Елена Трифонова
Эффективные формы развития толерантности у дошкольников с ОВЗ через привитие любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с изменениями дошкольного образования (введением ФГОС) меняется и модель образовательной деятельности для детей с ОВЗ. ФГОС направлены на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. В целевых ориентирах сказано, что наши дети должны уметь сострадать и сопереживать, радоваться окружающим: большим и маленьким, больным и здоровым, людям других национальностей, своим ближним.
Публикация «Эффективные формы развития толерантности у дошкольников с ОВЗ через привитие любви к родному краю» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Однако психофизические проблемы детей с ОВЗ создают значительные трудности для полноценного личностного развития воспитанников. Наличие психических и физических барьеров является проблемой для детей с ОВЗ, зачастую
у них наблюдается несформированность коммуникативных форм поведения, пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная
обидчивость и ранимость, страхи, неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
Проблема специфики эмоционально- личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья исключительно актуальна.
Нереализованные возрастные возможности в эмоционально- личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности дошкольника в целом и его ближайшего будущего-поступления в школу, в новый неизвестный мир. Поэтому наша задача - подготовить ребенка к школе не только в интеллектуальном плане, но и в эмоционально- личностном, чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, был уверенным, инициативным, социально успешным. Развитие толерантности, как основного качеств личности, является одной из важнейших задач воспитательной работы в дошкольном возрасте, и решать её нужно как можно раньше, т. к. это длительный и сложный процесс.
Воспитание толерантности идет путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей, воспитания чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Привитие умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей,
их поведению, это воспитание умения сопереживания, понимание того, что человек с проблемами здоровья, нуждается в помощи окружающих.
Формирование толерантности детей проходит в разных формах воспитательно – образовательного процесса. Провожу тематические беседы для воспитанников в ходе, которых создаются условия для свободного высказывания детей, формируются умения анализировать разные ситуации общения ; представления о многообразии народов мира; особенностях их внешнего вида, национальной одежды, их типичных занятий. Используются разнообразные методы и приемы: упражнения в анализе и сравнении предметов ( например: дома южных и северных регионов планеты; одежда для различного климата и т. д., создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя, чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах.
В нашем детском сад устало доброй традицией приглашение ветеранов ВОВ. Дети своими руками готовят для пожилых людей поздравительные открытки. Это дает возможность приобщения детей к умению сопереживать, оказывать посильную помощь, дарить радость общения.
Одной из интересных и эффективных форм воспитания толерантности дошкольников, является авторская презентация-игровая викторина, «Мы с тобой-Россияне».
Данная серия игровых викторин расширяет представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, формирует развитие интереса к своей «малой Родине», к традициям и культуре своего края. Интересное и доступное содержание викторин помогает достичь наибольшего воспитательно - образовательного эффекта. Соревновательная форма работы мотивирует детей на познавательную активность, повышает мотивацию каждого ребенка. Так же одной из инновационных, современных форм работы данного направления является электронное пособие книга под названием «Мы разные, но мы вместе» Педагог предлагает детям информацию о многонациональности нашего края в анимированной форме, с эффектом перелистывания страниц, звуковым фоном. Данное электронное пособие содержательное, необычное для детей и вызывает детский восторг. Эффект перелистывания страниц «цепляет» детское внимание, интересный и красочный дизайн позволяет долгое время удерживать внимание детей, происходит другое, более действенное восприятие содержимого. Авторская серия книг «Мы разные, но мы вместе», посвящена многообразию нашей страны, семейным традициям, формирует представления детей о добре, дружбе и т. д. В такой форме педагогу доступно транслирование своего опыта родителям и коллегам, путем размещения на сайте, а также на флэш носителях. Еще одним из действенных вариантов формирования толерантных чувств дошкольников является просмотр мультфильмов. Мультфильм раскрепощает мышление и развивает фантазию детей; помогает формировать понятия о добре и зле; учит сопереживать, размышлять, сочувствовать; улучшает настроение; расширяет кругозор. Мультфильмы делают процесс воспитания незаметным для ребенка. Безусловно, просмотр мультфильмов, как и любое другое воздействие на формирование личности ребенка неоднозначно, так как дети перенимают модели поведения понравившихся героев, стараются подражать им, повторять их действия. Поэтому нами тщательно подбирались именно добрые, полезные мультфильмы с учетом различных педагогических задач. План просмотра мультфильмов с целью формирования толерантных чувств, старших дошкольников задачи качества, которыми должен обладать мультфильм.
Итогом вышеизложенной воспитательной работы стала «неделя толерантности» накануне всемирного дня толерантности. Мы провели анкетирование среди родителей с целью выявления уровня толерантного поведения, т. к. основными воспитателями ребенка являются родители и невозможно сформировать положительные качества ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении проблемы. В группе были проведены беседы, консультации для родителей, организован конкурс флаеров «мы разные, но мы вместе» с участием родителей. В конце недели была проведена акция «Мы дети одной планеты», посвященная дню толерантности. Воспитанники группы выпускали вместе с родителями воздушные шары, с флаерами содержание которых призывает всех людей к миру, терпимости к чужим мнениям, национальностям, а также раздавали листовки, созданные своими руками с призывом быть толерантными.
Таким образом, эффективные формы работы по данному направлению дают
свои действенные результаты, и мировосприятие наших воспитанников в
будущем будет основано на принципах толерантности