. Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живёт и орешки грызёт (Белка).
5. Великан в лесу живет,
Он - сладкоежка, любит мед.
Когда испортится погода,
Он спать ложится на полгода. (Медведь)
6. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.)
7. Посмотрите-ка какая!
Вся горит, как золотая!
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица.
Как зовут ее? (Лисица.)
8. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
9. Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека –
Вроде сумки для орехов
Или скажем, вещмешка. (Бурундук)
10. Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд. (Медведь)
11. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?. (Зайчишка)
12. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. (Лиса)
13. Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
(«Мудрецы» оценивают выполнение заданий).
Лесовичок: А сейчас ко мне идите и немного отдохните с моими друзьями.
Динамическая пуза «Звериная зарядка»
Раз – присядка. Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
Птичка скачет, словно пляшет.
Птичка крылышками машет.
И взлетает высоко.
А лисята как проснуться,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало –
Начинаем все сначала!
Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу»
Динь – дон! Дин – дон!
Слева звон, справа звон!
Лето красное пришло, свет и радость принесло. (смотрят вправо – влево)
Дети по лесу гуляли за природой наблюдали. (Круговые движения глазами по и против часовой стрелки)
Вверх на небо посмотрели (фиксируют взгляд на потолке)
Их глазки лучики согрели. (ладонями накрывают глаза, не надавливая на них)
Рядом бабочки летали, крылышками нежными махали. (закрывают, открывают глаза)
Прилетала к ним пчела, на нос села она. (выставляют перед собой указательный палец. Прослеживают его движение к носу. (фиксируют взгляд на носу на несколько секунд.)
Лесовичок: Вы познакомились с моими друзьями. Все они живут со мной в лесу, но у каждого есть своё жильё! Попробуйте их расселить.
III задание: «Чей дом?» - эстафета. (Лесовичок раздаёт каждой команде маленькие карточки с изображением жилища. На противоположной стороне, на столах большие карточки с изображением животных и насекомых. Дети бегут, накрывают своей карточкой животного, который живет в этом жилище. Выигрывает та команда, которая без ошибок и быстро выполнит задание.)
(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).
Лесовичок: Еще у меня есть помощница
В лесу живет верещунья - белобока
А зовут ее…
Дети: Сорока
Влетает сорока под песню «Сорока»
Сорока: Кто тут позвал меня? Вы не знаете, друзья?
Здравствуйте, девчонки и мальчишки.
Я, сорока-белобока, прилетела издалека.
Не скажу вам, где была.
Но зато я вам, ребята,
Интересные объявления на хвосте принесла.
Ведущая: Разберемся, разберемся и узнаем, кто эти объявления написал.
Сорока: Слушайте внимательно
Отвечайте обязательно.
• Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)
• Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
• Я самая обаятельная и привлекательная1 Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.)
• Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
• Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица.)
• Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.)
• Учу всем наукам. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)
Сорока: Я, сорока-белобока!
Стрекотала, стрекотала,
Ох, устала, ох, устала!
Отдохнуть пришла пора.
Тише, тише, не толпитесь.
Живо друг за другом становитесь.
Я сейчас вперед пойду
И дорогу покажу.
Физкультурная пауза
Дети идут друг за другом по «тропинке»
Мы идем в лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Сорока: Я сорока-белобока
Засиделась тут у вас.
Потрещала, посмешила,
Но лететь пришла пора
Ждут меня другие
Интересные дела.
Лечу, лечу. Тра-та-та-та.
Ведущая: Ребята, посмотрите, кто здесь нас ждет?
Что видится и слышится нам здесь? Смотрите, какое большое дупло. Здесь кто-то живет. Подойду поближе.
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и.
Дети: Совы.
Сова: Здравствуйте, ребята! Правильно я тетушка Сова – мудрая голова.
Я для вас приготовила свои вопросы. На вопросы отвечайте, не ленитесь, не зевайте.
Сова: Ребята, а кто в лесу главные жители деревьев?
Много птиц живет в нашем лесу. Но их не всегда можно увидеть, чаще всего вы их слышите. Я предлагаю вам послушать пение птиц, и отгадать какая это птица.
IV задание: «Узнай птицу по голосу»
Дятел, кукушка, голубь, ворон, сорока, грач
(команды поочередно прослушивают запись голосов птиц и отгадывают их)
Сова: Молодцы, справились с этим заданием. А сейчас узнайте птицу по описанию. Внимательно прослушайте описание словесного портрета.
V задание: Словесный портрет
Посмотришь на эту небольшую птичку размером с воробья и подумаешь, ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват. А вечером или ночью приди сюда, и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню – разливается она на все лады. Соловей
Уж ее то, ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит, машут ее белые с черным крылья. А когда сидит, белое брюшко светится. Сорока
Эта птица тоже сама имя подскажет. И это услышали и русские, и чехи, и немцы и поэтому название звучит у всех одинаково. Кукушка.
Эта птица прилетает вместе со снегом. Снегирь
Эта птица получила свое название, потому что прилетает к нам в зябкое (холодное) время года. Зяблик
Название этой птички от цвета ее малиновой грудки. Малиновка.
Сова: Молодцы, ребята. Всех птиц узнали. А теперь поиграем в подвижную игру "Птичья полечка"
Правила игры: звучит музыка и вы все танцуете, но как только музыка прекратиться, я назову птицу, если это птичка лесная вы остаетесь на месте, если домашняя вы присаживаетесь.
Сова: Какие вы молодцы выполнили все мои задания! До новых встреч.
(«Мудрецы оценивают выполнение задания»).
Ведущая: Что-то странное творится.
Шумно и жутко, и вовсе невесело.
Я ничего не пойму.
Ой! Сюда кто-то идёт.
Надо спрятаться.
(Дети садятся на свои места)
Сорока: В лесу беда, беда, все скорей сюда, сюда.
Ведущая: Да что же случилось, сорока, скажи?
О горе- беде ребятам расскажи.
Сорока: В нашей чаще лесной появляться страшно
Там разбойники живут, птиц лесных всех бьют и жить им не дают.
Лесовичок: Что же это за злодей, объясните мне скорее?
Сорока: В меня кто-то стрелял из рогатки. Крыло болит. А-а-а крыло болит. Летать могу, а вот боль не уходит. Что же мне делать? Помогите! Спасите! Тра-та-та-та. Я пришла к вам за помощью.
Лесовичок: Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину
Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать как вести себя в гостях у Природы, чтобы не нарушить её красоту и не беспокоить её жителей.
Вылетает Б. Я. начинает кричать, разбрасывать бумажки, фантики от конфет, бутылки от воды, кидает камнями в птиц, стреляет из рогатки.
- Кто это тут в моем лесу хозяйничает? Я хозяйка этого леса. Чего пожаловали? (Б. Я. ест конфеты, разбрасывает фантики, бумажки, пьет воду - кидает бутылку на землю)
Ведущая: Ребята, посмотрите, что же делает Б. Я.? Разве можно мусорить в лесу? – НЕТ.
Б. Я. : Мой лес, что хочу то и делаю! Достает рогатку, хочет выстрелить в птиц. " Надоели эти птицы, раскричались, расчирикались.
Ведущая останавливает Б. Я. Что ты делаешь? Разве можно птиц обижать? Они наши друзья, мы должны заботиться о них и о природе в целом.
Б. Я. предлагает детям развести костер и повеселиться (включает громкую музыку)
Лесовичек
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
А ты Б. Я. нарушаешь правила поведения в лесу и поэтому уходи.
Б. Я. – Ну что ты старичок - лесовичек, я же просто не знаю этих правил.
Лесовичок: А мы с ребятками тебя им научим. Слушай внимательно и запоминай.
VI задание Игра «Можно - нельзя». Я вам буду задавать вопрос, а команды будут отвечать, можно это делать или нельзя.
Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)
Сажать деревья в лесу? (Можно)
Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)
Ходить по тропинкам? (Можно)
Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)
Любоваться цветами? (Можно)
Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)
Разжигать костер в лесу? (Нельзя)
Беречь лес от пожара? (Можно)
Разорять птичьи гнезда и муравейники (Нельзя)
Слушать громко музыку (нельзя)
Бросать мусор в водоемы? (нельзя)
Собирать грибы? (можно).
Стрелять в птиц из рогатки (нельзя)
Лесовичок: Вижу, ребята, вы знаете правила поведения в Природе, я очень рад этому.
Песенка друзей
Ничего на свете лучше нету
Чем беречь любимую планету
Чтоб деревья землю украшали
чтоб цветы повсюду расцветали
мы свое призванье не забудем
помогаем птицам. Зверям, людям
мы хотели б. чтобы птицы пели
чтоб леса красивые шумели
пусть цветет цветочная поляна
вырастают сосны- великаны
будет чистым небо голубое
в этом мире мы нужны с тобою
Б. я: Ну я все поняла, больше никогда не буду их нарушать. Спасибо вам, ребята и тебе старичок-лесовичок. Пойду к своей подружке Кикиморке на лесное болото и расскажу, чему сегодня научилась. До свидания.
Лесовичок: Где же моя помощница, верещунья-белобока? Ты лети скорей, скорей, награждать пора детей. Вы ребята, чудо право! Постарались вы на славу! Молодцы, не скучно с вами, Будете профессорами! Дорогие ребята! Сегодня вы показали отличные знания. Я хочу вручить вам медали «Знатоки природы». Но природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять! А мне нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. Жду вас у себя в гостях! На прощание я хочу оставить вам свой наказ.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
Ведущая: Но вот, ребята, и подошла к концу наша викторина, какие вы сегодня были молодцы, показали, как много вы знаете о природе. Я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных, и будете радовать нас только хорошими поступками.
Выступление агитбригады «Ритм»
Ведущая: Пришло время подвести итоги. Слово – «Мудрецам».
Жюри подводит итоги конкурса. Объявляется победитель. Детям вручают дипломы и призы.
Ведущая: Вот и кончилась игра
Расставаться нам пора
Всем спасибо говорим
За игру благодарим
Благодарны также вам
Что пришли сегодня к нам
Вам понравилась игра
Мы хотим услышать – да!
А в завершение нашей викторины давайте споём песенку «Улыбка» автор Пляцковский М., композитор Шаинский В.