ирина косяк
Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленькая Родина все равно
большая, ведь она единственная».
Ж. Ренар.
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все!
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит, это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. В известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Публикация «Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Приступая к работе по направлению «Знакомство с родным краем», мы поставили перед содой цель: разработать систему занятий, направленных на знакомство детей среднего и старшего дошкольного возраста с родным краем.
Цель методической разработки:
•Воспитание любви к родному городу, краю, чувства гордости за свою малую Родину;
•Воспитание уважения и благодарности к людям город Кузбасса, которые внесли вклад в его процветание.
Задачи: 1. Формировать представления детей о родном городе, крае, интерес к его истории;
2. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;
3. Формировать представление об основных видах деятельности людей Кузбасса, города;
4. Познакомить с природными богатствами края : флора, фауна, полезные ископаемые;
5. Познакомить с литературным и изобразительным творчеством людей Кузбасса, с народным творчеством;
6. Познакомить с символикой города, Кемеровской области;
7. Учить ориентироваться на карте-схеме города, на карте области;
8. Воспитывать умение видеть красоту родного города, края, радоваться ей;
9. Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему краю.
Принципы реализации разработки:
•Энциклопедичности. Обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура, история и т. д.).
•Доступности. Изложение материала понятным для дошкольников языком.
•Занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды деятельности.
•Наглядности. Использование наглядного материала на протяжении всей работы (фотографии, иллюстрации, карты и т. д.).
•Динамики преемственных связей. На каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.
•Последовательности. Подача знаний от частного к общему, от простого к сложному.
Уникальности места. Рассматривание края как уникальной ценности для людей, которые считаю его своей маленькой Родиной. Изучение природной, культурной, специально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирование культуры личности. Значение этого принципа определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.
Формы работы:
•занятие;
•целевая прогулка;
•экскурсия;
• игра: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная;
•беседа;
•выставка детских работ.
Методы работы:
•беседа;
•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;
•чтение художественной литературы;
•рассматривание иллюстраций, фотографий;
•моделирование;
•вопросы;
•проблемные ситуации и задачи;
•обследование (исследование предметов и явлений живой и неживой природы);
•экспериментирование.
Условия реализации:
•по 1-2 занятия в месяц, в зависимости от возрастной группы : 9 занятий в средней группу; по 18 занятий в старшей и подготовительной к школе 7руппах;
•по 6 целевых прогулок и экскурсий, как за пределы детского сада, так и внутри его (выставки детских работ и т. д.);
•предварительная работа и закрепление полученных знаний на занятиях, осуществляется в различных формах работы вне занятий, в продуктивных видах деятельности;
• взаимодействие родителям: «Круглый стол» на тему «Воспитание любви к родному краю – одно из условий всестороннего развития личности ребенка»; экологическая викторина на тему «Природа нашего края»; буклеты; оформление выставок семейных работ, фотографий.
•Создание предметно-развивающей среды – центр по краеведению.
Ожидаемый результат.
Использование предлагаемой системы работы с детьми и родителями нам позволит:
-на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
-нравственно воспитывать детей, формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, к своему городу, краю;
-научить ориентироваться в социальной и природной среде обитания;
-научить гордиться тем, что они живут в таком прекрасном крае.
Результативность работы определяется диагностикой знаний, умений и навыков детей, которая разрабатывается к каждой возрастной группе в виде диагностических карт.
Литература, рекомендованная для чтения детям по разделу «Краеведение»
1. Степанов В. А. Животный мир России / Стихи для детей дошкольного возраста / Издательство «Фламинго», М., 2006.
2. Куприянов А. Н. Природа Кузбасса, или Приключения зеленого кузнечика Кузи / А. Н. Куприянов, Ю. А. Манаков. Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004.
3. Лаврина В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени. / Вера Лаврина. – Кемерово: 2004.
4. Зотов В. В. Лесная мозайка: Кн. Для воспитателей д. с. и родителей / Рис. В. Храмова - М. : Просвещение, 1993.
5. Хрестоматия для маленьких и постарше. – Сост. Л. Н. Елисеева. – М. : Знание,1996.
6. Е. Чарушин. Волчишко / Издательство «Детская литература» - М. :1977.
7. Домашний воробей / М. : Издат. «Детская литература» 1976.
8. Толстой Л. Н. Сказки, пословицы, загадки: из «Книг для чтения» и «Азбуки» Л. Н. Толстого / Худож. С. М. Харламов. – М. : 1988.
9. Минчковский А. Кто ты такой? / М. : Издат., «Малыш» - 1978.
10. Т. Яковлева Почему танцуют журавли / Новокузнецк, 2005
Литература
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Средняя группа /.- М. : 2005.
2. Алешина А. Н. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2005.
3. Доронова Т. Н., Глушкова Г. В. Вместе с семьей. – М., 2005.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. /Средняя группа /.- М. ,2008.
5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. – М., 2007.
6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? / Опыт по патриотическому воспитанию в ДОУ /.- М., 2005.
7. Махнева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Журнал «Управление ДОУ» / № 1, 2005.
8. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду. – М., 2008.
9. Свирская Л. Д. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М., 2007.
Перспективное планирование работы по краеведению с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: воспитание любви к родному городу, чувства гордости за него.
Задачи:
1. познакомить с улицами, где находится дом, детский сад, путями следования от дома до детского сада;
2. познакомить с основными достопримечательностями город
3. познакомить с основными видами транспорта;
4. формировать умение ориентироваться в ближайшем социальном окружении: домашний адрес, адрес детского сада, ближайшие магазины, кинотеатры и т. д. ;
5. формировать умение видеть красоту родного города посредствам знакомства с животным и растительным миром;
6. воспитывать чувство гордости и уважения к горожанам, отличившимся в годы ВОВ
Сентябрь «Мой дом»
-формировать представление о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей;
-уточнить знание детей своего домашнего адреса, показать важность и необходимость этого;
-воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека • Целевая прогулка к ближайшим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы свое название, много домов, у домов свои номера.
-Беседа о доме, членах семьи домашних адресах, о том что находится рядом с домом.
-Разучивание пословиц о родном доме, чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».
-Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
-Рисование на тему «Мой дом».
-Игра «Кто где живет».
-Совместная работа родителей с детьми: рисование на тему «Мой двор».
- Наглядная информация в родительском уголке: домашнее задание – учить с детьми домашний адрес.
Октябрь «Мой любимый детский сад»
-продолжать знакомить детей с названием детского сада, с его адресом;
-уточнить знание детьми дороги из дома в детский сад, продолжать учить правила поведения на проезжей части;
-дать представление о ближайшем окружении детского сада»
-воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, желание общаться, любовь к детскому саду
-Целевая прогулка вокруг детского сада ( отметить его ближайшее окружение: дома, аптека и т. д.).
-Беседа на тему «Детский сад и я».
-Рассматривание фотографий здания детского сада, участка, улицы и что находится на ней: аптека,магазины и т. д.
-Беседа на тему: «Дорога в детский сад».
-Экскурсия на фотовыставку на тему: «Улицы нашего города».
-Целевая прогулка в центр по ПДД.
-Конструирование «Мой детский сад и его окружение».
-Изготовление макета «Мой детский сад».
-Игра «Назови, что это?».
-Беседа с родителями с просьбой обращать внимание детей на дорогу от дома до детского сада, на объекты, которые встречаются по дороге.
Ноябрь «Я живу в Новокузнецке»
-формировать представление детей о родном городе;
-закрепить название родного города, домашний адрес, адрес детского сада;
-познакомить детей с тем, как называются люди, живущие в городе Новокузнецке;
-познакомить с основными видами труда (профессиями) взрослых жителей города;
-уточнить и расширить знание детей о городских видах транспорта;
-формировать чувство любви к родному городу, уважение к труду людей
-Беседы о родном городе.
-Рассматривание фотографий, открыток с видами родного города; иллюстрированного материала с видами транспорта, с людьми разных профессий.
-Чтение и заучивание поговорок, пословиц, стихотворений о Новокузнецке, о видах транспорта, профессиях.
-Целевая прогулка к проезжей части (виды транспорта, правила дорожного движения).
-Экскурсия к памятнику Суворова.
-Словесные игры «На чем едим, летим, плывем?», «Я начну, а вы продолжите», «Кто мы такие?».
-Совместная фотовыставка на тему: «Улицы нашего города».
-Наглядная информация: буклет «Играя, изучаем город», папка-раскладушка «Этот интересный город».
-Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу, как важное условие в формировании личности ребенка».
Декабрь «С чего начинается Родина»
-закрепить название родного города, домашнего адреса;
-познакомить с названием реки, на которой стоит город;
-объяснить, почему города строились на реках, с чего начинался наш город;
-формировать у детей чувство любви к своему городу
-Целевая прогулка вокруг участка детского сада.
-Рассматривание фотографий реки Томь, Кузнецкой крепости.
-Беседа о малой Родине: кто где бывал, что понравилось и почему.
-Прослушивание и заучивание стихотворений о родном городе.
-Беседы о названии улиц родного города.
-Дидактические игры «Кто где живет?», «Радиоэфир».
-Словесная игра «Кто больше знает улиц нашего города».
-Беседа с родителями с просьбой посетить Кузнецкую крепость с детьми на зимних каникулах.
-Домашнее задание: придумай совместно с родителями рассказ на тему «Как я отдыхал на катке, горке» или «Я на Кузнецкой крепости».
-Совместно с родителями собрать и оформить подборку стихотворений о родном городе.
Январь «Главные достопримечательности родного города»
-познакомить детей с достопримечательностями родного города;
-закрепить название родного города, домашний адрес;
-формировать у детей чувства любви к своему городу
-Рассматривание фотографий, открыток с достопримечательностями родного города, спросить у детей : кто, где был на праздниках?
-Беседа о городе: как называется, какие места им больше нравятся и почему?
-Экскурсия на выставку детских рисунков на тему «Мое любимое место в городе».
-Игра-упражнение «Назови, что это?».
-Словесная игра «Загадки о родном городе».
-Дидактическая игра «Узнай что это».
-Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия».
-Совместно с родителями нарисовать рисунки на тему «Мое любимое место в городе».
Февраль «Зимующие птицы нашего края»
-познакомить детей с названиями зимующих птиц: голубь, воробей, синица, снегирь, сорока, ворона;
-показать основные отличия во внешнем виде этих птиц;
-развивать интерес и любовь к родной природе;
-вызвать желание заботиться о этих птицах
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, которые зимуют в городе.
-Рассматривание альбома «Флора и фауна нашего края».
-Рассматривание сюжетных картин с изображением зимующих птиц.
-Чтение стихотворений, рассказов о птицах.
-Заучивание стихотворения «Синички».
-Отгадывание загадок.
-Дидактическая игра «Что не правильно?», «Собери картинку».
-Подвижная игра «Ловлю птиц на лету».
-Целевая прогулка к кормушке.
-Беседа с родителями с целью привлечь их к подбору материала (стихотворений, загадок) для оформления альбома «Флора и фауна нашего края».
Март «Лес и его обитатели»
-познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира наших лесов;
-уточнить основные отличительные признаки диких и домашних животных ( дикие: живут в лесу, сами строят жилище, сами добывают пищу; домашние: живут около человека, он о них заботится);
-развивать у детей интерес и любовь к родной природе
-Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.
-Чтение произведений о диких животных.
-Отгадывание загадок.
-Заучивание стихотворений.
-Рассматривание альбома «Флора и фауна нашего края».
-Составление рассказов по сюжетным картинам из серии «Дикие животные».
-Экскурсия на выставку детских рисунков на тему «Весна в лесу».
-Лепка «Хитрая лисичка».
-Дидактические игры «Чей хвост, чья голова?», «У кого какой домик?», «Что в лесу растет, кто в лесу живет?», «Чьи припасы?».
-Совместное рисование детей с родителями на тему «Весна в лесу».
-Экологическая викторина совместно с родителями и детьми на тему «Природа нашего края».
Апрель «Город-село»
-познакомить детей с понятиями «город» и «село»;
-учить детей находить различия : в городе - многоэтажные дома, много улиц, транспорта, а в селе – одноэтажные дома, мало улиц, транспорта;
=познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе
-Рассматривание картин с изображением города и села.
-Работа в книжном уголке: рассматривание и сравнение иллюстраций по данной теме.
-Беседа о домашних животных с рассматриванием иллюстраций. Объяснить какие могут жить в городе, а какие в селе.
-Чтение произведений, загадок о городе и селе.
-Экскурсия на выставку рисунков по теме «Бывают разные дома».
-Дидактические игры «Четвертый лишний», «Что растет на грядке?».
-Подвижная игра «Фрукты и овощи».
-Словесная игра «Найди ошибку».
-Аппликация на тему «Что растет на грядке?».
-Рисование на тему «Бывают разные дома».
Май «Они сражались за Родину"
-дать первоначальное представление о понятии ВОВ;
-познакомить детей с местами боевой славы нашего города;
-формировать положительное отношение к героям ВОВ;
-воспитывать чувство сопереживания к горю людей военных лет
-выявить уровень знаний детей о родном городе;
-систематизировать и уточнить ранее полученные знания;
- воспитывать любовь к родному городу
-Беседа о новокузнецких, сражавшихся за Родину.
-Чтение произведений о ВОВ.
-Рассматривание фотографий: памятник Неизвестному солдату, Бульвар Героев, Вечный огонь на площади Победы.
-Экскурсия к памятнику Неизвестного солдата.
-Рассказы детей, посетивших с родителями памятники героям ВОВ.
-Изготовление макета «Бульвар Героев».
-Дидактическая игра «Угадай-ка».
-Словесные игры «Все ли верно? Докажи», 2Какое слово не подходит?».
-Беседа с родителями о приближающемся празднике Победы. Посоветовать посетить с детьми памятники ВОВ.
-Совместно с родителями фотографии для оформления фотоальбома на тему «Места боевой славы».