Мария Нурбобоева
Эффективные образовательные технологии развития функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мы хотим познакомить с опытом применения некоторых образовательных
технологий, используемых нами в математическом развитии обучающихся
5-7 лет. В условиях современности ь важно создать условия для освоения
педагогами новых образовательных технологий, обеспечивающих решение
современных задач образования с позиций его непрерывности. На данном
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Педагогические технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
этапе развития образования необходимо не только уметь пользоваться
инструментами образовательного деятельностного процесса, но и осваивать
возможность преобразований этих инструментов в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями детей и
профессиональными запросами педагогов.
Разработчиками системно-деятельностного подхода являются
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В дальнейшем развитии этого направления
активное участие принимала д. п. н., профессор Л. Г. Петерсон,
разработавшая технологию математического развития для дошкольников
«Ситуация». Это современный педагогический инструмент,
обеспечивающий как непрерывность образования, так и успешную
социализацию реб нка вкупе с успешным обучением в школе.
Целью данной технологии в контексте функциональной грамотности
является формирование целостной картины мира, самостоятельное
нахождение ошибки и поиск е исправления, применение полученных
знаний в новой ситуации. Ключевое звено технологии – возникающее на
определ нном этапе затруднение и дальнейший поиск выхода из него
детьми. В этом и заключается самостоятельность поиска реб нком нового
знания.
В структуре технологии 3 типа занятий : получения новых знаний,
тренировочных знаний, обобщающих знаний. Все этапы, а их шесть,
присущи типу, на котором реб нок добывает новое знание, прич м именно
добывает, в результате возникшего затруднения. Конечно, этот момент
тщательно спланирован педагогом, но реб нок не догадывается об этом.
Ситуация происходит как бы сама собой в ходе игрового сюжета, в котором
детям отведена роль главных помощников задуманного воспитателем
персонажа, отзывчивых и желающих помочь. Здесь важно и то, что
одновременно с математическими задачами каждым реб нком решаются и
проблемы нравственного воспитания, и применения освоенных знаний в
практических жизненных ситуациях. Так, при изучении темы «Луч,
Отрезок» в подготовительной группе проводится аналогия с небесным
светилом и его лучами, а дети являются исследователями, убеждающимися
на собственном опыте в прямой природе луча. Представление же об отрезке
можно сформировать, действительно отрезав кусочек ленты и убедившись
в том, что он имеет начало и конец. Сложно даются детям выводы с
использованием понятий «узкий –широкий». При изготовлении гирлянды из
бумажных цветов дети находят выход из затруднения в условиях
несоответствия количества цветов и длины ленты. Они эмпирическим
пут м приходят к верному решению, увеличить расстояние между цветами
на ленте, чтобы гирлянда получилась симметричной и аккуратной.
Технология мнемотехники (совокупность при мов для запоминания
информации с помощью ассоциации или логической цепочки, на наш
взгляд, также отвечает задачам функциональной математической
грамотности, развивает память, мышление, внимание. Направление
мнемотехники, которое широко используется нашими педагогами, связано
с именем Л. С. Венгера, разработавшим метод наглядного моделирования.
Согласно возрасту, важное место в развитии реб нка 5-7 лет занимает
наглядно-образное мышление, умение планировать свою деятельность,
последовательное выполнение плана, формирование произвольности
деятельности. В этом помогают полезные дидактические игры типа
«Выложи сам», «Что такой длины, высоты, ширины?», «Магазин ковров»,
где математические представления реб нок применяет на практике, в
разных игровых ситуациях. Игра «Архитектор» учит сч ту и самоанализу
деятельности при «проектировании» лестниц, домов, заборов.
Упражнения другого направления мнемотехники, стимулируют
пространственную ориентировку, умение считать, мыслить ассоциациями,
выстраивая логические цепочки. Привед м в пример упражнения «Муха»
(развитие помимо пространственной ориентировки внимания, умения
быстро реагировать и считать, «Запоминаем числа» (использование
эдетики, т. е., запоминания с помощью мысленно прорисованных цифр,
шифрования чисел (яблоко + груша = 6, яблоко = 2 + груша, груша = 2,
яблоко =) , числовых маршрутов, упражнений с палочками («Переложи
палочки»).
С целью поддержания интереса реб нка 5-7 лет и качества усвоения
материала считаем необходимым сбалансированное использование
электронных образовательных ресурсов в совместной деятельности. Так, при
изучении денежных отношений, измерений разного вида, геометрических
форм мы организуем виртуальные путешествия в разные страны, в их
прошлое, в гости к геометрическим фигурам и цифрам. Технология
виртуального путешествия значительно расширяет горизонты детского
кругозора, позволяет ощутить целостность восприятия мира. Суть
виртуальных путешествий посетить места на карте, связанные с
математической задачей, по заранее подготовленным маршрутам в одну или
несколько точек. Вначале осуществляется идентификация данной точки на
интерактивной карте в режиме онлайн с помощью программы «Планета
Земля». Точки каждого маршрута в программе соединяются линиями,
чтобы реб нок мог проследить направление пути. В основе виртуальных
путешествий лежат фотопанорамы, которые от обычных фотографий
отличаются интерактивным характером просмотра. Это означает, что при
просмотре панорамной фотографии дети видят только ту часть изображения,
которая интересует в данный момент, и что при желании можно оглядеться
по сторонам, а также приблизить или отдалить отдельные детали
изображения. Отличительной чертой такой практики являются яркие образы,
сильные впечатления, эффект присутствия здесь и сейчас. Загруженные
картинки и видео о математических объектах помогают лучше усвоить
математический материал, а также взаимосвязи окружающего мира.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что современные
технологии при грамотном их использовании эффективно служат целям как
общего развития реб нка 5-7 лет, так и создают предпосылки
функциональной математической грамотности.