МААМ-картинки

Эффективность использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Ирина Рыбакова
Эффективность использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования, изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий. А главное- изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Публикация «Эффективность использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

“Для чего нужна человеку музыка?”. Еще знаменитые философы Древней Греции писали о благоприятном воздействии средств искусства на человека. Так, Аристотель отмечал, что музыку и рисование необходимо включить в систему воспитания не для того, чтобы готовить профессиональных музыкантов или художников, а для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения.

Принцип взаимозависимости физиологического и психического развития детей был реализован в трудах российских психологов П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова. Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов на работоспособность человека. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» доктор педагогических наук Н. А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, развивает речь. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность.

Дети с нарушениями в развитии имеют специфические особенности общего психического развития и формирования личности, что предполагает качественно новые пути решения задач оптимизации педагогического процесса с учетом наличия у них расстройства.

В условиях современного дошкольного образования сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений и технологий, которые будут способствовать укреплению физического и психического здоровья детей. Коррекционно-педагогический процесс в детском саду представляет сложную систему воздействий, состоящую из различных педагогических, психологических и специальных коррекционных методик. Одним из звеньев этой системы является музыка, резервы коррекционного воздействия которой используются недостаточно полно.

Теоретический и практический интерес многих специалистов (психологов, медиков, педагогов) к использованию музыки в качестве коррекционного метода не случаен. С помощью многих исследований показана физиологическая основа увеличения эффективности любого коррекционного воздействия при использовании музыки как своеобразного катализатора.

Великому русскому невропатологу, психиатру и психологу В. М. Бехтереву принадлежит много ценнейших методических советов по использованию музыки в лечебно – профилактических целях. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству, через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом. Так в работе С. В. Шушарджана «Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека» показано, что при регулярных занятиях вокалом происходит согласование ритмов организма с ритмами окружающей среды. Опыты позволили установить, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и вместе с ним состояние удовольствия.

Н. М. Гринева в своих трудах пришла к выводу: при прослушивании мелодичной музыки создается седативный эффект; музыка ритмичная с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановлении сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.

Таким образом, оздоровительная функция музыки очень важна в работе с дошкольниками, так как позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактулизации, способствует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Основные задачи коррекционной работы :

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. Повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивость к заболеваниям).

4. Обучение восприятию музыки (различать звучания, их количество, продолжительность, громкость, ритм, высотные соотношения звуков, музыку разных жанров и направлений, определять характер музыки и доступные средства музыкальной выразительности, различать и узнавать фрагменты из музыкальных произведений).

5. Развитие речевого дыхания и голоса.

6. Развитие и коррекция произношения (совершенствование произносительных навыков, развитие ритмико-интонационной структуры речи, логического и словесного ударения).

7. Развитие творческих способностей, эстетическое и нравственное развитие воспитанников с эмоционально-личностными нарушениями, нарушениями слуха и речи.

Система музыкально-оздоровительной работы должна быть использована в образовательном процессе дошкольного образования в полном объеме. Результатом такой работы станет снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей, повышение показателей физического развития (пластичности, координации, ориентировки в пространстве, устойчивости эмоционально-психологического здоровья детей.

Ребенок-это тоже музыкальный инструмент : если его правильно настроить, он сможет исполнять шедевры в любой образовательной области.

Список литературы

1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1989. С. 79

2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -Л., 1973.

3. Равчеева И. П. Настольная книга музыкального руководителя. Волгоград. Учитель. -123 С.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Обруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участкеОбруч из нетрадиционных материалов для использования детьми старшего дошкольного возраста на прогулочном участке Одним из приёмов физического развития дошкольников являются упражнения с обручем. Обруч был изобретён в Америке. Другое его название хула.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2021 в 14:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективность использования музыкальных средств в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рыбакова (УИ 156052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД