Вера Кураева
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.
- Формировать у детей убеждения, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять
Задачи:
- Расширять и закрепить знания детей о животном и растительном мире, учить их работать в командах с использованием эффективных методов обучения.
- Развивать мышление, память, умение быстро находить правильный ответ.
Публикация «Викторина для детей старшего дошкольного возраста „Юные знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Развивать представления о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическую культуру чувство ответственности за свои поступки.
- Воспитывать дружеские отношения со сверстниками, умения договариваться.
Оборудование: карточки с изображением живой и неживой природы, карточки с правилами поведения в природе, Красная книга природы.
Ход ОД.
Ребята сегодня мы проведем экологическую викторину «Юные знатоки природы». В ней примут участие две команды – это команда «Капельки» и команда «Солнышки». А мудрое, справедливое жюри будет оценивать ваши ответы, а в конце викторины подсчитают балы и победившие команды обязательно получат призы.
Воспитатель: приветственное слово для команды «Солнышки» : «Дерево, трава, цветок и цтица, не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».
Воспитатель: приветственное слово команды «Капельки: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
Воспитатель: в начале викторины небольшая разминка.
Воспитатель: Земля-наш дом. Как называется модель земного шара?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Почему земной шар такой пестрый и разноцветный. Что обозначает синий цвет на глобусе?
Дети: Реки, моря и океаны.
Воспитатель: Что обозначает желтый цвет?
Дети: Пустыни, песок.
Воспитатель: Что обозначает зеленый цвет.
Дети: Растительность: леса и луга.
Воспитатель: Что обозначает коричневый цвет?
Дети: Горы.
Воспитатель: Что обозначает белый цвет?
Дети: Льды.
Воспитатель: Молодцы, с разминкой справились великолепно.
Воспитатель: А теперь 1 Конкурс. «Живая, не живая природа.»
Воспитатель: Правило конкурса: За каждое правильное задание в конкурсе знатоки получают по одному красному флажку. Те кто с заданием не справились, получают синий флажок. Выигрывает та команда, у которой в конце викторины окажется больше красных флажков.
Воспитатель: Ребята вы знаете что природа бывает живая и не живая. Перед вами набор карточек с изображением живой и не живой природой и два обруча, красного и синего цвета. За три минуты команда «Капельки» должна перенести в красный обруч карточки с объектами живой природы, а команда «Солнышки» в синий обруч карточки с неживой природой. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы, слово жюри.
2 Конкурс. «Вопрос-Ответ»
Воспитатель: Я зачитываю вопросы для команды «Капельки.», а вы должны быстро дать ответ.
(А) Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)
(Б) Как называются детеныши лошади? (Жеребенок.)
(В) Чем питается бабочка? (Нектаром.)
(Г) Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
(Д) Назовите три состояния воды. (1-Жидкая, 2-Парообразная, 3-Газообразная.)
(Е) Какой снег быстрее растает грязный или чистый? (Грязный.)
(Ё) Какие животные не живут в России? (Слоны.)
(Ж) Без чего растения не могут жить? (Вода, Свет, Тепло.)
(И) У какой птицы красная грудка? (Снегирь.)
(К) Какие грибы растут под березой? (Подберезовики.)
В - Вопросы для команды «Солнышко.»
(А) На каком дереве растут желуди? (Дуб.)
(Б) Как называются цветы, растущие на лугу? (Луговые.)
(В) Какая птица никогда не вьет гнездо и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
(Г) Как называют человека охраняющий лес? (Лесник.)
(Д) Назовите любимую пищу Аиста? (Лягушки.)
(Е) Какой из цветков не растет в поле: Роза, Василек, Ромашка? (Роза.)
(Ё) Как называются животные которые едят растительную пищу? (Травоядные.)
(Ж) Назовите моря Краснодарского края? (Черное, Азовское.)
(И) Какие деревья вечно зеленые? (Ель, Сосна.)
(К) Какую рыбу можно поймать в реках Краснодарского края: Золотую рыбку, карася, камбалу. (карася.)
Воспитатель: Молодцы, слово жюри.
3 Конкурс. «Пищевые цепочки.»
Воспитатель: Мы-люди крепко накрепко связанны с растениями и животными. Одно животное, растение или по другому говоря цепь является пищей для другого организма. В природе все взаимосвязано. Так, например возьмем зерна пшеницы, ими питается мышь, а мышью питается сова. Получается цепь : зерно- мышь- сова. Предлагаю назвать пищевые цепочки каждой из команд.
«Капельки» :
Капуста-Гусеница-Воробей.
Пшеница-Мыши-Змеи.
Трава-Цветы-Пчела.
Капуста – гусеница- бабочка.
Икра-рыба-человек.
Трава – коза- волк.
«Солнышки» :
Комар-Лягушка-Цапля.
Червяк-Рыба-Чайка.
Кора деревьев-Заяц-Лиса.
Грибы-Белки-Куницы.
Воспитатель: Молодцы, слово жюри.
Физ-Минутка. «Музыкальная пауза под мелодию: «В мире животных».
4 конкурс. «Народные приметы.»
В - Я начну, а вы продолжайте.
(А) Дым столбом- (К морозу.)
(Б) Кошка на печке- (К холоду.)
(В) Ласточки низко летают- (К дождю.)
(Г) Гусь лапку поднимает- (К стуже.)
(Д) Вороны садятся на низкие ветки- (К ветру.)
(Е) Вороны садятся на вершине деревьев- (К морозу.)
(Ё) Домашняя птица прячет голову под крыло- (К холоду.)
(Ж) Собака возле будки калачиком крутится из стороны в сторону - (К ветру)
(З) Кошка лапкой у порога умывается – (К гостям)
В-Молодцы, слово жюри.
5 Конкурс. «Правила охраны природы».
Воспитатель: Ребята скажите, нужно ли охранять природу? А вы знаете правила охраны природы?
Перед вами лежат карточки, поочередно каждая команда переворачивает их, поднимает и называет правило.
(А) Не ломай ветки деревьев.
(Б) Не топтать цветы и травы.
(В) Не разорять птичьи гнезда.
(Г) Не разрушать грибницы.
(Д) Не разжигать костры в лесу. И не оставлять не затушенные костры.
(Е) Не бросать мусор на землю и убирать за собой.
(Ё) Не рвать охапками цветы без особой на то причины.
(Ж) Не выбрасывать с завода в воздух вредные вещества. Она загрязняют его.
(И) Не засорять водоемы.
Воспитатель: Молодцы, слово жюри.
Воспитатель: Ребята мы часто видим как человек бывает жесток по отношению к растениям и животным, не жалея их уничтожают их для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие из-за вкусного мяса. И поэтому истребляя их постепенно животных и растений становится все меньше и меньше, а некоторые и могут исчезнуть. А если не будет цветов, деревьев, животных и птиц нам хорошо будет жить на нашей планете? Мы не услышим пения птиц, не будет красивых цветов и деревьев. И тогда может случиться беда. Задумались ученые, как не допустить исчезновения ни одного живого существа и создали Красную книгу.
Но мы должны о красной книге помнить всегда. Как вы думаете почему ее назвали Красной книгой?
Дети: Красный цвет символ опасности. SOS, которые подают нам растения и животные! Внимание! (показ книги)
Воспитатель: Так давайте сами не будем обижать губить природу и не дадим ее в обиду другим. И тогда наша планета земля будет самым красивым домом для всех людей, животных и растений.
Воспитатель: Дорогие, ребята наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Юные знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе. Идет награждение юных экологов.