Юлия Воронина
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием. На современном этапе существования общества задача музыкального развития и образования подрастающего поколения приобретает все большую значимость. Переход к личностно-ориентированной модели образования предполагает качественное улучшение содержания музыкального обучения и воспитания. Развитие музыкальных способностей является одним из средств формирования личности ребенка. Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Музыкальные способности содержат следующие основные компоненты:
• ладовое чувство;
• музыкально-ритмическое чувство;
• способность активно переживать музыку;
• чувствовать эмоциональность ритмов и точно воспроизводить последние.
В детском саду работа музыкального руководителя строится согласно образовательной программе дошкольного образование. Организационной основой реализации дошкольного образования является перспективный тематический план. Темы недель могут быть выбраны музыкальным руководителем самостоятельно или заимствованы из примерной общеобразовательной программы. Темы, в рамках которых, будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Тема реализуется через различные виды музыкальной деятельности с интеграцией в содержании несколько образовательных областей и с использованием форм в соответствии с возрастом ребенка (игра, беседа, музыкально-ритмические движения, слушание музыки и т. д.)
Перспективный тематический план работы по музыкальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста на сентябрь месяц
Период Тема Формы и методы работы с детьми
1-2 неделя сентября Здравствуй, детский сад! Пение: «Зайка» В. Карасевой, «Лесенка» Е. Тиличеевой, «Эхо» Е. Тиличеевой, «Солнышко-ведрышко» В. Карасёвой.
Песенное творчество: Допой песенку
Слушание: Детские песни о школе. «Марш деревянных солдатиков» Чайковский, «Голодная кошка и сытый кот» Салманов, Д. Кабалевский «Походный марш», «Ёжик»
Музыкально-ритмические движения : Марш» Надененко, «Упражнение для рук» Шостакович, «Великаны и гномы» Львов-компанеец.
Танцы и пляски: «Пляска с притопами» (укр. н. м., обр. Н. Метлова;
«Дружные пары» И. Штрауса, «Парный танец» Ан. Александрова.
Игры: «Чей кружок быстрее соберется» обр. Ломовой, «Догадайся, кто поёт» Тиличеевой.
Музыкально-игровое творчество : «Эхо», «Музыкальные матрешки», «Повторялки», «Что это за песенка?», «Перевоплощение», «Представь и услышь»
Игра на музыкальных инструментах : «Строители» р. н. м., «Гори, ясно» р. н. м.
Подвижные игры: Ловишка» Й. Гайдна, «Не выпустим» Т. Ломовой, «Будь ловким» Н. Ладухина, «Веселая карусель.
Музыкально-дидактические игры : «Повтори звуки», «Музыкальное лото», «Ритмические полоски», «Музыкальные загадки».
Пальчиковые игры: «Мой зонтик», «Пугало», «Апельсин»,«Левая и правая»
Беседы: Творчество композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, русские народные песни, музыка Марш.
Развлечение : «Путешествие в страну Знаний»
3-4 неделя сентября Здравствуй, осень! Осенние мотивы Пение: «Осень наступила», муз. насауленко, ; «Осень, милая, шурши», муз. М. Еремеевой; «Топ сапожки», муз. Еремеевой, «Зонтики».»Соберем грибочки», Осенние распевки», «Падают листья» Красев.
Слушание: Звуки природы (шум осеннего леса, ветра, листьев, дождя, «Ходит месяц над лугами» Прокофьев, «Листопад» Т. Попатенко, «Осенняя песнь» П. Чайковского, А. Вивальди «Сентябрь» (из цикла «Времена года».
Музыкально-ритмические движения : «Шаг вальса» Р. Глиэра; «Упражнения с листьями (зонтиками)» Е. Тиличеевой, «Упражнения с платочками» Т. Ломовой,
Танцы и пляски: «Вальс с листьями» А. Гречанинова; «Всех на праздник мы зовем», Танец с зонтиками, «Матрешки» Б. Мокроусова, «Чеботуха» р. н. м. в обр.
Игры: «Не опоздай» (р. н. м.) обр. Раухвергера, «Чей кружок» Ломова, «Заинька-Зайка» р. н. м.
Музыкально-игровое творчество : «Изобрози по-своему», «Сказочный лес», «Скажи в рифму», «Веселые лягушата», муз. и сл. Ю. Ли- товко, «Знакомые предметы», «Повтори звуки».
Игра на музыкальных инструментах : «Дождик» р. н. м., «Сорока», русская народная попевка, обр. Т. Попатенко, «Звенящий треугольник» Рустамов.
Подвижные игры: Урожайная» А. Филиппенко, «Наперегонки», «Будь ловким» Н. Ладухина, Веселая карусель, Топаем хлопаем.
Музыкально-дидактические игры : «Повтори звуки», «Музыкальное лото», «Ритмические полоски», «Музыкальные загадки», «Лесенка». «Музыкальная шкатулка», «Ветерок», «Ветер», «Такие разные ветры», Мажор или минор?
Пальчиковые игры: «Левая и правая», «Кукла», «Погремушка», «Помощники» Е. Железновой
Беседы: Сезонные изменения в природе, Русские народные игры.
Праздник: «Осень в гости к нам пришла»