Дарья Марченко
Экологическая викторина для старших дошкольников «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая викторина для детей старших дошкольников
«Знатоки природы»
Задачи:
формировать навыки экологической культуры воспитанников;
расширять знания детей о лесе и его обитателях,
воспитывать бережное отношение и любовь к ним;
закреплять умение детей вести себя в природе;
развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
Публикация «Экологическая викторина для старших дошкольников „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Ход викторины
Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать Старичка-лесовичка. За каждый правильный ответ он будут давать карточку с изображением ягодку ( показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)
1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»
Ведущая: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.
Какие же загадки «растут» в нашем лесу:
Очень дружные ребята,
У пенька живут. (опята).
У березок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (подберезовик)
Белая панамка,
Бледная. (поганка)
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас. (маслята).
Под осиной гриб тот, дети,
В ярко-красненьком берете. (подосиновик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)
Вопросы викторины :
— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые).
— Что значит – ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)
— Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)
— Что значит – съедобные? Назовите их. (Ответы детей)
Ведущая: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
Красна, сладка, душиста
Растёт низко, к земле близко. (земляника)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (черника)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её пойди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,-
Вот и назван … (ежевика)
В сенокос - горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (калина)
Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.
2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья»
Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины :
Вопросы викторины :
— Как вы понимаете, что такое лес?
— Какие деревья растут в наших лесах?
— Зачем люди ходят в лес?
— Как надо относиться к лесным обитателям?
— Почему нельзя в лесу шуметь?
— Сок какого дерева очень полезен людям?
— Какую пользу приносит лес людям?
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (ели)
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья-звезды яркие,
Золотые, жаркие. (клен)
Не береза, не сосна
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (осина)
Летом цветёт, зимой греет,
Настанет весна – потечёт слеза. (берёза)
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью красные кораллы надела. (рябина)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей,
Сколько спеет желудей. (дуб)
Ведущая: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.
«С какого дерева листок?»
Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки).
Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество «ягод» - увеличилось, отправляем их в корзинку и отправляемся дальше.
3 остановка - «В гостях у птиц»
Ведущая: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка) : прослушивание записи пения птиц ( Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.)
Вопросы викторины :
— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)
— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая (синица)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля)
Спереди шильце, сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце. (ласточка)
Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза – пятачком
Ушастая голова, это (сова)
Ведущая: А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка».
Подвижная игра «Совушка»
В уголке группы - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.
На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, игра начинается сначала.
Ведущая: Ребята, вы - молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше
4 остановка - «Звериное царство»
Ведущая: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:
Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал.
От лисички убежал? (заяц)
На спине его иголки,
Удивительно как колки,
Их руками не возьмёшь,
Потому что это(ёж)
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Сниться мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи?. (медведь)
Стройный, быстрый, рога ветвисты
Пасётся весь день, кто это?. (олень)
Юркий, маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок. (белка)
Разбойник он серый, нет ему веры. (волк)
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (лиса)
Вопросы викторины :
— Как заяц готовится к зиме?
— Где живёт белка?
— У какого дикого животного есть рога и копыта?
— Что такое «Красная книга»?
Ведущая: Ребята, кто же прячется от нас в лесной глуши. Узнать нам поможет игра.
«Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются ягодки - очки. ( Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)
Ведущая: Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей)
Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели,
Зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон
И голос птичий
Охраняет — кто?.
Дети: Лесничий.
Ведущая: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.
В чём заключается работа лесника? (ответы детей)
Ведущая: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги. Старичок-лесовичок готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ягод-очков).
Ведущая: Давайте положим все «ягодки» в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок, а вы слушайте внимательно:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой,
Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.
Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)
После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.
(открываем коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).
Ведущая: Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.
Бесценна российского леса краса,
Зелёное золото наши леса.
Богатство лесов охраняй, карауль,
Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (В. Берестов)