Маргарита Кудина
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи: учитель-логопед высшей категории
Кудина Маргарита Васильевна.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя
при работе с детьми, имеющими ТНР,
в условиях детского сада общеразвивающего вида.
Если говорить ребёнку трудно,
музыка это то, что всегда поможет!
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями. Ежегодно к логопеду обращается нуждающихся гораздо больше, чем он может охватить.
Современные врачи и педагоги выявили ряд причин, влияющих на развитие речи детей. Среди которых выделяют биологические и социальные факторы риска. Биологические (гипоксии, травмы, инфекции) возникают под влиянием патогенного фактора и воздействуют в период внутриутробного развития, родов и в первые 4 года жизни ребёнка. Такие речевые нарушения сами не исчезают и без специального коррекционно-логопедического вмешательства. Социально-психологические факторы связаны с психической депривацией детей. К ней относятся: одновременное освоение двух и более родственных языковых систем, неадекватное воспитание ребёнка, педагогическая запущенность, некомпетентность родителей в вопросах развития речи. В результате действия этих причин у ребёнка могут наблюдаться нарушения различных сторон речи. Среди которых большое количество занимают тяжёлые нарушения (ТНР).
Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых не нарушен слух и первично сохранен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, которые влияют на становление психики. У таких детей отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности: внимание неустойчивое, нарушения всех свойств памяти, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Эти дети либо обладают скудным запасом слов, либо практически не говорят, поэтому и возникает вторичное отставание психики. В дальнейшем это усугубляется отставанием в овладении грамотой и пониманием смысла арифметических задач. Таким образом, неполноценность звуковой, лексической и грамматической сторон речи ведет к ограниченности мышления, речевых обобщений, трудностям в овладении чтением и письмом. Всё это даёт повод неправильно их считать неполноценными в интеллектуальном отношении.
Согласно психолого-педагогической классификации, принятой в нашей стране, к тяжё лым нарушениям речи относят следующие: общее недоразвитие речи, алалия, афазия, заикание, различного типа дизартрии, аутизм, смешанные речевые нарушения. Для детей с нарушениями речи создаются специальные детские сады или группы, где для достижения наибольшего положительного эффекта необходима работа всех специалистов с ребёнком-логопатом для воздействия на все системы организма. Такую работу принято называть взаимодействием. Под указанным термином следует понимать процесс непосредственного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В условиях детских садов и групп для детей с нарушениями речи, в том числе и с ТНР, необходимо взаимодействие следующих специалистов наряду с учителем-логопедом : педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя, медицинского персонала и, конечно же, родителей.
В данной статье речь пойдёт о сотрудничестве учителя-логопеда и музыкального руководителя, об их совместной работе, как одном из звеньев в системе педагогического взаимодействия.
В течение учебного года в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя необходимо выделить этапы совместной деятельности для того, чтобы строить работу грамотно и правильно. Традиционно её разбивают на три этапа. На первом проводится комплексная диагностика с целью выявления уровня знаний, умений и навыков дошкольников с речевой патологией. Составляется план коррекционной работы с учетом личностно-ориентированного подхода. Второй этап представляет собой сам коррекционно-развивающий процесс. Куда входит создание пространственно-речевой среды, стимулирующей речевое развитие ребёнка и проведение коррекционных занятий. На третьем этапе проводится мониторинг, отрабатываются механизмы модели взаимодействия педагогов, изучение и отбор эффективных методов и приёмов активизирующих речевую деятельность детей-логопатов. На основании выделенных этапов работы взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающему и информационно-консультативному и проводится ряд совместных мероприятий двух педагогов: обследование детей, утверждение совместного плана работы, обсуждение сценариев совместных мероприятий, консультации для родителей, педагогов, соконсультации, проведение занятий и открытых мероприятий.
Совместные занятия по логопедической ритмике занимают особое место в системе образовательного процесса. Они представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей здесь достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей и их развитию. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово, а музыка помогает его произнести. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого материала.
Поэтому, осуществляя свою работу, и логопед, и музыкальный руководитель, должны предъявлять единые требования к проведению совместных занятий с детьми и учитывать не только структуру речевого нарушения и осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, но и закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивать личность дошкольника.
При проведении совместных занятий необходимо учитывать принципы построения занятий, которые строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. К ним относятся: принцип системности, всестороннего воздействия, доступности, закрепления знаний умений и всестроннего развития личности.
При соблюдении систематического подхода у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
Принцип всестороннего воздействия подразумевает то, что при работе с ребёнком-логопатом необходимо воздействовать не только непосредственно на речевое нарушение как таковое, но и опосредованно работать над другими психическими функциями (памятью, вниманием, мышлением, воображением). Для этого подбираются специальные задания и упражнения. Возможно устранение нарушений, путём подключения компенсаторных возможностей организма.
Принцип доступности и индивидуального подхода говорит о том, что содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
Принцип наглядности используется в работе с дошкольниками для того, чтобы запоминание подаваемого материала прошло более эффективно.
При проведении коррекционно-образовательной работы учитель-логопед и музыкальный руководитель выделяют основные задачи: оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные
Укреплять костно- мышечный аппарат.
Развивать дыхание, координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, ритмическую выразительность способность ощущать себя в музыке и движениях.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, грамматический строй и связную речь.
Формировать просодические компоненты речи.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед занимается постановкой диафрагмально-речевого дыхания; укреплением мышечного аппарата речевых органов формированием артикуляторной базы; коррекцией нарушенных звуков, автоматизацией и дифференциацией; развитием фонематического восприятия; совершенствованием лексико-грамматической стороны речи; развитием связной речи; обучением грамоте, профилактикой дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики; логопедизацией занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель занимается развитием и формированием
• координации движений;
• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
А также работает над
темпом, ритмом, дыханием и речью; развитием орального праксиса; просодикой; фонематическим слухом; слухового внимания и памяти;
оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника.
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо.
Развитие мимики Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование опреде-ленных мимических поз.
Связь мимики с интонацией. Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки.
Упражнения на поддувание. Дифферен-циация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика.
Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение. Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.
Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)
Разучивание и пение песен.
Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен.
Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо.
Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения моно-логической речью. Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.
Эффективность коррекционной работы с детьми, посещающими логопедические группы, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Когда специалисты ДОУ работают во взаимодействии друг с другом то, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Говоря о распределении правильной нагрузки в течение дня на детей-логопатов, следует определить время и место проведения логоритмических занятий. Такие занятия проводятся еженедельно, в определённый выбранный день, во второй половине дня, во время, отведенное для коррекционного часа, обычно в середине недели, в четверг или среду. В некоторых детских садах для детей с ТНР логоритмические занятия проводятся вместо одного из 3 физкультурных занятий в середине учебной недели.
В рамках взаимодействия двух специалистов, учителя-логопеда и музыкального руководителя ведё тся следующая документация: план взаимодействия, журнал взаимодействия, конспекты НОД, картотека речевого материала, картотека музыкально-ритмических упражнений, конспекты докладов и выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
Успешность коррекционно-воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Целесообразно распределять цели и задачи между участниками образовательного процесса, возникшие вопросы решать сообща, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Педагоги должны стать союзниками и только тогда результат коррекционно -воспитательной деятельности может быть успешным. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.