Папки-передвижки

Эффективные образовательные технологии развития функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Мария Нурбобоева
Эффективные образовательные технологии развития функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Мы хотим познакомить с опытом применения некоторых образовательных

технологий, используемых нами в математическом развитии обучающихся

5-7 лет. В условиях современности ь важно создать условия для освоения

педагогами новых образовательных технологий, обеспечивающих решение

современных задач образования с позиций его непрерывности. На данном

Темочки:

этапе развития образования необходимо не только уметь пользоваться

инструментами образовательного деятельностного процесса, но и осваивать

возможность преобразований этих инструментов в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями детей и

профессиональными запросами педагогов.

Разработчиками системно-деятельностного подхода являются

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В дальнейшем развитии этого направления

активное участие принимала д. п. н., профессор Л. Г. Петерсон,

разработавшая технологию математического развития для дошкольников

«Ситуация». Это современный педагогический инструмент,

обеспечивающий как непрерывность образования, так и успешную

социализацию реб нка вкупе с успешным обучением в школе.

Целью данной технологии в контексте функциональной грамотности

является формирование целостной картины мира, самостоятельное

нахождение ошибки и поиск е исправления, применение полученных

знаний в новой ситуации. Ключевое звено технологии – возникающее на

определ нном этапе затруднение и дальнейший поиск выхода из него

детьми. В этом и заключается самостоятельность поиска реб нком нового

знания.

В структуре технологии 3 типа занятий : получения новых знаний,

тренировочных знаний, обобщающих знаний. Все этапы, а их шесть,

присущи типу, на котором реб нок добывает новое знание, прич м именно

добывает, в результате возникшего затруднения. Конечно, этот момент

тщательно спланирован педагогом, но реб нок не догадывается об этом.

Ситуация происходит как бы сама собой в ходе игрового сюжета, в котором

детям отведена роль главных помощников задуманного воспитателем

персонажа, отзывчивых и желающих помочь. Здесь важно и то, что

одновременно с математическими задачами каждым реб нком решаются и

проблемы нравственного воспитания, и применения освоенных знаний в

практических жизненных ситуациях. Так, при изучении темы «Луч,

Отрезок» в подготовительной группе проводится аналогия с небесным

светилом и его лучами, а дети являются исследователями, убеждающимися

на собственном опыте в прямой природе луча. Представление же об отрезке

можно сформировать, действительно отрезав кусочек ленты и убедившись

в том, что он имеет начало и конец. Сложно даются детям выводы с

использованием понятий «узкий –широкий». При изготовлении гирлянды из

бумажных цветов дети находят выход из затруднения в условиях

несоответствия количества цветов и длины ленты. Они эмпирическим

пут м приходят к верному решению, увеличить расстояние между цветами

на ленте, чтобы гирлянда получилась симметричной и аккуратной.

Технология мнемотехники (совокупность при мов для запоминания

информации с помощью ассоциации или логической цепочки, на наш

взгляд, также отвечает задачам функциональной математической

грамотности, развивает память, мышление, внимание. Направление

мнемотехники, которое широко используется нашими педагогами, связано

с именем Л. С. Венгера, разработавшим метод наглядного моделирования.

Согласно возрасту, важное место в развитии реб нка 5-7 лет занимает

наглядно-образное мышление, умение планировать свою деятельность,

последовательное выполнение плана, формирование произвольности

деятельности. В этом помогают полезные дидактические игры типа

«Выложи сам», «Что такой длины, высоты, ширины?», «Магазин ковров»,

где математические представления реб нок применяет на практике, в

разных игровых ситуациях. Игра «Архитектор» учит сч ту и самоанализу

деятельности при «проектировании» лестниц, домов, заборов.

Упражнения другого направления мнемотехники, стимулируют

пространственную ориентировку, умение считать, мыслить ассоциациями,

выстраивая логические цепочки. Привед м в пример упражнения «Муха»

(развитие помимо пространственной ориентировки внимания, умения

быстро реагировать и считать, «Запоминаем числа» (использование

эдетики, т. е., запоминания с помощью мысленно прорисованных цифр,

шифрования чисел (яблоко + груша = 6, яблоко = 2 + груша, груша = 2,

яблоко =) , числовых маршрутов, упражнений с палочками («Переложи

палочки»).

С целью поддержания интереса реб нка 5-7 лет и качества усвоения

материала считаем необходимым сбалансированное использование

электронных образовательных ресурсов в совместной деятельности. Так, при

изучении денежных отношений, измерений разного вида, геометрических

форм мы организуем виртуальные путешествия в разные страны, в их

прошлое, в гости к геометрическим фигурам и цифрам. Технология

виртуального путешествия значительно расширяет горизонты детского

кругозора, позволяет ощутить целостность восприятия мира. Суть

виртуальных путешествий посетить места на карте, связанные с

математической задачей, по заранее подготовленным маршрутам в одну или

несколько точек. Вначале осуществляется идентификация данной точки на

интерактивной карте в режиме онлайн с помощью программы «Планета

Земля». Точки каждого маршрута в программе соединяются линиями,

чтобы реб нок мог проследить направление пути. В основе виртуальных

путешествий лежат фотопанорамы, которые от обычных фотографий

отличаются интерактивным характером просмотра. Это означает, что при

просмотре панорамной фотографии дети видят только ту часть изображения,

которая интересует в данный момент, и что при желании можно оглядеться

по сторонам, а также приблизить или отдалить отдельные детали

изображения. Отличительной чертой такой практики являются яркие образы,

сильные впечатления, эффект присутствия здесь и сейчас. Загруженные

картинки и видео о математических объектах помогают лучше усвоить

математический материал, а также взаимосвязи окружающего мира.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что современные

технологии при грамотном их использовании эффективно служат целям как

общего развития реб нка 5-7 лет, так и создают предпосылки

функциональной математической грамотности.

Публикации по теме:

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные образовательные технологии развития функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2024 в 08:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные образовательные технологии развития функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мария Нурбобоева (УИ 1664876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 января 2025 суббота
05 января 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД