Оксана Михайлова
Первые шаги в детском саду. Эффективные формы работы в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные формы работы в адаптационный период
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Мы педагоги осознаем важность для ребенка периода адаптации к условиям ДОУ и стараемся помочь маленькому человеку с наименьшим ущербом для психического и соматического здоровья войти в новый мир широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми – в группе, где он будет жить достаточно долго.
Публикация «Первые шаги в детском саду, Эффективные формы работы в адаптационный период» размещена в разделах
В нашем детском саду осуществляется комплексный подход к организации поэтапной адаптации детей к ДОУ. При планировании и организации процесса адаптации выделяются три взаимодополняющих блока: совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками в режиме дня, организация предметно – развивающего пространства, взаимодействие с родителями.
Качественно организовать сопровождение адаптации детей к условиям детского сада позволяет поэтапный подход организации помощи в адаптационный период, включающий четыре этапа: организационный, ознакомительный, консультативный и адаптационный.
На трех первоначальных этапах с февраля по июль организуется клуб:
«Круглый стол с острыми углами» для педагогического просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, обеспечение успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, а также формирование единства требований к ребенку педагогов и родителей в период адаптации.
В программе клуба:
-психологический практикум «Общение с ребенком от года до трех лет»;
- практикум воспитателей «Игры, в которые играют…»;
-беседа старшей медицинской сестры «Где моя большая ложка?»;
-рекомендации инструктора по физической культуре «Растим детей, здоровыми, смелыми, умелыми»;
-советы музыкального руководителя «Мы танцуем и поем – вместе весело живем!»;
-обзор проекта…
-экскурсии-презентации развивающего пространства группы и детского сада;
-консультация педагога-психолога «Мама или детский сад?»
Совместно с педагогом-психологом в июне – августе проводится анкетирование родителей для прогнозирования течения адаптации и влияние условий и образа жизни семьи на здоровье ребенка, его способности к социализации.
На первом родительском собрании (в июне – июле) родители детально знакомятся с условиями и организацией жизни детей в детском саду, уточняем график приема детей, длительность ежедневного пребывания ребенка в группе.
На четвертом этапе – адаптационном (с августа по октябрь) – проводится наблюдение за поведением детей в процессе свободной деятельности с детьми, а затем и на занятиях. Результаты наблюдений отражаются в индивидуальных дневничках «Вот какой Я», позволяющих осуществить индивидуальный подход к ребенку, скорректировать подбор игр, упражнений, приемов при организации режимных моментов.
В адаптационный период, в дневничках «Вот какой Я» отражаются успехи и достижения детей и на протяжении всего года. На информационном стенде для родителей помещаются забавные высказывания детей и словесные зарисовки их ярких моментов в группе.
Прием вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями. Принимаются в группу не более 2 – 3 детей в неделю, чтобы каждому малышу можно было уделить максимум внимания.
Первое посещение ребенком детского сада непродолжительно и позволяет ему в спокойной обстановке познакомиться с воспитателем и «совершить экскурсию» в новые для него помещения. В ходе первой встречи происходит знакомство ребенка с игрушкой Карапуз – символом группы, который в дальнейшем будет сопровождать его в играх.
Первую неделю родителям рекомендуется приводить ребенка в детский сад накормленным, с любимой домашней игрушкой, он находится в группе в течение 1 -2 ч, а если необходимо – в присутствии мама.
Если ребенок в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, его можно оставлять в группе одного на 1 -2 ч, постепенно увеличивая время пребывания ребенка в последующие дни.
Главной фигурой и центром внимания для детей младшего дошкольного возраста является взрослый. Основной задачей взаимодействия с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению считается формирование эмоционального контакта на основе совместных действий, сопровождаемых доверительным тоном, добрым взглядом, ободряющей улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы и любви к каждому малышу.
На адаптационном этапе важна стабильность в работе группы, встреча со знакомым педагогом, неизменная последовательность режимных видов деятельности. Разработан «План всех видов деятельности в адаптационный период» позволяет содержательно наполнить каждый день пребывания детей в детском саду. Заменив свободную деятельность утром на игры. Данный план можно использовать в течении года после окончания периода адаптации.
Непосредственно образовательная деятельность в период адаптации организуется с октября. К этому времени малыши активно включаются в совместную деятельность со взрослым и могут увлечь себя игрой и предметной самостоятельной деятельностью.
Во время игр ведущая роль принадлежит воспитателю, который представляет игрушку или дидактическую куклу. Непосредственно образовательная деятельность проходит в игровой форме, с частой сменой видов деятельности. В ходе этого отмечается активность каждого ребенка, постоянно одобряется проявление самостоятельности, активности, любое достижение.
Предметно-развивающее пространство группы, отвечающее всем современным принципам концепции развивающей среды, позволяет детям познавать окружающий мир, радость игры, творчества. Учитывая основные направления развития детей младшего дошкольного возраста, были созданы следующие центры: сенсомоторный центр «Домик цветных человечков», театрализованной деятельности «Паровозик сказок», музыкальная деятельность «Солнечная поляна», изобразительной деятельности «Волшебная радуга», центр речевого развития «Чудо- дерево»,
«Мойдодыр» центр здорового развития, многофункциональный центр сюжетно-ролевой игры, ряженья, игры с водой и песком, центр уединения.
Особая роль отводится взаимодействию с семьями воспитанников. Важно при этом интегрировать усилия всех участников педагогического процесса. С целью повышения уровня педагогического образования родителей и оптимизации стиля семейного воспитания работы строится по двум направлениям: информативному и обучающему. Они включают в себя: консультации, рекомендации, наглядные формы работы (памятки, папки – передвижки, фото выставки, материалы информативного центра, родительские собрания, групповые праздники.
Для организации участия родителей в процессе адаптации, привнесения части семейного тепла и любви в стены детского сада предлагаются творческие домашние задания:
- создание фотоальбома «Я и моя семья», содержащего тематические страницы: «Фотография ребенка», «Стихотворение о ребенке», «Ласковые слова в картинках», «Мои увлечения», «Любимые игрушки», «Фотография семьи», «Мама, папа, я – спортивная семья»;
-оформление странички «Я глазами мамы и папы», в индивидуальных дневничках «Вот какой Я», где рассказывается о том, какой ребенок дома;
-коллаж создание.
У детей, родители которых активно принимают участие в реализации домашних заданий, улучшается ход адаптации, сокращается ее продолжительность.
По окончании адаптационного периода проводится родительское собрание на тему: «Итоги адаптации», на собрании родители показывают результаты домашних заданий, обсуждается ход и проблемы адаптации, ставятся задачи по дальнейшему развитию и воспитанию детей.
Особое внимание мы уделяем работе психолого-медико-педагогических консилиумов, где специалистами ДОУ составляется интегрированный поведенческий и личностный портрет ребенка. Делаются анализы и выводы, проводится обработка результатов уровня готовности каждого ребенка к поступлению в ДОУ, анализ индивидуальных дневничков – адаптации, диагностическое обследование уровня развития познавательных процессов детей, педагогическая диагностика уровня овладения детьми программы первой младшей группы. По результатам дневничков – адаптации строятся графики изменения показателей эмоционального портрета ребенка, подводятся итоги адаптации и оценивается уровень развития детей.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволяют активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей : 76 – 92% родителей принимают активное участие в родительских собраниях и общих праздниках.
Успех воспитания детей в детском саду во многом зависит от того, как организована работа с семьей. Доволен родитель – довольны и мы, так как продуктивное сотрудничество родителями – это то, к чему мы стремимся.