тамара папст
Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь родителей и логопеда
в преодолении речевых нарушений у детей.
Логопедическая задача - сформировать у детей грамматически
правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна
подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет
его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер
ребёнка.
В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств,
если его речь несовершенна.
Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно,
Публикация «Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей» размещена в разделах
чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых
нарушений, нужно понять, что одному логопеду, постороннему для малыша
взрослому, в условиях 20 - 25 минутного жестко регламентированного
взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком.
Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее
эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных,
терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок
проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому
нарушению у ребенка :
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать
ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого
аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители
должны уделять выполнению рекомендаций учителя-логопеда.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем
быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны
быть ежедневными.
Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но
если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может
и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со
спортом: результат зависит от тренировок.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители
должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть
четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребё нка:
какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как
общаются взрослые не только с ребёнком, но и между собой, – ведь это их речь
воспринимается, как норма.
На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями
природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком,
налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Дидактические игры по развитию речи
«У кого кто?» :
(единственное и множественное число имен существительных)
у утки — утенок, утята, много утят; у гусыни —. , у индюшки —.
«Кто чем питается?» :
(употребление творительного падежа имен существительных)
кошка — молоком, корова — травой, коза —. , собака —. , лошадь —. .
«Назовите разные слова» :
Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по
очереди называют как можно больше признаков (какой? какая? какое? какие,
соответствующих предложенному объекту.
Например, «собака» большая, лохматая, добрая, старая, веселая…
«Назови ласково» :
(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
мяч — мячик, кукла —. ; белка —. ; стул —. ; ворона —. .
«Исправь ошибку» :
(на логическое мышление) :
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны
коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную
бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят
снежную крепость.
«Из чего — какой?» :
(образование относительных прилагательных)
из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из
шерсти —. , из меха —. , из пуха —. , из резины —. .
«Пересчет различных предметов» :
(согласование числительных с существительными)
один автобус, два автобуса, 3три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов;
один воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьёв;
одна липа, 2 липы, 3 липы, 4 липы, 5 лип;
один стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев;
одно ведро, 2 ведра, 3 ведра, 4 ведра, 5 вёдер