Яна Юрьевна Цветова
Экологическая деятельность как аспект гражданско-патриотического воспитания детей с функциональными расстройствами зрения
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье рассматривается проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников с ФРЗ. Обозначена цель и основные задачи для ее решения. Анализируется влияние предметно-практической экологической деятельности на формирование морально-нравственных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Экологическая деятельность как аспект гражданско-патриотического воспитания детей с функциональными расстройствами зрения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, экологическая деятельность, экологическая культура, технология проектной деятельности.
К сожалению, в современном обществе за последние годы все чаще можно наблюдать тенденцию к искажению нравственных ценностей, отношения к истории нашей страны, представлений о доброте, великодушии, патриотизме. В связи с этим, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из приоритетных и актуальных задач, которая стоит перед обществом и государством. В статье 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» отмечается, что воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. [3]
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам. [1] Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота.
Являясь первым звеном в системе непрерывного образовательного процесса, детский сад играет немаловажную роль в формировании нравственных качеств, закладывает основы для дальнейшего успешного развития личности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования воспитание основ патриотизма у дошкольников является одной из задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». [2]
Наш детский сад посещают дети с функциональными расстройствами зрения (ФРЗ). Нарушение зрения отрицательно влияет на целостность восприятия окружающего мира, что негативно сказывается на формировании личности дошкольника. Для таких детей характерны бедность чувственного опыта, недостаточный запас зрительных образов. Поэтому, использование только наглядных или только словесных методов воспитания и обучения зачастую малоэффективно. Только в случае взаимодействия зрения и осязания, возможно адекватное отражение действительности. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей с ФРЗ целесообразно осуществлять через организацию доступной экологической деятельности, что позволяет не только расширить представления ребенка с ФРЗ об окружающем мире, явлениях действительности при его непосредственном участии, но и накопить нравственно – ценностный опыт отношения к миру. Создавая условия для формирования основ экологической культуры, воспитывая бережное отношение к природе родного края, а значит и любовь к Родине, мы создаем предпосылки для формирования личности настоящего патриота.
Создание условий для накопления дошкольниками с ФРЗ духовного и практического опыта в экологической деятельности включает в себя непосредственное взаимодействие ребенка с объектами природы, что позволяет активнее привлекать к процессу исследования остаточное зрение, все сохранные анализаторы, стимулируя чувства, ум и творчество.
Основными методами и средствами являются наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, различные экологические практикумы для детей и родителей, непрерывная образовательная деятельность на объектах природы, технология проектной деятельности. С целью формирования у детей потребности беречь природу, чувствовать ее красоту, успешно реализованы проекты «Экологическая культура. Мир и согласие.», «Мы разучились слушать тишину или Удивительная природа», «Волшебный край, очей отрада или Мир вокруг нас» и др. Использование метода проектов позволило эффективно интегрировать все образовательные области, так как при их реализации дети слушали музыкальные произведения русских композиторов, рассматривали иллюстрации русских художников о природе, разучивали стихи и участвовали в театральных постановках. Воспоминания о прогулках и экскурсиях ребята передавали в рисунках и подвижных играх. Систематическое участие детей, их родителей и педагогов в таких акциях, как Всероссийские экологические субботники «Зеленая Россия» и «Зеленая Весна», способствовали формированию потребности охранять природу, а также осознанию взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды.
Таким образом, осуществляя гражданско-патриотическое воспитание дошкольников с ФРЗ, мы пришли к выводу, что привлечение детей к экологической деятельности оказывает сильное эмоционально-нравственное воздействие, что в свою очередь формирует чувство сопричастности к окружающему, усиливает потребность совершать добрые дела и поступки, вызывает эмоционально-положительное отношение к природе родного края, а также способствует закреплению навыков элементарной природоохранной деятельности, а значит закладывает фундамент патриотического воспитания.
Список литературы.
1. Григорьева С. М. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 874-878. — URL https://moluch.ru/archive/132/37083/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера,2018 - с. 8-10 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 г. – Москва: Эксмо, 2016. – с. 6 – 7.