Папки-передвижки

Эффективное средство успешной адаптации детей раннего возраста

Любовь
Эффективное средство успешной адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития общества отмечается увеличение количества детей с трудностями адаптации, различными нарушениями в развитии, затруднениями в общении. Результаты научных исследований

свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания.

Публикация «Эффективное средство успешной адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах

Поэтому учёные стремятся определить причины роста заболеваемости и найти пути их устранения. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их тяжёлую адаптацию к учреждению дошкольного образования.

Появился даже термин «адаптационной» болезни, потому что некоторые дети так тяжело переживают адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их из учреждения дошкольного образования. Кроме

ухудшения здоровья ребёнка, итогом тяжёлой адаптации может стать регресс в развитии, психическое истощение организма (вялость, эмоциональные «качели», снижение речевой и игровой активности. Также можно отметить, что большинство родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и испытывают затруднения. «Материнская школа» в данном случае выступает организационной формой педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет, не посещающих учреждение дошкольного

образования, и их родителей. «Материнская школа» является моделью формирования позитивного родительства, создаёт условия для

взаимодействия в триаде «родители—дети—педагогические работники» и осуществляет целенаправленную систематическую помощь в формировании у родителей воспитательных компетенций. Работа по организации «Материнской школы» в дошкольном центре развития ребёнка строится поэтапно. Изучение спроса в микрорайоне осуществляется с помощью размещённых на информационных стендах и досках объявлений рекламных буклетов и информации на сайтах учреждения дошкольного образования и отдела

по образованию администрации. После полного формирования групп проводится организационное собрание. В работе «Материнской школы» принимают участие воспитатели дошкольного образования, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, старшая медсестра. Они постоянно находятся во взаимодействии между собой, в контакте с родителями, что значимо

для достижения цели успешной адаптации и сохранения здоровья детей во всём многообразии аспектов. Занятия «Материнской школы» проводятся

два раза в неделю. Задействованы: физкультурный, гимнастический и музыкальный залы. Игровое оборудование размещается таким образом, чтобы способствовать классическому гендерному воспитанию детей и под-

сказывать им своим расположением игровые сюжеты. Игровые занятия проводятся по подгруппам, имеют определённую структуру, которая

предусматривает смену видов деятельности во время пребывания родителей и детей в учреждении дошкольного образования. Каждое занятие включает следующие этапы: ритуал приветствия, тренинговое упражнение для

родителей, консультативно-просветительский блок, блок на развитие познавательной сферы детей, подвижная игра, упражнение на развитие мелкой моторики, продуктивная деятельность, музыкальный или физкультур-

ный блок, ритуал прощания. Комплексный подход способствует тому, что

при каждом посещении «Материнской школы» происходит познавательное, физическое, музыкально-эстетическое развитие детей, обогащается сенсорный опыт малышей, ведётся работа по развитию мелкой и общей моторики. У родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах воспитания и развития детей, активизируются и обогащаются их вос-

питательные умения, возникает уверенность в собственных педагогических возможностях. Педагог-психолог организовывает и проводит следующие виды деятельности:

с родителями и детьми:- ритуалы приветствия и прощания в стихотворной форме — с целью создания положительного настроя в группе, сплочения

участников;

с родителями:- тренинговые упражнения с целью осознания собственных стереотипов во взаимоотношениях, развития вербальных и невербальных

навыков общения, умения принимать чужие точки зрения, совершенствования умения вести конструктивный диалог: «Незаконченные предложения», «Я тебя уважаю за то, что…», «Оцени фразы», «Невербальный подарок», «Угадай действие», «О ком я забочусь» и др. ;

- консультации c целью развития психолого-педагогической компетентности: «Адаптация : как подготовиться», «Непослушание», «Детские истерики», «Кризис трёх лет», «Соперничество, ревность у детей», «Просьбы и требования», «Играя, обучаем» и др. Периодически вниманию родителей предлагаются буклеты и памятки психолого-педагогического содержания:

- упражнения на формирование позитивной родительской позиции: «Недетские запреты» «Я-высказывания», «Делай так, как я скажу, а не так, как покажу», «Ребёнок в нас», «Наказание» и др. ;

- обучение приё мам саморегуляции психоэмоционального состояния: «Успокаивающее дыхание», «Самопрограммирование», «Вижу, слышу, чувствую» и др. ;

с детьми: - упражнения на развитие межполушарного взаимодействия: «Кукольный шаг», «Перекрёстный шаг», «Ползание», «Колечко», «Змейка», «Домик» и др. ;

- дидактические игры, задания и упражнения на развитие познавательной сферы: «Найди детёныша», «Шиворот-навыворот», «Что для чего?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Что пропало?» и др. ;

- упражнения и пальчиковые игры на развитие мелкой моторики: «Домик из счётных палочек», «Шнуровка», «Ладушки-ладошки», «Цепочка», «Моя семья», «На поляне дом стоит» и др. ;

- упражнения на развитие сенсорных представлений (совместно с воспитателем дошкольного образования) : «Ёжики», «Подбери заплатку», «Собери поезд», «Спрячь мышку в домик», «Волшебная полянка», «Найди пару» и др. ;

- релаксационные упражнения: «Массаж мягкой игрушки», «Сухой бассейн», «Когда мы сидим на диване», «Гамак», «Мишка спит» и др. ;

- игровые действия с водой, песком, крупами и др. ;

- упражнения на развитие эмпатии: «Зайка», «Мишка», «Лошадка»,«Козлёнок», «Бычок», «Мячик», «Слон» и др. ;

- упражнения на сбрасывание негативных эмоций: «Газета», «Снег», «Приседания—прыжки», «Топалки-кричалки», «Груша» и др.

Воспитатель дошкольного образования организует речевую и продуктивную деятельность детей, используя традиционные и нетрадиционные методы, индивидуальные и коллективные виды работ (рисование, лепка, аппликация,

конструирование, театрализованную деятельность, игровые задания на обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста. Музыкальный руководитель включает в занятия музыкально-ритмические движения,

элементы танцев, инструментального детского творчества, жестовые игры с пением, музыкально-коммуникативные и тематические игры. Руководитель физического воспитания ис-пользует общеразвивающие упражнения, под-

вижные игры и упражнения, элементы само-массажа, упражнения с традиционным и нетрадиционным спортивным оборудованием. Учитель-дефектолог предлагает вниманию детей и родителей упражнения на развитие

речевого дыхания, пальчиковые игры, артикуляционные игры и упражнения. Для родителей даёт консультации о развитии речи детей раннего возраста.

В соответствии с запросами родителей периодически в работе «Материнской школы» участвуют заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, старшая медсестра с выступлениями по следующим темам: «Об организации работы учреждения дошкольного образования», «Санитария и гигиена детей раннего возраста», «Профилактика семейного неблагополучия», «Подготовка ребёнка к учреждению дошкольного образования. -«Организация питания в детском саду», «Овощи — наши помощники», «Продукты вредные и полезные» и др.

Учитывая ресурсы учреждения дошкольного образования, в рамках работы «Материнской школы» родителям дополнительно предлагается посещать

совместные занятия по обучению плаванию детей раннего возраста в бассейне, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, укрепление и закаливание детского организма, развитие функциональных возможностей, формирование правильного дыхания, учат безбоязненно спускаться в воду, не бояться брызг, воспитывают интерес к играм

с водой. Одновременно посещают бассейн 4—6 чел. «родитель—ребёнок». Под руководством руководителя физического воспитания малыши с помощью родителей осваивают простые движения в воде: ходьба, прыжки, погружение, приседания и др. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный

подход к каждому ребёнку в зависимости от его возможностей и желаний.

Плавание с мамой даё т положительный результат:

уверенное физическое развитие детей;

профилактика ОРВИ и укрепление иммунитета (доказано, что дети, рано начавшие плавать, реже болеют и имеют хороший мышечный тонус);

массажный эффект воды, благодаря которому малыш будет меньше капризничать и лучше спать;

занятия плаванием помогают маме и малышу лучше чувствовать и понимать друг друга;

мамы получают бесценный опыт и новые впечатления для своих малышей;

занятия в воде помогают снять напряжение и развивают чувство равновесия, тренируют вестибулярный аппарат ребёнка, способствуют формированию правильной осанки;

при систематических занятиях в течение нескольких месяцев у ребё нка появляются устойчивые плавательные навыки: сначала он учится задерживать дыхание, потом нырять, держаться на воде и плыть. Для определения результативности работы «Материнской школы» изучается течение адаптации у воспитанников. Оказалось, 78% детей, посещавших занятия «Материнской

школы», прошли адаптационный период в лёгкой степени, 22% — в средней, тяжёлой адаптации не было зафиксировано. Анализ анкетирования родителей показывает, что все удовлетворены качеством проведения занятий «Материнской школы». Они считают участие в них полезным для себя и

своего ребёнка, все блоки занятий находят интересными и познавательными. Родители высказывают пожелания о продолжении данного вида деятельности и в будущем. Деятельность «Материнской школы» освещается на сайте отдела по образованию, в средствах массовой информации, а также информация размещается на сайте учреждения дошкольного образования. В результате её

работы удаётся установить партнёрские отношения с семьями, объединить усилия педагогических работников и родителей в процессе развития и воспитания детей, обеспечить более лёгкое прохождение адаптационного периода детей к условиям учреждения дошкольного образования, а также эффективное распространение психолого-педагогических знаний и формирование психологической культуры родителей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Косенюк, Р. Р. Дети от рождения до трё х лет: педагогическая поддержка : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Р. Р. Косенюк. — Минск : Зорны Верасок, 2010.

2. Косенюк, Р. Р. «Материнская школа» — организационная форма педагогической поддержки детей от рождения до трёх лет / Р. Р. Косенюк //

Педагогическая наука и образование. — 2014. — № 2 (7). — С. 96—100.

3. Учебная программа дошкольного образования. — Минск : Нац. ин-т образования, 2012.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Игровой сеанс с песком «Белый медведь»  как средство адаптации детей младшего дошкольного возрастаИгровой сеанс с песком «Белый медведь»  как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная терапия». Песочная терапия – разновидность игровой терапии. Принцип терапии песком.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное средство успешной адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 21 сентября 2024 в 22:10
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективное средство успешной адаптации детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь (УИ 2113101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД