Папки-передвижки

Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста

ирина косяк
Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Маленькая Родина все равно

большая, ведь она единственная».

Ж. Ренар.

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит, это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. В известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Публикация «Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Приступая к работе по направлению «Знакомство с родным краем», мы поставили перед содой цель: разработать систему занятий, направленных на знакомство детей среднего и старшего дошкольного возраста с родным краем.

Цель методической разработки:

Воспитание любви к родному городу, краю, чувства гордости за свою малую Родину;

Воспитание уважения и благодарности к людям город Кузбасса, которые внесли вклад в его процветание.

Задачи: 1. Формировать представления детей о родном городе, крае, интерес к его истории;

2. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;

3. Формировать представление об основных видах деятельности людей Кузбасса, города;

4. Познакомить с природными богатствами края : флора, фауна, полезные ископаемые;

5. Познакомить с литературным и изобразительным творчеством людей Кузбасса, с народным творчеством;

6. Познакомить с символикой города, Кемеровской области;

7. Учить ориентироваться на карте-схеме города, на карте области;

8. Воспитывать умение видеть красоту родного города, края, радоваться ей;

9. Воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему краю.

Принципы реализации разработки:

•Энциклопедичности. Обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура, история и т. д.).

•Доступности. Изложение материала понятным для дошкольников языком.

•Занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды деятельности.

•Наглядности. Использование наглядного материала на протяжении всей работы (фотографии, иллюстрации, карты и т. д.).

•Динамики преемственных связей. На каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

•Последовательности. Подача знаний от частного к общему, от простого к сложному.

Уникальности места. Рассматривание края как уникальной ценности для людей, которые считаю его своей маленькой Родиной. Изучение природной, культурной, специально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирование культуры личности. Значение этого принципа определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

Формы работы:

•занятие;

•целевая прогулка;

•экскурсия;

• игра: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная;

•беседа;

•выставка детских работ.

Методы работы:

•беседа;

•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

•чтение художественной литературы;

•рассматривание иллюстраций, фотографий;

•моделирование;

•вопросы;

•проблемные ситуации и задачи;

•обследование (исследование предметов и явлений живой и неживой природы);

•экспериментирование.

Условия реализации:

•по 1-2 занятия в месяц, в зависимости от возрастной группы : 9 занятий в средней группу; по 18 занятий в старшей и подготовительной к школе 7руппах;

•по 6 целевых прогулок и экскурсий, как за пределы детского сада, так и внутри его (выставки детских работ и т. д.);

•предварительная работа и закрепление полученных знаний на занятиях, осуществляется в различных формах работы вне занятий, в продуктивных видах деятельности;

взаимодействие родителям: «Круглый стол» на тему «Воспитание любви к родному краю – одно из условий всестороннего развития личности ребенка»; экологическая викторина на тему «Природа нашего края»; буклеты; оформление выставок семейных работ, фотографий.

•Создание предметно-развивающей среды – центр по краеведению.

Ожидаемый результат.

Использование предлагаемой системы работы с детьми и родителями нам позволит:

-на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;

-нравственно воспитывать детей, формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, к своему городу, краю;

-научить ориентироваться в социальной и природной среде обитания;

-научить гордиться тем, что они живут в таком прекрасном крае.

Результативность работы определяется диагностикой знаний, умений и навыков детей, которая разрабатывается к каждой возрастной группе в виде диагностических карт.

Литература, рекомендованная для чтения детям по разделу «Краеведение»

1. Степанов В. А. Животный мир России / Стихи для детей дошкольного возраста / Издательство «Фламинго», М., 2006.

2. Куприянов А. Н. Природа Кузбасса, или Приключения зеленого кузнечика Кузи / А. Н. Куприянов, Ю. А. Манаков. Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004.

3. Лаврина В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени. / Вера Лаврина. – Кемерово: 2004.

4. Зотов В. В. Лесная мозайка: Кн. Для воспитателей д. с. и родителей / Рис. В. Храмова - М. : Просвещение, 1993.

5. Хрестоматия для маленьких и постарше. – Сост. Л. Н. Елисеева. – М. : Знание,1996.

6. Е. Чарушин. Волчишко / Издательство «Детская литература» - М. :1977.

7. Домашний воробей / М. : Издат. «Детская литература» 1976.

8. Толстой Л. Н. Сказки, пословицы, загадки: из «Книг для чтения» и «Азбуки» Л. Н. Толстого / Худож. С. М. Харламов. – М. : 1988.

9. Минчковский А. Кто ты такой? / М. : Издат., «Малыш» - 1978.

10. Т. Яковлева Почему танцуют журавли / Новокузнецк, 2005

Литература

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Средняя группа /.- М. : 2005.

2. Алешина А. Н. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2005.

3. Доронова Т. Н., Глушкова Г. В. Вместе с семьей. – М., 2005.

4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. /Средняя группа /.- М. ,2008.

5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. – М., 2007.

6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? / Опыт по патриотическому воспитанию в ДОУ /.- М., 2005.

7. Махнева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Журнал «Управление ДОУ» / № 1, 2005.

8. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду. – М., 2008.

9. Свирская Л. Д. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М., 2007.

Перспективное планирование работы по краеведению с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель: воспитание любви к родному городу, чувства гордости за него.

Задачи:

1. познакомить с улицами, где находится дом, детский сад, путями следования от дома до детского сада;

2. познакомить с основными достопримечательностями город

3. познакомить с основными видами транспорта;

4. формировать умение ориентироваться в ближайшем социальном окружении: домашний адрес, адрес детского сада, ближайшие магазины, кинотеатры и т. д. ;

5. формировать умение видеть красоту родного города посредствам знакомства с животным и растительным миром;

6. воспитывать чувство гордости и уважения к горожанам, отличившимся в годы ВОВ

Сентябрь «Мой дом»

-формировать представление о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей;

-уточнить знание детей своего домашнего адреса, показать важность и необходимость этого;

-воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека • Целевая прогулка к ближайшим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы свое название, много домов, у домов свои номера.

-Беседа о доме, членах семьи домашних адресах, о том что находится рядом с домом.

-Разучивание пословиц о родном доме, чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».

-Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.

-Рисование на тему «Мой дом».

-Игра «Кто где живет».

-Совместная работа родителей с детьми: рисование на тему «Мой двор».

- Наглядная информация в родительском уголке: домашнее задание – учить с детьми домашний адрес.

Октябрь «Мой любимый детский сад»

-продолжать знакомить детей с названием детского сада, с его адресом;

-уточнить знание детьми дороги из дома в детский сад, продолжать учить правила поведения на проезжей части;

-дать представление о ближайшем окружении детского сада»

-воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, желание общаться, любовь к детскому саду

-Целевая прогулка вокруг детского сада ( отметить его ближайшее окружение: дома, аптека и т. д.).

-Беседа на тему «Детский сад и я».

-Рассматривание фотографий здания детского сада, участка, улицы и что находится на ней: аптека,магазины и т. д.

-Беседа на тему: «Дорога в детский сад».

-Экскурсия на фотовыставку на тему: «Улицы нашего города».

-Целевая прогулка в центр по ПДД.

-Конструирование «Мой детский сад и его окружение».

-Изготовление макета «Мой детский сад».

-Игра «Назови, что это?».

-Беседа с родителями с просьбой обращать внимание детей на дорогу от дома до детского сада, на объекты, которые встречаются по дороге.

Ноябрь «Я живу в Новокузнецке»

-формировать представление детей о родном городе;

-закрепить название родного города, домашний адрес, адрес детского сада;

-познакомить детей с тем, как называются люди, живущие в городе Новокузнецке;

-познакомить с основными видами труда (профессиями) взрослых жителей города;

-уточнить и расширить знание детей о городских видах транспорта;

-формировать чувство любви к родному городу, уважение к труду людей

-Беседы о родном городе.

-Рассматривание фотографий, открыток с видами родного города; иллюстрированного материала с видами транспорта, с людьми разных профессий.

-Чтение и заучивание поговорок, пословиц, стихотворений о Новокузнецке, о видах транспорта, профессиях.

-Целевая прогулка к проезжей части (виды транспорта, правила дорожного движения).

-Экскурсия к памятнику Суворова.

-Словесные игры «На чем едим, летим, плывем?», «Я начну, а вы продолжите», «Кто мы такие?».

-Совместная фотовыставка на тему: «Улицы нашего города».

-Наглядная информация: буклет «Играя, изучаем город», папка-раскладушка «Этот интересный город».

-Родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу, как важное условие в формировании личности ребенка».

Декабрь «С чего начинается Родина»

-закрепить название родного города, домашнего адреса;

-познакомить с названием реки, на которой стоит город;

-объяснить, почему города строились на реках, с чего начинался наш город;

-формировать у детей чувство любви к своему городу

-Целевая прогулка вокруг участка детского сада.

-Рассматривание фотографий реки Томь, Кузнецкой крепости.

-Беседа о малой Родине: кто где бывал, что понравилось и почему.

-Прослушивание и заучивание стихотворений о родном городе.

-Беседы о названии улиц родного города.

-Дидактические игры «Кто где живет?», «Радиоэфир».

-Словесная игра «Кто больше знает улиц нашего города».

-Беседа с родителями с просьбой посетить Кузнецкую крепость с детьми на зимних каникулах.

-Домашнее задание: придумай совместно с родителями рассказ на тему «Как я отдыхал на катке, горке» или «Я на Кузнецкой крепости».

-Совместно с родителями собрать и оформить подборку стихотворений о родном городе.

Январь «Главные достопримечательности родного города»

-познакомить детей с достопримечательностями родного города;

-закрепить название родного города, домашний адрес;

-формировать у детей чувства любви к своему городу

-Рассматривание фотографий, открыток с достопримечательностями родного города, спросить у детей : кто, где был на праздниках?

-Беседа о городе: как называется, какие места им больше нравятся и почему?

-Экскурсия на выставку детских рисунков на тему «Мое любимое место в городе».

-Игра-упражнение «Назови, что это?».

-Словесная игра «Загадки о родном городе».

-Дидактическая игра «Узнай что это».

-Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия».

-Совместно с родителями нарисовать рисунки на тему «Мое любимое место в городе».

Февраль «Зимующие птицы нашего края»

-познакомить детей с названиями зимующих птиц: голубь, воробей, синица, снегирь, сорока, ворона;

-показать основные отличия во внешнем виде этих птиц;

-развивать интерес и любовь к родной природе;

-вызвать желание заботиться о этих птицах

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, которые зимуют в городе.

-Рассматривание альбома «Флора и фауна нашего края».

-Рассматривание сюжетных картин с изображением зимующих птиц.

-Чтение стихотворений, рассказов о птицах.

-Заучивание стихотворения «Синички».

-Отгадывание загадок.

-Дидактическая игра «Что не правильно?», «Собери картинку».

-Подвижная игра «Ловлю птиц на лету».

-Целевая прогулка к кормушке.

-Беседа с родителями с целью привлечь их к подбору материала (стихотворений, загадок) для оформления альбома «Флора и фауна нашего края».

Март «Лес и его обитатели»

-познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира наших лесов;

-уточнить основные отличительные признаки диких и домашних животных ( дикие: живут в лесу, сами строят жилище, сами добывают пищу; домашние: живут около человека, он о них заботится);

-развивать у детей интерес и любовь к родной природе

-Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

-Чтение произведений о диких животных.

-Отгадывание загадок.

-Заучивание стихотворений.

-Рассматривание альбома «Флора и фауна нашего края».

-Составление рассказов по сюжетным картинам из серии «Дикие животные».

-Экскурсия на выставку детских рисунков на тему «Весна в лесу».

-Лепка «Хитрая лисичка».

-Дидактические игры «Чей хвост, чья голова?», «У кого какой домик?», «Что в лесу растет, кто в лесу живет?», «Чьи припасы?».

-Совместное рисование детей с родителями на тему «Весна в лесу».

-Экологическая викторина совместно с родителями и детьми на тему «Природа нашего края».

Апрель «Город-село»

-познакомить детей с понятиями «город» и «село»;

-учить детей находить различия : в городе - многоэтажные дома, много улиц, транспорта, а в селе – одноэтажные дома, мало улиц, транспорта;

=познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе

-Рассматривание картин с изображением города и села.

-Работа в книжном уголке: рассматривание и сравнение иллюстраций по данной теме.

-Беседа о домашних животных с рассматриванием иллюстраций. Объяснить какие могут жить в городе, а какие в селе.

-Чтение произведений, загадок о городе и селе.

-Экскурсия на выставку рисунков по теме «Бывают разные дома».

-Дидактические игры «Четвертый лишний», «Что растет на грядке?».

-Подвижная игра «Фрукты и овощи».

-Словесная игра «Найди ошибку».

-Аппликация на тему «Что растет на грядке?».

-Рисование на тему «Бывают разные дома».

Май «Они сражались за Родину"

-дать первоначальное представление о понятии ВОВ;

-познакомить детей с местами боевой славы нашего города;

-формировать положительное отношение к героям ВОВ;

-воспитывать чувство сопереживания к горю людей военных лет

-выявить уровень знаний детей о родном городе;

-систематизировать и уточнить ранее полученные знания;

- воспитывать любовь к родному городу

-Беседа о новокузнецких, сражавшихся за Родину.

-Чтение произведений о ВОВ.

-Рассматривание фотографий: памятник Неизвестному солдату, Бульвар Героев, Вечный огонь на площади Победы.

-Экскурсия к памятнику Неизвестного солдата.

-Рассказы детей, посетивших с родителями памятники героям ВОВ.

-Изготовление макета «Бульвар Героев».

-Дидактическая игра «Угадай-ка».

-Словесные игры «Все ли верно? Докажи», 2Какое слово не подходит?».

-Беседа с родителями о приближающемся празднике Победы. Посоветовать посетить с детьми памятники ВОВ.

-Совместно с родителями фотографии для оформления фотоальбома на тему «Места боевой славы».

Публикации по теме:

«Путешествие по родному краю» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: - Конкретизация знаний и представлений.

Консультация для воспитателей «Воспитание любви к Родине, к родному краю» Уже на младшей дошкольной ступени,мы начинаем воспитывать у детей любовь к Родине. Это выражается в интересе к тому,что их окружает,в добрых.

Консультация «Изобразительная деятельность детей как средство формирования чувства любви к родному краю» Г. А. Ашмарина - воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска В течение нескольких лет коллектив нашего дошкольного учреждения.

Консультация для родителей «Формирование патриотических чувств посредством воспитания любви к родному краю» “Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю» Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?».

Проект «История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «История Отечества, как фактор воспитания любви к родному краю.

Рецензия на опыт работы «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Рецензия на опыт работы «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» педагогов МБДОУ. В настоящее время происходит переосмысление.

Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю Воспитание любви к Родине — важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Родители с ранних лет должны воспитывать у детей.

Воспитание у детей любви к родному краю Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю всегда был и остается важным. Только совместными усилиями семьи и детского сада.

Эссе «Урок любви к родному краю»Эссе «Урок любви к родному краю» В вечном движении, круговерти дней мы редко задумываемся о значимости такого понятия как Родина. Лишь выбравшись из душного, шумного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 16:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ирина косяк (УИ 504198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД