Капустина Наталья
Эбру арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
В реалиях современной действительности на человека постоянно действует достаточно широкий спектр стрессовых факторов. Однако, для кого-то жизненные трудности становятся толчком к саморазвитию, а кто-то наоборот опускает руки и даже заболевает. Длительное воздействие и накопление негативных эмоций вызывает состояние, именуемое психоэмоциональным напряжением. Причина психоэмоционального напряжения одна – неумение выплескивать негативные эмоции, избавляться от них. Они накапливаются, и постепенно у человека могут развиться различные невротические расстройства – от легкой депрессии до серьезного психического заболевания. Связь между эмоциональным состоянием и соматическим неразрывна, и поэтому часто на приеме у врача можно услышать - «Это у вас психосоматическое». Вегето-сосудистая дистония, заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта обусловлены теми эмоциями которые мы переживаем и эффективность их лечения параллельно с медикаментозным будет зависеть от общего эмоционального фона пациента. Чтобы избежать подобного рода последствий, необходимо научиться распознавать и преодолевать свои негативные переживания и учится этому надо с детства.
Публикация «Эбру арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
Наиболее беспомощным в подобной ситуации оказывается ребенок. В силу своего возраста он не обладает теми механизмами психологической защиты, которые помогают взрослым избавляться от негативных эмоций или снижать их воздействие на психику в целом. Сильные эмоциональные переживания быстрее вызывают в ребенке стрессовое состояние, способствуют истощению нервной системы. Такое же травмирующее действие оказывает и быстрая смена эмоций, особенно положительных на отрицательные. Ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях и ограничивать его в этом – значит обеднять его жизнь, искажать его характер. Но с другой стороны, сильные переживания истощают, невротизируют ребенка. О сложности эмоционального мира детей и влияния на него взрослых писали А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. В. Зейгарник. Они полагали, что педагогу необходимо не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребенка, но и, установив его причину, показать ребенку путь его преодоления.
Следовательно, целенаправленная работа педагога-психолога ДОУ с воспитанниками и педагогами в этом направлении, является актуальной и необходимой, позволяющей своевременно нивелировать проявления психоэмоционального напряжения и предотвратить его последствия.
Для коррекции эмоционального состояния я использую нетрадиционный метод рисования на воде (Эбру) как новый вид арт-терапии – очень бережный и безопасный метод терапии. Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке.
«Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам.
Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. Метод правополушарного рисования позволяет:
проявить индивидуальность;
упрощает творческий процесс;
отключает анализ деятельности;
избавляет от внутренних преград;
обрести внутреннюю гармонию;
раскрывает творческие способности;
делает более внимательным к людям и окружающему миру.
Эбру наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники со слабой эмоциональной устойчивость, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения и ее провоцирующим характером, трудностями адаптации к детскому коллективу, частой сменой настроения, чувством страха, задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.
Часто дети с логопедическими нарушениями затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития речи, скудного словарного запаса, несформированности круга представлений об окружающей действительности. Предлагаемая техника может оказаться им полезной, так как невербальная экспрессия с использованием многообразия цветов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.
Согласно моему наблюдению, Эбру - эффективный посредник для установления контакта с ребенком. Например, если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в такой технике рисования все становится возможно. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью Эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть его актуальный внутренний мир.
В последнее время Эбру, постепенно, становится рабочим инструментом арт-терапии, применимым даже для тех, кто не умеет рисовать. Действительно, данная техника - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов, развивающая мелкую моторику, улучшающая память, пластику движений и, в итоге, работу мозга.
Как минимум, Эбру даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. А ведь именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. В плане работы с детьми дошкольного возраста важно, что с помощью техники Эбру легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
С точки зрения физиологической стороны релаксационного воздействия Эбру можно сказать, что движения глаз при наблюдении за растекающимися каплями, синхронизируются со многими мышцами и позволяют им расслабиться.
На основе практического опыта работы можно отметить тот факт, что концентрация внимания на занятиях Эбру у детей возрастает в разы. Дети в процессе рисования намного быстрее и лучше усваивают материал. Рисунки, которые получаются в результате использования техники Эбру, можно многократно использовать для понимания того, что происходит с ребёнком в сложные для него моменты, а также как ресурс для того, чтобы с ними справиться. При этом решение указанных задач зависит от того, какое задание было дано во время рисования. В коррекции детских страхов средствами техники Эбру, дети легче приступают к изображению своих переживаний, выплёскивают негативные эмоции с помощью цвета, проговаривают свои чувства и эмоции.
Как оказалось, данная техника отлично зарекомендовала себя в рамках психотерапевтичекой работы.
Эбру-релаксация представляет собой интуитивное рисование. Это хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям.
Эбру-релаксация не ставит перед собой задачи терапевтического анализа или разрешения проблем. Её цель - отдохнуть, снять эмоциональное напряжение, перезагрузиться, зачерпнуть свежие силы. «Рисование душой» или интуитивное рисование позволяет за короткий срок нырнуть в поток бессознательного, мягко обойдя свои психологические барьеры. Так как погружение «в себя» происходит естественным образом, оно является абсолютно безопасным.
Подобная релакс-терапия доступна людям с любым уровнем психологического развития, с разной степенью «загруженности» проблемами, взрослым и детям (с 4-х летнего возраста). Цвета вызывают у человека чувства и переживания. Одни из них способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Работа с красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию. За 30-45 минут можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие.
Результат есть у каждого ребенка, он индивидуален и зависит от состояния, в котором ребенок находится. При прохождении курса (от 10 занятий) удаётся достичь расслабления на глубоком психоэмоциональном уровне. В процессе эбру-релаксации вмешательство извне минимально - нет громкой, создающей определённый настрой музыки, каких-либо указаний. Всё направленно на сохранение установившегося контакта ребенка с собой.
Из направлений Арт-терапии техника Эбру- это необычайный, увлекательный вид творчества. Наблюдать за мистическим рождением образов из красочного хаоса – непередаваемое удовольствие. К тому же, каждый полученный отпечаток красочных узоров является уникальным и неповторимым, подобно рисунку линий на пальцах руки.
Это творчество, как и другой вид рисования особенно «заразителен» – попробовав его однажды, обязательно захочется снова прикоснуться к магии. К тому же потрясающие результаты можно получить уже с первого раза – никакие специальные навыки не требуются. Ребята с первого занятия проявляют огромный интерес.
Все инструменты для этого искусства делают только из натуральных материалов. Для создания картины Эбру нужен специальный немного вязкий водный раствор. Чтобы сделать такой раствор, нужно в воду добавить нектар гевена, его добывают из растения, которое растет только в Турции. Благодаря этому веществу вода получается вязкой и клейкой, поэтому краски не растворяются в воде, а держатся на поверхности, переплетаясь в причудливых узорах. Самое завораживающее для ребят, когда рисунок переносится на бумагу. Работа с данной техникой экологически безопасна для детей.
Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства. Чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева. По мнению древнегреческого ученого и философа Аристотеля, «занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал, что «дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Целью моей работы является стабилизация эмоционального состояния и раскрытие творческих способностей детей, через овладение техникой рисования на воде – эбру.
Для достижения поставленной цели ставлю следующие задачи:
1) Помочь в снятии страхов.
2) Оказать помощь в преодолении негативных переживаний.
3) Смягчение агрессивных проявлений, обучение приемам саморегуляции.
4) Снижение тревожности, эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.
5) Создание условий для ребенка в преодолении недостатков агрессивного поведения.
Задачи:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности) :
познакомить с историей возникновения и особенностями традиционного эбру;
знакомство с различными художественными материалами в технике эбру;
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя текучесть воды и разные цвета и оттенки красок;
обучение созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей детей)
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений : внимания, памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе) :
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
формирование устойчивого интереса к художественной деятельности в технике эбру;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
В целях отслеживания результативности работы, была проведена диагностика по методике цветового теста Люшера, адаптированного для дошкольников варианта - теста «Паровозик», которая позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка : нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.
Изменение показателей уровня психического состояния детей.
Для наглядности представим в виде диаграммы
Основываясь на данных, полученных в ходе экспериментального исследования, применение арт – терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
• Обеспечивает эффективное эмоциональное от реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
• Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей.
• Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологической защиты.
• Коррекционная работа, с использованием средств арт-терапии позволяют целенаправленно и эффективно активизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста;
• Диагностика уровня эмоциональной сферы детей экспериментальной группы после проведения формирующего исследования показала положительную динамику, детей.
Был сделан вывод о том, что Эбру необходимо использовать на коррекционно-развивающих занятиях с детьми испытывающими трудности в адаптации, находящимися в сложной жизненной ситуации, с детьми из неблагополучных семей и детьми находящимися на этапе предшкольной подготовки, с целью снятия психоэмоционального напряжения. При этом формы и варианты применения терапевтических свойств техники Эбру определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Во многих случаях Эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать воспитанника, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Можно использовать Эбру и в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
В заключении хочется отметить такое важное направление в использовании техники Эбру, как работа с педагогическим коллективом в рамках профилактики эмоционального выгорания и профессиональной деструкции личности.
Эбру-релаксация необходима тем, кто работает с людьми, с большими объёмами информации, в профессиях, требующих высокую переключаемость внимания и способность концентрироваться; с чрезмерным уровнем стресса; ускоренным темпом; любителям слишком много работать, ориентированным на достижение результатов в заданный срок. Также хорошо подходит людям, страдающим повышенной тревожностью, самокритикой, склонностью к перфекционизму. И, конечно, тем, кто испытывает большие учебные нагрузки, в частности студентам и школьникам.
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время проблема использования аква-анимации как средства арт-терапии малоизучена, на основе отдельных эмпирических данных и наших наблюдений можно предположить, что Эбру - это важный и полезный подход для работы с детьми и взрослыми.
Хотелось бы завершить свое выступление словами В. А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»