Ирина Рыбакова
Эффективность использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования, изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий. А главное- изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Публикация «Эффективность использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
“Для чего нужна человеку музыка?”. Еще знаменитые философы Древней Греции писали о благоприятном воздействии средств искусства на человека. Так, Аристотель отмечал, что музыку и рисование необходимо включить в систему воспитания не для того, чтобы готовить профессиональных музыкантов или художников, а для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения.
Принцип взаимозависимости физиологического и психического развития детей был реализован в трудах российских психологов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова. Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов на работоспособность человека. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогических наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, развивает речь. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.
Дети с нарушениями в развитии имеют специфические особенности общего психического развития и формирования личности, что предполагает качественно новые пути решения задач оптимизации педагогического процесса с учетом наличия у них расстройства.
В условиях современного дошкольного образования сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений и технологий, которые будут способствовать укреплению физического и психического здоровья детей. Коррекционно-педагогический процесс в детском саду представляет сложную систему воздействий, состоящую из различных педагогических, психологических и специальных коррекционных методик. Одним из звеньев этой системы является музыка, резервы коррекционного воздействия которой используются недостаточно полно.
Теоретический и практический интерес многих специалистов (психологов, медиков, педагогов) к использованию музыки в качестве коррекционного метода не случаен. С помощью многих исследований показана физиологическая основа увеличения эффективности любого коррекционного воздействия при использовании музыки как своеобразного катализатора.
Великому русскому невропатологу, психиатру и психологу В. М. Бехтереву принадлежит много ценнейших методических советов по использованию музыки в лечебно – профилактических целях. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом. Так в работе С. В. Шушарджана «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека» показано, что при регулярных занятиях вокалом происходит согласование ритмов организма с ритмами окружающей среды. Опыты позволили установить, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и вместе с ним состояние удовольствия.
Н. М. Гринева в своих трудах пришла к выводу: при прослушивании мелодичной музыки создается седативный эффект; музыка ритмичная с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановлении сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.
Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактулизации, способствует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Основные задачи коррекционной работы :
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. Повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивость к заболеваниям).
4. Обучение восприятию музыки (различать звучания, их количество, продолжительность, громкость, ритм, высотные соотношения звуков, музыку разных жанров и направлений, определять характер музыки и доступные средства музыкальной выразительности, различать и узнавать фрагменты из музыкальных произведений).
5. Развитие речевого дыхания и голоса.
6. Развитие и коррекция произношения (совершенствование произносительных навыков, развитие ритмико-интонационной структуры речи, логического и словесного ударения).
7. Развитие творческих способностей, эстетическое и нравственное развитие воспитанников с эмоционально-личностными нарушениями, нарушениями слуха и речи.
Система музыкально-оздоровительной работы должна быть использована в образовательном процессе дошкольного образования в полном объеме. Результатом такой работы станет снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей, повышение показателей физического развития (пластичности, координации, ориентировки в пространстве, устойчивости эмоционально-психологического здоровья детей.
Ребенок-это тоже музыкальный инструмент : если его правильно настроить, он сможет исполнять шедевры в любой образовательной области.
Список литературы
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1989. С. 79
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л., 1973.
3. Равчеева И. П. Настольная книга музыкального руководителя. Волгоград. Учитель. -123 С.