Людмила Радченко
Экологическая беседа «Поможем природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации : Беседу можно начать с разговора о конкретной помощи, которую дети могут оказать природе К этому времени у них накоплен достаточный опыт общения с природой сформированы определённые природоведческие и природоохранные знания. В беседе могут принять участие дошкольники и родители.
Цель беседы : Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природе,вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнения некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.
Публикация «Экологическая беседа „Поможем природе“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Оборудование : Фото стенд,выставка детских рисунков «как я помогаю природе» «кормушек» «скворечников» ,плакаты на тему охраны природы, поделки из природного материала
Участники : Воспитатель, приглашенные школьники,родители.
Ход беседы.
В : Вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи. Как вы считаете, охрана природы _ дело только взрослых или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же они могут сделать? Например : спасать животных попавших в беду, убирать мусор, мастерить кормушки и домики для птиц, подкармливать зверей и птиц зимой, устанавливать таблички в местах распространения охраняемых растений, оказывать помощь больным деревьям
А теперь расскажите о том, что делаете вы. Давайте посмотрим нашу выставку рисунков «Как я помогаю природе». Многие на рисунках изобразили посадку растений, цветов, деревьев, кустарников. Это доброе и посильное для вас дело. Вы наверняка знаете поговорку о том, что человек не зря прожил жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево.
А кто нам подскажет. Как надо правильно сажать деревья? (В случае необходимости познакомить детей с правилами посадки растений)
Здесь и далее дошкольники читают стихи.
Мы посадим липы и клёны
Будет город нарядный, зелёный
Тополя мы посадим рядами
Станут площади наши садами
Окружим мы деревьями школу
Пусть звенит над ней гомон весёлый
Любят зелень счастливые дети
Любят видеть деревья в расцвете
Пусть цветет с каждым годом все краше. Молодая планета наша.
В: Важно не только посадить дерево. Растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним. Оберегать от вредителей, регулярно поливать
У красы - берёзки платье серебрится
У красы – берёзки зелёные косицы
Со двора к берёзке выскочили козы
Стали грызть берёзку, а берёзки – в слезы
Защищать берёзку стали мы гурьбою
Что б краса – берёзка выросла большою «П. Воронько»
Ранней весной можно увидеть такую картину :
Пастух кору надрезал у берёзы
Склоняясь, тянет сладкий сок
За каплей капля падает в песок,
Берёзы кровь прозрачная как слезы (Ф. Сологуб)
В: Кору деревьев резать нельзя! Сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году,постепенно будет иссыхать ствол, помертвеют корни в почве.
ЗАПОМНИТЕ : Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать. В пословице говорится :Много леса- береги,мало леса- не губи, нет леса- посади. Кто из вас вместе со взрослыми посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудиться
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу
Пейте, пейте, не жалейте –
Поливайте огород
Он ведь тоже воду пьет (Е. Благинина)
В: Много забот у детей во все времена года. Беспокоятся они о зимующих птицах: мастерят вместе с родителями кормушки, подкармливают птиц.
Для гостей на окно- сыплет Костя пшено,
Воду льёт на блюдце- пусть они напьются
Мёрзнут лапки у синичек
Плохо им без рукавичек
Да и голодно зимой в мороз
Я им семечки принёс
Посмотрите- ка сбда,
На ладонь ко мне садятся
Греют лапки. Не боятся (О. Высоцкая
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают лучшую)
А как вы помогали природе летом? Главная задача летом для взрослых и детей –борьба с сорняками. Не случайно говорят : Сорную траву – с поля вон
Существует много видов сорных растений, среди них – мятлик луговой,пырей ползучий и т. д.
(Показать изображения растений)
Сорняки встречаются на полях и огородах. Их необходимо удалять, они заглушают культурные растения,посаженные на огороде,клумбах и т. д. Культурные растения,не прополотые вовремя, дают низкий урожай, становятся мелкими. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая
Не ленись, пораньше встань!
Если ж ты запустишь грядки
Не прополешь, не польешь –
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь (Т. Белозёров)
Любая помощь- человеку, растению или маленькому животному – приносит радость, удовлетворение, счастье. А виды этой помощи могут быть самыми разными, например,как в стихотворении А. Барто.
Мы не заметили жука
А он живой, он жив пока
Жужжит в окне, расправив крылья
И я зову на помощь маму
Там жук живой,раскройте раму.
В заключении беседы дать детям задание рассказать младшим товарищами родителям, какую помощь они могут оказать природе
БЕСЕДА : РАСТЕНИЯ ПРОСЯТ ПОМОЩИ.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Беседу целесообразно проводить весной в уголке природы, можно привлекать к проведению специалистов. Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны человеку и животным? Растения – это зелёный наряд планеты. Это «легкие» планеты, они выделяют в воздухе кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку,снабжают людей строительным материалом, сырьем для тканей.
Давайте вместе рассмотрим репродукции картин «Демонстрировать репродукции картин художников пейзажистов» Что изображено на них? Лес, поле, луг, наша родная природа. Вам нравится эти картины? Чем? Природа – это ещё и красота, без которой не может обойтись человек. И видим мы в природе прежде всего красоту окружающих нас растений. К сожалению, они порой находятся в опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы,воды воздуха. Не случайно создана Красная книга природы, куда занесены и исчезнувшее, редкие находящиеся под охраной государства растения. «демонстрировать Красную книгу» Спросить у детей, почему же обложка книги имеет красный цвет? Это сигнал опасности, знак беды, которая грозит зелёному наряду планеты.
За один солнечный день, один гектар леса поглощает из воздуха 250 кг. углекислого газа, а выделяет 200 кг. Кислорода
Лес растет очень долго, вырастить его трудно, а люди часто губят его, не задумываясь.
Чем грозит елям приближение Нового года. Как мы можем им помочь? Мы будем разъяснять людям, что вместо ели лучше украсить комнату новогодним букетом из еловых веток. Это сбережет жизнь многим деревьям.
Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют луга и леса, и потянутся люди к весенней красоте природы, за солнцем, воздухом и букетами. Придет беда к растениям- первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша помощь, потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие растения – в поле, в лесу, и на лугу – украшают нашу Землю, радуют людей.
Какие же растения появляются весной первыми? О каком из них говорится в загадке:
Цветок изменчив. То красный венчик, то синий венчик «медуница»
Нежные цветы медуницы украшают лесные поляны весной. Не стоит собирать её в букеты, любуйтесь ею в лесу.
Какие же ещё цветы можно увидеть в пробуждающем лесу
Первым вылез из землицы –на проталинке.
Он мороза не боится – хоть и маленький «подснежник»
Звучит мелодия пьесы «подснежник» П. И. Чайковского Дети слушают стихи о подснежнике
Выглянул подснежник в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть ещё над лесом – властвуют снега,
Пусть лежит под снегом, сонные луга
Пусть на спящей речкой – неподвижен лёд
Раз пришел разведчик – и весна придет! «Серова»
В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеют леса.
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и разъясним это правильно своим друзьям
Кто из вас видел сон – траву? Где вы её видели? Это очень красивый и нежный цветок (показать иллюстрацию). Прострел или сон- траву, можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Красивые фиолетовые цветки его похожи на колокольчики, а листья буд-то разрезаны на узкие полоски. Все растения покрыты нежным серебристым пушком.
Почему это растение называют сон- травой? Его поникшие цвета буд-то спят. Разрезные листья вырастают только к концу цветения. Сон траву собирают охапками, поэтому она не успевает дать семена и быстро исчезает. (демонстрировать цветное фото или слайд.)
Иногда присев на поляне, мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно- голубая фиалка. Знай тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не спеши потрогать рукой. Кто может показать фиалку на картинке? (демонстрация)
Весной достается от людей и некоторым цветущим деревьям. Знаете каким?
Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке- ветками шепча
Лёгкая, как облачко, белая как снег.
Радовался дереву каждый человек
Приходили девочки посидеть под ней
И могла цвести она- много много дней
Эта чья черёмуха? Да она – ничья
Белая снегурочка около ручья
Мимо тетя ехала- оглядясь вокруг
Сразу от черёмухи отломила сук
Городские школьники шли в далекий путь
Увидав черёмуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки – а снегурки нет
Лишь в пыли валяется вянувший букет
А была черёмуха чистая как снег
Радовался дереву каждый человек. (З. Александровна)
Так давайте не будем ломать деревья. Не станем собирать цветы в букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, ограждать молодые деревья,сажать новые деревья и кустарники. Будем останавливать тех, кто наносит вред, чтобы не было случаев подобных этому:
- Ах, как я люблю природу! – Говорил Серёжа –
Очень я люблю сирень
И рябину тоже.
И хотелось бы спросить
Тихо у Серёжи
-Кто сломал в саду сирень
И рябину тоже? (Р. Сеф.)
В заключении беседы предложить детям сажать на участке цветы и кустарники и ухаживать за ними.