Папки-передвижки

Эффективные приемы работы с текстом

Елена Валерьевна Радченко
Эффективные приемы работы с текстом
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективные приемы работы с текстом

Актуальность

Чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Основные проблемы

Публикация «Эффективные приемы работы с текстом» размещена в разделах

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению является одной из важных задач начального образования. Несомненно, эта задача актуальна в сегодняшнее время, так как чтение играет огромную роль в образовании и воспитании человека. Долгое время в начальной школе делался акцент на увеличение темпов чтения и работу над правильностью чтения. Такие методы приводили к отработке беглого, бессознательного чтения и к неумению извлекать необходимую информацию из текста. Получалось как в русской пословице «Читает-летает, да ничего не понимает». В связи с этим появилась необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения. Так как программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, которая представлена в разных формах, а одним из метапредметных результатов освоения образовательной программы является умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе.

Основная цель школьного обучения - формирование личности ребенка. Чтение как учебный предмет оказывает огромное влияние на все стороны личности человека, формирует эстетические и нравственные устои, дает большой объем информации. А для того, чтобы это воздействие осуществлялось, необходимо сформировать квалифицированного подготовленного читателя: расширить читательский кругозор обучающихся, сформировать привычку и способность к целенаправленному, самостоятельному выбору и чтению книг. Именно по этой причине в нашем учреждении разработана программа внеурочной деятельности «Волшебный мир книг на уроках литературного чтения». Программа призвана подготовить детей к пониманию значимости чтения, укрепить в их сознании нормы морали и нравственности. Эту задачу можно решить посредством всестороннего литературного образования как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Практический опыт

Продуманная, целенаправленная работа с текстом позволяет ребенку находить необходимую информацию, приобретать социально-нравственный опыт, заставляет думать, исследовать окружающий мир. Учитель, обучая детей чтению, вкладывает колоссальный труд. Однако все чаще дети, едва научившиеся читать, теряют интерес к чтению. Лишь многократное обращение к тексту, его перечитывание, выполнение разнообразных заданий обеспечивает развитие ребенка. Лишь в этом случае у учащихся появится желание открывать новые знания. Практика показывает, что эффективность, результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от умения самого учителя продумать алгоритм работы с текстом. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного). Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Приемов работы над навыком чтения множество, один из них - зрительные диктанты по методике профессора И. П. Федоренко, которые способствует достижению результативности в обучении чтению. Эффективность проведения зрительных диктантов высока, только если применять их регулярно, при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена так, что запоминается то, что постоянно мелькает перед глазами. Именно оно создает раздражение и запоминается. Именно поэтому я провожу упражнения короткими порциями, но с большей частотой.

Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Ни для кого ни секрет, что навык чтения - это залог успешного учения и надежное средство ориентации в современном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. Давая характеристику навыку чтения, мы говорим о четырех его качествах: правильности, беглости, сознательности и выразительности. Здесь важно правильно подобрать эффективные приемы работы, чтобы их отработать.

Упражнения для развития правильности чтения:

1. Научись читать трудные слова, которые тебе встретятся в произведении.

Ра- тра- стра- страна

Ро- кро- от- крою- открою

2. Чтение шуток- чистоговорок.

Лы-ло-ро- у меня перо

Ри-ли-ли- улицу мели.

3. Чтение с заменой некоторых букв.

Отведите-отвезите, подбежал-побежал

4. Найди ошибки, исправь, правильно прочитай.

Без пруда не вытащишь рыбку из прута.

Часто на уроках практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировки правильности чтения использую прием взаимопроверки : ученик читает текст 1-2 абзаца соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем ученики меняются ролями.

Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо. Для предупреждения ошибок при чтении этих слов, при подготовке к чтению текста анализирую текст с точки зрения лексического значения. Выделяю слова, над которыми нужно поработать для того, чтобы они вошли в активный словарный запас. Использую игру «Найди соответствие». Учащиеся соединяют слова и их объяснения.

Слобода нижняя часть раскрывающейся одежды

Коли скрытно

Сени большое село

Полы если

Украдкой помещение между крыльцом дома и жилым помещением

Именно включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи.

Упражнения для развития беглости чтения.

Обязательное условие для повышения скорости чтения является проведение работы в следующих направлениях:

1. Развитие внимания и памяти в процессе восприятия.

2. Развитие речевого аппарата.

3. Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча.

4. Расширение оперативного поля чтения.

С первого класса уроки внеурочной деятельности «Читалочка» начинаются с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, проговариванию звуков, слогов, слов, выражений. На уроке я использую 1-2 скороговорки, где легкие чередуются с трудными, короткие с длинными. Работу со скороговоркой начинаю с разбора ее смысла. Затем медленное проговаривание слов скороговорки. Если я вижу, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то перехожу к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличивается. Работа считается завершенной в том случае, когда в быстром темпе все слова четко проговариваются, не нарушается структура.

Следующие упражнения направлены на расширение оперативного поля чтения. Ученые доказали, что поле зрения можно увеличить с помощью специальных упражнений и можно научить глаз двигаться вертикально. Иными словами: быстрее читать, значит шире «глядеть», то есть одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов. Очень хорошо развивает поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется недолго : за 10 секунд, но при его тренировке многие учащиеся считывают их за 5-4 секунды. Такие таблицы учащиеся делают на уроках технологии, у каждого ребенка карточка, клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10, от 1 до 20 (1 класс, от 1 до 25 (2-3 класс).

2 7 3 1 16 3 6

9 1 8 20 8 19 11

10 6 4 10 13 4 9

5

рисунок №1 15 18 2 14

5 12 7 17 рисунок № 2

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом.

с м т а о и

ю г ш р х в

п й з э ё у

ф б я ч д л

к у с н щ ж

Как работают данные таблицы? Учащиеся получают следующую инструкцию:

1. Как можно быстрее назови все числа или буквы по порядку.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни, что глаза смотрят в центр таблицы, видят всю ее целиком.

При работе с таблицей букв после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». Учащиеся печатают названные слова. По типу предыдущего упражнения использую слоговые таблицы. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.

Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.

ли ма па

о ко на

ка у мон

В данном случае особое внимание уделяю чтению «молча», так как при данном виде чтения психофизический механизм упрощается, процессы переработки информации замыкаются на читающем, а процесс выдачи ее отсутствует. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Именно «молчаливое» чтение обеспечивает развитие любви к чтению книг. Работая над текстом на уроках внеурочной деятельности, да и на уроках литературного чтения, я использую упражнения для обучения чтению «молча» : «чтение-спринт», «чтение-разведка». Что это означает? Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на вопросы учителя. Во время чтения я поторапливаю детей, добавляя при этом: «Читать нужно все». Достичь желаемых результатов можно, используя данное упражнение перед чтением вслух каждого текста. Обязательно перед чтением подготовить класс психологически, дать следующие команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении чтению - спринт пользуются следующей памяткой:

1. Плотно сожми зубы и губы.

2. Читай только глазами.

3. Читай как можно быстрее.

4. Ответь на вопросы текста.

В целях обучения учащихся вертикальному чтению я использую упражнение «чтение-разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение помимо уроков чтения, внеурочной деятельности можно использовать на уроках русского языка. Например, «разведчики» находят в тексте словарные слова. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом. Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом.

Особый интерес у учащихся вызывает упражнение «Буксир». Оно заключается в том, что учитель громко читает текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учащихся. Они же в свою очередь читают тот же текст про себя, стараясь успевать за учителем. Таким образом, учащиеся приучаются менять скорость и ритм чтения адекватно содержанию и структуре самого текста. Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения учащимися осуществляется путем внезапной остановки учителя на определенном слове и повторении его. Учащиеся должны остановиться одновременно с учителем, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, сделать выборочную проверку.

Упражнения для развития осознанности чтения.

Механизмы чтения предложений и связного текста различны, поэтому учащиеся сталкиваются с трудностями. Это происходит потому, что, не овладев практически признаками текста, дети читают его как отдельные предложения. Чтобы учащиеся представляли, что они читают связный текст, учителю необходимо обращать внимание на основные признаки текста : целостность, наличие определенной темы, связность, содержание, заглавие, начало и конец. Чтобы сформировать умение видеть заголовок и понимать его роль я стараюсь использовать при работе с текстом следующие задания :

1. Подбери заголовок, соответствующий содержанию текста

2. Прогнозирование по заголовку содержания текста.

3. Выбери заголовок из предложенных вариантов и соотнеси его с текстом.

Для того, чтобы учащиеся научились определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей я использую следующие задания:

1) Собери предложения из частей.

2) Собери рассыпанное предложение.

3) «Наведи порядок!»

В данном задании нужно расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ. Следующий этап работы с текстом - формирование умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. Только с помощью данных умений осуществляется глубокое восприятие произведения. Здесь учащиеся выполняют следующие задания:

1. Словесное рисование.

2. Составление диафильма.

3. Инсценирование.

4. Иллюстрирование.

5. Написание стихов.

6. Отгадывание и составление кроссвордов по прочитанным произведениям.

Упражнения для развития выразительности чтения.

На занятиях «Читалочки» провожу упражнения на развитие выразительности чтения, формирую основные элементы выразительного чтения: сила голоса, темп, работа над паузой, мимикой, жестами. Однако для того, чтобы читать выразительно, нужно научиться управлять речевым аппаратом. Главный инструмент читающего - это голос, который нужно развивать. В этом случае я провожу игру «Громко и тихо» - ослабляем силу голоса к концу строки. Также помогает в работе упражнение «В лифте». Большую пользу приносят упражнения, которые вырабатывают у учащихся умение повышать или понижать голос при чтении. Дикция - основа понятийности речи. Для формирования четкой дикции тренируемся с учащимися в правильном произношении гласных звуков, звонких и глухих согласных, сочетаний согласных с гласными. Используем чтение скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе. Отработке дикции способствует также работа с чистоговорками. Кроме этого отрабатываем умение различать паузы различной деятельности: на запятой, тире, двоеточии.

На занятиях также используем упражнения для развития смысловой догадки: чтение с пропущенными окончаниями, с переставленными буквами в слове, с помощью решетки, работа с «дырявым текстом», чтение «наоборот». Такие упражнения развивают умение читать текст внимательно, присматриваясь к деталям текста.

Приведу пример «Чтения с помощью решетки». Тренировка чтения текста начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются отдельные участки текста. Задача учащихс я- мысленно восполнить перекрытые участки строки и восстановить текст. Такая работа продолжается не более пяти минут, затем сменяется чтением без решетки в течение нескольких минут.

Особый интерес вызывает упражнение «Прочитай слова с переставленными буквами».

Пример: Блека пгырала с втеки на втеку и улапа пмряо на согонно влока.

Привожу пример упражнения «Чтение наоборот».

Одно из эффективных приемов работы с текстом - это редактирование. Здесь помимо чтения текста отрабатывается умение грамотно писать, развивается письменная речь учащихся. Предлагается текст с ошибками, задача учащихся - прочитать и исправить все ошибки.

К примеру, такое задание: прочитайте текст, найдите в нем десять ошибок:

Антуан де Сент-Экзюпери был удевительным человеком. Всю свою недолгую жызнь он руководствовался принципами, которые определил для себя раз и навсегда: помогать другим, быть чесным, добрым, отзывчивым, неотступать перед трудностями. Самая известная книга Экзюпери – скаска «Маленький принць», ставшая любимым произведением миллионов четателей по всей планете и переведённая на многие езыки. Писатель был профессиональным лётчиком и трагически погип во время Второй мировой войны, но уважение кнему живёт до сих пор.

Бесспорно, эффективным является прием «жужжащего чтения» .Однако высоких результатов можно достичь лишь при ежеурочных занятиях.

Кроме этого, эффективные резервы чтения можно найти в использовании упражнения «Чтение перевернутого текста». Текст переворачивается вверх ногами, на 180 градусов. Задача учащихся состоит в том, чтобы прочитать текст, двигая глазами справа налево. Данное упражнение способствует формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв, развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.

На занятиях внеурочной деятельности в целях развития наблюдательности, я использую упражнение «Найди слово». Учащимся задаются одно-три слова, которые должны найти как можно быстрее в тексте. Сначала слова показываю зрительно, в дальнейшем - на слух. Лучше, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Если ребенок их нашел - обводит в кружок. Данное упражнение формирует способность воспринимать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. Кроме этого развивает словесную память. Особую пользу упражнение приобретает, если учащимся последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его выполнять работу в максимально быстром тексте.

Эффективный прием, который способствует выработке интереса к чтению у младшего школьника - прервать чтение на самом интересном моменте и предложить учащимся дочитать самостоятельно. Как показывает практика, этот прием действует продуктивно. Мы придумываем различные истории с захватывающими ситуациями, сказки, стихотворения.

Результативность деятельности

Развитие навыков чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

1. Упражнения нужно проводить в системе, только в этом случае они будут способствовать развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

2. Необходимо подбирать такие упражнения, которые активизируют внимание учащихся, помогают почитать текст и понять прочитанное.

В результате работы я добилась положительной динамики в формировании навыка беглого чтения, а также положительной динамики психических и личностных изменений учащихся.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 1)Приемы работы с экологическим букварем (часть 1) 1. Начать работу следует с отметки погоды и изменений природных явлений (солнце взошло, полдень, заход солнца – причем разного цвета)..

Приемы работы с экологическим букварем (часть 2)Приемы работы с экологическим букварем (часть 2) 11. Использование цепей питания животных, птиц, насекомых, используя карточки. 12. Рассказы детей о повадках птиц, зверей, их питании и.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)Приемы работы с экологическим букварем (часть 3) Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эффективные приемы работы с текстом
Опубликовано: 23 октября 2022 в 12:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные приемы работы с текстом» (включая файлы) размещена пользователем Елена Валерьевна Радченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД