Светлана Чепурнова
Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них имеют сложные речевые дефекты и, следовательно, в городе не хватает детских садов для зачисления детей в специализированные речевые группы. Выходом из такой ситуации детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляют на логопедический пункт в ДОУ.
Публикация «Взаимосвязь учителя-логопеда и педагогов дошкольного учреждения» размещена в разделах
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского персонала.
Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Деятельность педагогов ДОУ направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью, логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка).
Можна выделить задачи участников коррекционно-образовательного процесса.
В первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи.
Задачи работы логопеда :
• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. (дети с 5 лет)
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
• Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
• Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
• Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
• Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы педагогов ДОУ :
• Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
• Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
• Совершенствование мелкой моторики.
• Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
• Развитие зрительно-моторной координации.
• Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
• Активизация отработанной лексики.
• Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
• Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
• Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
В работе безусловно, главная роль принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям, осуществляли бы контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях, в особых случаях (стойкое нежелание родителей заниматься с ребёнком) выполняли с ребёнком домашние задания логопеда.
В процессе работы по развитию произвольной моторики у детей дошкольного возраста выработаются полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков, улучшаются движения пальцев рук, зрительно-пространственная координация, активизируется познавательная и речемыслительная деятельность, совершенствуется двигательная сфера, координация движений рук и ног, саморегуляция мышечного тонуса и параллельно формируется лексико-грамматический строй языка.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. д. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
Воспитатель должен знать, что не следует фиксировать внимание детей на возникновение возможных запинок в речи, повторение первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.
Огромную значимость имеет работа педагога-психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность логопедических занятий. Кроме того, психолог помогает преодолевать негативное отношение детей к занятиям, которое хоть и редко, но встречается в практике работы.
Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпо-ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.
Инструктор по физическому воспитанию не только работает над развитием общей моторики и координации движений, но и проводит комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.
Преемственность в работе логопеда и педагогов предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради.
Согласованность действий педагогов в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.