Татьяна Гордеева (Онофрийчук)
Привитие эстетического вкуса через пластику движений
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с одарёнными детьми»
Выполнила:
Гордеева Татьяна Анатольевна, воспитатель
Что и говорить, танцевать любят все - и взрослые и дети. И не важно, по правилам человек танцует или двигается, как умеет. В любом случае танец-это удовольствие.
Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человечка. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры атмосферу положительных эмоций которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делает его поведение естественным и красивым.
Публикация «Привитие эстетического вкуса через пластику движений» размещена в разделах
Рёбёнок начинает чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него развивается художественный вкус, творческая фантазия. Всё это сделает его более глубокой личностью и научит больше понимать себя и других. Без танцев трудно себе представить праздник в детском саду. Танец всегда король на празднике.
В течение последних лет работая с одарёнными детьми, посещающих танцевальный кружок, я использую разработанную мной модифицированную и рецензированную программу по хореографии, которая ориентирована на детей 5-7 лет, и рассчитана на два года обучения.
Учебный план на 2 года
№ Виды практической деятельности Количество часов
Старшая группа Подготовительная группа
НОД в месяц НОД в год НОД в месяц НОД в год
1. Музыкально-ритмические занятия 1 8 1 8
2. Элементы классического танца 1 8 1 8
3. Элементы русского народного танца 1 8 1 8
4. Современный танец и импровизация 1 8 1 8
Моя программа направлена на привлечение детей к красоте хореографического искусства, воспитание интереса и любви к танцевальной деятельности, формирование начальных хореографических умений и навыков, усвоение несложных танцевальных движений и этюдов, раскрытие и развитие творческого потенциала, выявление и создание условий для развития одарённых детей.
Одарённый ребёнок более быстро усваивает двигательные навыки, у него быстрее развивается музыкальный слух, речь, любознательность. У них более развитое слуховое внимание и восприятие, эти дети быстро переключаются и включаются в деятельность, проявляют интерес на протяжении всего времени НОД. У детей, посещающих танцевальный кружок, становятся богаче знания и умения, устанавливаются товарищеские отношения, ответственность. Умение радоваться за общий успех или переживать неудачу развивается только в коллективной работе. Дети растущие в атмосфере сотрудничества, умеют и любят думать, могут рассказать и показать родителям или другому ребёнку то, чему они научились на занятиях хореографии. Они овладевают организаторскими и коммуникативными способностями, они способны к творческой танцевальной импровизации. Позитивное отношение детей к хореографическому искусству вызывает радостное чувство успеха, движения вперёд, развития творческих способностей, что предопределяет необходимость интересно, насыщено строить занятия, умело и в непринуждённой форме заинтересовать детей. В. А. Сухомлинский неоднократно высказывал мысль о том, что каждый ребёнок талантлив, и задание педагога в том, чтобы найти «изюминку» в каждом ребёнке.
Цель моей деятельности: воспитание эстетического вкуса, развитие у детей музыкально-пластических движений, обучение детей управлять своим телом через работу всех мышц. Для достижения цели реализовала задачи, которые разделила на три группы: эстетические, пластические, воспитательные.
Эстетические задачи - развитие музыкального вкуса и кругозора. Приобщение к совместному движению с педагогом.
Пластические задачи - развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности, точности движений, преодоление физических недостатков связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Воспитательные задачи - психологическое раскрепощение детей, воспитание у детей интереса к танцам.
Для решения всех задач, НОД в кружке подразделяется на несколько видов: Обучающие, закрепляющие, итоговые.
Обучающая НОД: детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивании упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. Вводится 2-3 комбинации.
Закрепляющая НОД: Повтор движений не более 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из детей, выполняющих движение правильно, лучше других, или идёт соревнование-игра между первой о второй линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.
Итоговая НОД: Дети практически самостоятельно, без подсказки, выполняют все заученные ими движения и танцевальные комбинации.
В результате работы дети первого года обучения освоили ходьбу танцевальным шагом по кругу, перестроение в колонну за ведущим, освоили основные позиции ног и движения, положения рук в танцах - согласно программе этого возраста. Освоили шаги: топающий и хороводный, шаг с притопом. Научились делать прыжки подскоки, боковой галоп, шаг польки.
Дети второго года обучения освоили русский поклон, закрепили 1,2,3 позиции ног, рук. Закрепили положение стопы - вытянута не вытянута. Освоили позиции рук за спиной, в парах, «воротики», плетень, вертушки, двойной поясок. Освоили танцевальные движения тройной притоп, поворот с притопом, ковырялочка, самоварчики, гармошка, расчёска. Для мальчиков движения «козлик», «мячик», присядка.
Закрепили построения: колонна, цепочка, шеренга. Освоили перестроение в две, три, четыре колонны. В процессе обучения дети разучили танцы: эстрадные (Шалунишки, Осень под зонтиком, Цветы для мамы) русские (Кадриль, Сударушки-девушки, Катюша, бальные танцы (Первый вальс, Прощай детский сад).
Для реализации своих задач чётко планирую НОД. Прежде всего приветствую строгую эстетику - обязательная хореографическая форма и причёска у детей, что развивает навыки культуры опрятности, аккуратности, создаёт творческую атмосферу, воспитывает интерес к НОД. Всё это создаёт положительные эмоции, улучшает усвояемость учебного процесса. Урок начинаю с разминки по кругу, основанной на различных шагах, прыжках, пробежках. Затем работа по линиям – сюда входят блок партерной гимнастики - упражнения на развитие стоп, мышц спины, гибкости, подвижности позвоночника, выворотности, растяжки, прыжки. В основной части урока разучиванием с детьми новые элементы танца и их отработка. Завершает урок НОД музыкальные игры, требующие хорошего перемещения в пространстве и танцевальные этюды, композиции.
В своей работе использую различные интересные формы, в том числе и социо - игровые приёмы «Экскурсия в зоопарк», «Прогулка в лесу», «Танцы-сказки». Например для исполнения миниатюры «Мотыльки и цветочки», дети использовали элементы костюмов для «бабочек» и «мотыльков». Стараюсь привить детям культуру поведения при общении друг с другом. Для развития у детей выразительности и артистичности использую музыкальные этюды и игры, на основе традиционных игр. Например: «Третий лишний», игра направлена на умение ориентироваться в пространстве, на музыкальность т. к. в ходе игры предлагалось движение в соответствии с жанром и характером музыки. В качестве музыкального оформления выбираю сочинения, предназначенные для детей.. Музыкальное сопровождение развивает не только музыкальный слух, но и воспитывает в ребёнке организованность. Ведь основа музыки – это ритм, а в основе всех жизненных процессов также лежит ритм. Благодаря этому дети учатся передавать различные образы, помогающие развитию артистических способностей, В свою очередь, артистические способности помогают в преодолении скованности и стеснительности в поведении. Использую игры - превращения. Они развивают творческое воображение, способствуют освоению образных движений. Учат чувствовать напряжённое и не напряжённое состояние мышц, это «деревянные и тряпичные куклы», «цветочек», «верёвочки», «полоскание платочков».
Заблуждаются те, кто полагает что, собрав детей можно сразу переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно включать в НОД простые и интересные упражнения, не вызывающих особых затруднений для их восприятия и исполнения. Например: упражнения «Звонкие ладоши» (большие колокола и маленькие колокольчики, громкий и тихий бубен, ловим комариков, тарелочки, хлопушки, «Весёлые ножки» (подскоки, «качалочка», «заборчик», «лесенка» и т. д.). Схема постановки танца: прослушивание с воспитанниками произведения, беседа по прослушанному произведению (чувства возникающие при прослушивании, что хотел передать автор в произведении, какие движения можно изобразить при прослушивании произведения, показ танцевальных движений педагогом, разучивание движений с педагогом, закрепления движений, соединение движений в одну композицию. Например танец «Осенний вальс» : 1. прослушивание музыкального произведения композитора Поля Мариа; 2. беседа какое настроение автор передает с помощью музыки, какой характер композиции; 3. свободная импровизация танца под прослушанную музыку; 4. показ танцевальных движений педагогом «Колыхание деревьев», «Листопад», «Ветер»; 5. разучивание движений с педагогом; 6. закрепление движений; 7. соединение танцевальных движений в единую композицию.
Среди задач по работе с одарёнными детьми в развитии творческих качеств, использую способ коллективного творчества. Это вовлечение детей в мероприятия: утренники, фестивали Активное участие в праздниках и развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, даёт возможность приобрести новые и закрепить раннее полученные навыки.
В результате анализа диагностических данных, уровень усвоения детьми знаний, умений навыков по программе, составил стабильно высокий – 100%.
№ Уровень Старшая группа Подготовительная группа
2014г 2015 2014 2015
1. Высокий 59 % 73,7 % 64,3 % 95,5 %
2. Средний 41 % 26,3 % 35,7 % 4,5 %
3. Низкий - - - -
Результатом работы с детьми, посещающих танцевальный кружок, является активное участие кружковцев в сценических мероприятиях ДОУ, участие в городских фестивалях.
В течение года принимаем участие в таких мероприятиях как: «Осень, осень в гости просим», «Новый год на волшебной поляне», «День открытых дверей для родителей», «День защитника отечества», «Праздник мам», фестиваль воспитанников ДОУ, отчетный концерт примерно 12-14 танцев в год разучиваем с воспитанниками. Наблюдения за дальнейшей судьбой моих выпускников показали, что 70% детей продолжают активно развиваться а учреждениях дополнительного образования, имеют успехи на городском и краевом уровне.
Танцевальное искусство способствует развитию у детей гибкости тела, красивой осанки. Закладываются лидерские качества, которые помогут спешно развиваться ребёнку в будущем. «Наши дети обладают поистине огромными возможностями развития. В них природой заложен инстинкт познания и исследования мира». М. Н. Ильина