Марина Изотова
Эффективные формы работы по формированию основ безопасного поведения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы: Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой вызывают множество проблем. Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается ребёнок. Это многообразие не всегда является образцом для детей. Поэтому, у них формируются противоречивые представления о безопасном образе жизни. Не случайно, что именно сейчас многие педагоги стали искать возможность для плодотворной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Возникла необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в сотрудничестве с родителями, взаимодействии ДОУ с общественными организациями.
Публикация «Эффективные формы работы по формированию основ безопасного поведения у детей» размещена в разделах
Цель: формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия взрослого с детьми.
Задачи:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме.
2. Создание условий для реализации проекта (обогащение предметно- развивающей среды, установление доверительно-делового контакта с родителями детей, создание психологически комфортных условий, выявление возможности младших дошкольников в овладении основ безопасного поведения, определение форм и методов работы).
3. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
4. Анализ и результаты проводимой работы. Практическая значимость: Данный проект направлен на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей. Содержание работы может использоваться в практической деятельности педагогов ДОУ, в создании методической копилки по данному вопросу.
Теоретическое обоснование взаимодействия взрослого с детьми в процессе формирования у младших дошкольников основ безопасного поведения. На протяжении своей истории человечество постоянно подвергается воздействию катастроф, которые уносят тысячи человеческих жизней. В последнее время в наш обиход вошли такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от экономической нестабильности. К сожалению, человечество «игнорирует» бесценность человеческой жизни, а ведь человеческий организм- сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, своё здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать. Одной из задач дошкольного образования является формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности, осознанного безопасного поведения. Современная жизнь доказала, что лишь культура безопасного поведения каждого человека, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни. Многие правила поведения возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций. Большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Мы все желаем нашим детям счастья пытаемся уберечь их от невзгод и часто задаё м себе вопросы: как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожными? Как доступно рассказать о правилах поведения? Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения, не знают к кому обратиться за помощью, не знают правила поведения. Не случайно, что именно сейчас многие коллективы ДОУ стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста» и начинать надо именно с младшего возраста, когда только начинают закладываться основы поведения. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей- дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ведь безопасность- это не только схема усвоенных знаний. А умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Теоретическая значимость взаимодействия взрослого с детьми в процессе формирования у дошкольников основ безопасного поведения. Характеристика психологического и физического развития ребёнка четвёртого года жизни. В период с 3 до 4 лет у ребёнка активно развиваются психические функции, возрастают физические возможности. Повышается активность ребёнка, действия его приобретают намеренный характер, более разнообразными и скоординированными становятся движения. В различных видах деятельности ребёнок начинает действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания цель зачастую может «теряться». Малыш медлителен в своих действиях любого содержания (предметных, двигательных, речевых). Для него значимо лишь указание, что делать. Задавая инструкцию последовательно- что делать сейчас. Из чего, чем, как, что получается, — можно создать образ структуры любой деятельности (умывания, одевания, еды и т. д.). Для того, чтобы малыша сделать активным в выполнении деятельности, его каждый раз нужно ставить в ситуацию выбора, что является также условием для экспериментирования. Резко возрастает любознательность ребёнка. Особенно велик его интерес к причинам явлений. Овладение намеренными действиями даёт возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия малыша, направленные на выполнение определённого задания. Несмотря на растущую самостоятельность ребёнка, роль взрослого в его жизни ещё очень велика. Основные побуждения в общении со взрослыми у него начинают переходить из сферы чисто практической ( совместного выполнения действий- в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем. В этом возрасте у детей возникают и развиваются гуманные чувства и элементарные представления о доброте. Отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам. Необходимо побуждать их к взаимодействию друг с другом, умению разговаривать в приветливой форме, отзываться на просьбу другого ребёнка о помощи, отвечать на вопрос вежливо. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом, однако достаточной согласованности между участниками такой игры ещё нет и продолжительность её невелика. Развиваются все виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые. Строительно-конструктивные, театральные, дидактические, подвижные и музыкальные. В каждом из этих видов ребёнок берёт на себя определённую роль и подчиняет ей своё поведение. В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения. У него обнаруживается стремление к освоению этого мира.