Лилия Кулик
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь в работе
учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога
с детьми, имеющими речевые нарушения.
Применяя в практике технологию личностно – ориентированного обучения (подхода, основной целью деятельности педагогических работников, в частности учителей-логопедов и педагогов-психологов, становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.
Темочки:
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог-психолог имеют возможность заниматься всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой; отслеживать процесс развития. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.
Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.
Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно- образовательного процесса.
Взаимодействие специалистов с детьми, в котором определены частные (специфические) задачи.
Задачи работы логопеда
-Обследование детей и выявление среди них нуждающихся в профилактической и коррекционной речевой помощи;
-Изучение уровня речевого, познавательного развития;
-Изучение индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи;
-Определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком;
-Систематическое проведение профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;
-Оценка результатов помощи детям;
-Определение степени речевой готовности детей к школьному обучению;
-Проведение просветительской и пропедевтической работы с педагогами и родителями детей, имеющих речевые нарушения;
-Осуществление контроля за качеством речевой работы с детьми педагогов ДОУ и родителей детей, имеющих речевые нарушения;
Задачи работы психолога
-Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. -Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки. -Развитие общей и мелкой моторики.
-Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
-Развитие зрительно-моторной координации.
-Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
-Активизация отработанной лексики.
-Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические
занятия.
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
-Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому выделяются основные этапы взаимодействия.
Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.