Минёнок Анна
Взаимосвязь тревожности и страхов у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Человек в различных ситуациях испытывает позитивные или негативные эмоции, которые он не всегда может контролировать или объяснить.
СТРАХ — это эмоция, а не чувство: психологическое состояние тревоги возникает без обдумывания или объяснения и появляется вне зависимости от убеждений и предпочтений личности.
Состояние СТРАХА и ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ — два фактора, которые влияют на общее самочувствие. На фоне длительной тревожности развивается НЕРВОЗНОСТЬ (любая форма невроза).
Публикация «Взаимосвязь тревожности и страхов у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Существуют следующие Виды страхов Рациональные и Иррациональные
* РАЦИОНАЛЬНЫЕ: Страх присущий человеку на уровне генетики. С его помощью можно предотвратить опасность Подобный страх выполняет полезную функцию, поскольку защищают от укуса животного или падения с высоты.
*Страх, как реакция на состоявшееся травмирующее событие. Например: страх темноты, после наказания в темной комнате.
* ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ: Надуманные страхи, возникают в случаях, когда реальные страхи глубоко внедряются в подсознание. Их появление никак не связано с реальной угрозой. Иррациональный страх представляет собой ложную тревогу, которая не приносит человеку абсолютно никакой пользы, и лишь оказывает отрицательное воздействие на психику.
В своей практике для выявления страхов и уровня тревожности я использую проективную методику "Выбери нужное лицо" Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика предназначена для детей 4-7 лет. В данной методике представлено 14 рисунков по два варианта рисунков. С рисунком мальчика для мальчиков и с рисунком девочки для девочек. Мне эта методика нравится своей простотой в обработке и очень большой информативностью. Так как дети дошкольного возраста не склонны к рефлексии, то описывая картинки предоставляют очень много информации для психолога. Наряду с общим уровнем тревожности анализируется каждый ответ ребенка, который помогает откорректировать неблагополучный опыт ребенка в одной из сфер, например общение с родителями или сверстниками.
Хочу предоставить вашему вниманию образцы рисунков:
Рисунок 1. Играющие дети. Тут мы сможем понять какие отношения складываются у ребенка с другими детьми.
Рисунок 2 и 9 Ребенок с родителями и малышом. Тут мы можем выявить есть ли у ребенка ревность в отношении братьев или сестер. Даже если у ребенка нет братьев или сестер мы можем увидеть ревность в отношении ребенка, которого родители идеализируют в глазах ребенка.
Ребенок как объект агрессии. Исходя из описаний данного рисунка мы можем понять применяет ли к ребенку кто-то физическое насилие, а так же выявить детей которые сами не прочь решить дело кулаками.
Рисунок 4,7,14. Одевание, умывание, еда. Здесь мы можем понять какие именно бытовые ситуации вызывают у ребенка дискомфорт. Например некоторые родители «фиксированы» на опрятности, или заставляют ребёнка есть.
Рисунок 5 Игра со старшими. Показывает взаимоотношения со старшими детьми, а иногда дети видят в этом рисунке маму и описывают свою игровую деятельность с ней.
Рисунок 6. Укладывание спать в одиночестве. Показывает взаимоотношения с родителями, если родители больше заняты своими делами, «игнорируют» ребенка, стараются от него отделаться, то у ребенка будет негативный выбор. Так же можно попросить ребенка описать подробно чем заняты родители, что смотрят? Что сказали ему при этом? Ребенок воссоздаст свою семейную обстановку.
Рисунок 8. Мать ругает ребенка. Некоторые дети, которых не ругают видят игровую деятельность. Если ребенок сказал, что его ругают мы можем уточнить за что его наругали? И узнать за что чаще ругают ребенка.
Рисунок 10. Ситуация соперничества. На этом рисунке мы можем выявить как и агрессивность ребенка, так и миролюбивую позицию, например он делится игрушкой, мы можем спросить а почему он решил поделиться и узнать что-то новое о ребенке.
Рисунок 11. Ребенок играет. Нейтральная ситуация. Обычно дети видят игровую ситуацию, а не уборку игрушек. Тут мы можем понять, как продуктивно родители уделяют время ребенку, играют ли с ним или только исполняют свои контролирующие роли.
Рисунок 12. Изоляция. Тут мы можем понять игнорируют ли ребенка другие дети, характер взаимоотношения ребенка с другими детьми. Посредством дополнительных вопросов мы можем выявить почему дети так поступают? Что ребенок делает не так? Рисунок 13. Ребенок с родителями. Эмоционально положительная ситуация, но может восприниматься отрицательно, если нарушены взаимоотношения ребенка с родителями, а так же когда родители часто конфликтуют между собой или старшими членами семьи, а ребенок в этом невольно участвует. рассказать про случай с Максимом.
Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 (общее число ситуаций) и умножить на 100.
Индекс 0-14% соответствует низкому уровню тревожности. Это говорит, что ребенок не замечает фрустрирующих воздействий. Не имеет реальной оценки происходящего, что в свою очередь является негативным проявлением.
Индекс 14-42% соответствует среднему уровню тревожности и не вызывает беспокойства.
Индекс 42-50% соответствует повышенной тревожности и свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора. Посредством дополнительных вопросов нам легко понять какой именно из факторов вызывает тревожность у ребенка.
Индекс более 57% соответствует высокому уровню тревожности и свидетельствует о состоянии эмоциональной дестабилизации.
Определив сферы жизнедеятельности ребенка, в которых его эмоциональное самочувствие оказывается нарушенным, необходимо, в первую очередь, работать не с ним, а с его родителями.
В коррекционной работе со страхами важна легализация эмоциональной реакции. Важно не предлагать отказаться от эмоций (не бойся, не обвинять ребенка в случившемся, даже если его предупреждали о последствиях, а наоборот поддержать и понять его переживания. Разрешить прожить это чувство.
Если в процессе диагностики мы выявили какие-либо страхи, то мы проводим коррекционную работу. Если это вторичный страх то мы работаем по предложенной 1 схеме у вас в методичке.
Работа с вторичным страхом
1 Рассказ ситуации, просим подробно описать ребенка момент испуга, описать предметы которые его окружают, цвета этих предметов.
2 Предложение выработки совместной идеи самозащиты. Психолог предлагает ребенку ВМЕСТЕ придумать как вы защититесь от этого события. Например при проработке страха собак (после укуса) мы с ребенком придумали что у нас есть волшебная соломинка и мы подув в нее, сдули собачку очень далеко. Очень активно при этом просмеивая ситуацию.
3 Работа с фантазией, прикосновение. Представить ситуацию в которой ребенок непосредственно прикоснется к объекту своего страха. Вместо страха мы используем подушку или мягкую игрушку.
4 Установление конструктивных отношений. Здесь мы ставим ребенка не в роль жертвы а в роль лидера. Например если ребенок испугался собаку, мы можем предложить ее покормить, провести на поводке, поиграть с ней.
Работа с иррациональными страхами.
Шаг 1 Ребенку предлагается нарисовать свой «страх» и подробно рассказать о нем (как он выглядит, какого он цвета, какая часть тела ему для чего нужна).
Шаг 2 Затем необходимо, чтобы ребенок, подключив телесную активность, показал психологу как «страх» его пугает, а психолог должен стать ребенком, который пугаясь визжит и убегает от «страха». Далее психолог с ребенком меняются ролями, и теперь психолог пугает ребенка, точно повторяя действия ребенка (допустимо лишь слегка усилить действия «страха»). Это действие можно повторить в обе стороны 2 раза.
Шаг 3 Психолог расспрашивает ребенка о причинах такого плохого поведения «страха», отчего у него такой плохой характер, может ему не хватает чего-то. И предлагает нарисовать на том же или другом листке, то чего «страху» не хватает. После того как ребенок нарисовал, необходимо расспросить, что страх с этим будет делать? ПРИ ЭТОМ ВАЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ГЛАГОЛЫ (они могут указывать на потребности ребенка) и с кем он это будет делать. Можно спросить ребенка захочет ли он сам присоединиться к «страху» (может они вместе будут играть). Если ребенок отказывается взаимодействовать со страхом, поинтересоваться, чего здесь не хватает, чтобы согласился (нарисовать или обсудить где взять).
Шаг4 Можно нарисовать амулет.