Кирьянова Татьяна
Взаимосвязь логопеда и воспитателя. Лексическая тема «Лес — грибы, ягоды. Звук [У] и буква «У» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь – первая неделя. Лексическая тема «Лес – грибы, ягоды. Звук и буква У».
Новая лексика
Существительные: боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, лисичка, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, маслёнок, опёнок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща, лукошко, грибник, клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, морошка, клюква, земляника, компот, варенье.
Глаголы: расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, заблудиться, аукать.
Публикация «Взаимосвязь логопеда и воспитателя, Лексическая тема „Лес — грибы, ягоды, Звук [У] и буква „У“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Грибы и лесные ягоды
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето, поляна, год, малиновый, клубничный, черничный, брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.
Наречия: рядом, далеко, близко.
Вид деятельности Содержание работы
Развитие моторных функций - Физкультминутка
(Дети маршируют в такт стихотворения)
Мы пошли в лесочек, мы нашли грибочек,
А грибочек маленький,
А грибочек красненький,
Он под деревом сидит (приседают,
И на нас он глядит (жест правой рукой).
«Мы идём в осенний лес»
Мы идём в осенний лес. (Маршируют на месте.)
А в лесу полно чудес! Разводят руки в стороны, «удивляются».)
Дождь вчера в лесу прошёл —(Потряхивают ладонями обеих рук.)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладони.)
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)
И в корзинку собирать. (Сводят руки перед собой — «корзина».)
Вот сидят маслята, На пеньке — опята, А во мху — лисички, Дружные сестрички. «Подосиновик, груздок, Полезайте в кузовок! (Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.) (Делают манящие движения руками.)
Ну, а ты, мухомор, Украшай осенний бор». (Грозят указательным пальцем правой руки.)
И. Михеева
- Подвижная игра «Ягодка – малинка»
За малиной мы пойдём, мы пойдём, в лес пойдём,
(Дети идут хороводом, взявшись за руки)
Спелых ягод наберём, наберём, наберём,
(Идут по кругу «собирая» воображаемые ягоды)
Солнышко высоко
(Встают лицом в круг, и тянуться ручками вверх)
А в лесу тропинка
(Наклоняясь, тянутся пальчиками к полу – «тропинке»)
Сладкая ты моя – ягодка-малинка
(Идут по кругу взявшись за руки)
- Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются» друг с другом, начиная с больших)
В лес идём мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдём и братишке отнесём. (Загибать по очереди пальчики, начиная с большого)
Пальчиковая гимнастика.
Вот корзина — так корзина! (Изображают удивление, раз- водят руки в стороны.)
В ней крыжовник, В ней малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника! (Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)
К нам ты в гости приходи-ка! Делают приглашающий жест — движение руками на себя.)
Ягод, что найдём мы в ней, Нет полезней и вкусней! (Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)
С. Васильева
Артикуляционная гимнастика для свистящих.
Развитие мимических мышц.
Улыбнулись, удивились, огорчились, рассердились.
Развитие общих речевых навыков
Скороговорка. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.
У пеньков опять пять опят.
- Чтение с выражением потешки (народное творчество).
Я по лесу по зеленому бреду, я грибочки в кузовок соберу,
Я в осинничке рыжики беру, по березничку — березовики,
По сосновым пням — опеночки,
А под елкой — белый гриб боровик.
Развитие / формирование фонематических функций
- Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
*волк воет: уууууууууу.
*поезд едет: уууууууууу.
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
*поезд приближается: ууууУУУУУУ.
*поезд удаляется: УУУУууууу.
- Учимся слышать звуки:
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?
Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?
Игра «Собери грибы»
Воспитатель выставляет перед детьми коробку и предлагает детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки, в названии которых есть заданный звук. Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка…
Игра «Весёлые звуки»
Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением мха и сосны и предлагает детям выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на доске, остальные работают с раздаточным материалом за столами. Слова: мох, дуб.
Придумай слово.
Придумывать слова со звуком У.
Отобрать картинки со звуком У.
Определять место звука У в слове.
Развитие лексического строя речи
- Обогащение словарного запаса за счёт новых слов (названий грибов и ягод и их признаков)
Рассмотреть с ребенком картинки с изображением ягод и грибов, обратить внимание на характерные признаки, показать и рассказать ребенку, как и где они растут. Рассказать, что готовят из ягод и грибов.
- Отгадать загадки:
*Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
*На припеке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)
*Что за бусинка вот тут на стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут, сразу станет кисло. (Клюква)
*Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая.
Что за ягода созрела, черная такая? На кусточки, под листочки, кто-то бусы бросил, все поляны в черных точках у зеленых сосен. (Черника) Е. Трутнева
*Этот гриб — любимец мой, с ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся, под осинкой схоронился.
(Подосиновик)
*Эти славные сестрички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки в мох воткнулись возле тропки. (Лисички)
*Шляпка красная в горошек, воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид, но опасен, ядовит. (Мухомор)
* Конечно, не белый. Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)
Игра «В лесу».
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед детьми картинки с изображением грибов.
Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь — не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (.) стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички — (.) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу поймёт, что это (.). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет — (.).
И. Михеева, С. Чешева
Игра «Лишняя ягода»
Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква, черника, клубника, просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.
Например:
Лишняя клубника, т. к. она — садовая ягода, а все остальные — лесные.
Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.
Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.
Развитие грамматического строя речи - Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
Гриб – грибок, ягода – ягодка, лес-….ежевика-, дуб-, клён., осина., рябина., ива-, сосна-,
- Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных):
Гриб-грибы-много грибов, ягода-ягоды- много ягод, лес-леса-много лесов, подберёзовик-…., дуб-…., берёза., клён., осина., рябина., сосна-…
- Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две): одна лисичка, две лисички…; один боровик, два боровика, один кленовый лист….,
- Упражнение «Бабочка и грибок». (совершенствование грам-матического строя речи, закрепление в речи предлогов: на, с, в, из)
На магнитной доске закреплено изображение грибочка и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:
«Где сидит бабочка?» Дети отвечают: «На грибке»
Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:
«Откуда слетела бабочка?» - «С грибка»
Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:
«Где сидит бабочка?» - «В траве» И т. п.
(В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб).
Игра «Какое варенье? Какой компот?»
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).
Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.
— Бабушка, — спрашивала Катя. — Если мы малину соберём, какой компот получится? (.) А варенье какое? (.)
— А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя. — Какой компот получится? (.) А варенье какое? (.)
— Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (.) А какое варенье? (.)
— Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (.)
— А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (.)
Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полян
ке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники. Какой
компот сварит бабушка? (.) А какое варенье? (.)
С. Чешева
«Где увидим этот лист».
Дубовый – на дубе, кленовый – на клёне, и тд.
Развитие связной речи - Чтение стихотворений:
*«Грибочек».
Жил да был грибочек – вот его дом — кусточек.
Была у него ножка, одна ножка — без сапожка.
Была у него шляпка. Нашли его ребятки,
Грибочек сорвали и бабушке отдали.
Бабушка суп сварила и деток накормила.
*«Боровик»
По дорожке шли — Боровик нашли.
Боровик боровой в мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли, хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев
*«Подберезовик»
Подберезовик, подберезовик
Ловко спрятался под березою.
Да не прячься ты так старательно —
Я найду тебя обязательно.
Е. Серова
*«Маслёнки»
Несмышленыши-масленки – запелёнаты в пелёнки,
А маслёнки-старички – носят все воротнички.
*«В тесноте»
На пенечке сто опят – «Очень тесно тут!» — вопят.
Позовите грибника – собирать опят с пенька.
Е. Серов
Игра «Составь схему»
Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги.
Осенний лес богат дарами. На лесной полянке много земляники. Под еловой веткой спрятался боровик. На болоте поспела кислая клюква.
Текст для пересказа
БРАТ И МЛАДШАЯ СЕСТРА
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
— Что ж ты, Саня. Маленькая Варя больше тебя набрала!
— Ещё бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
— Что ж ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала.
— Ещё бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет.
Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше. Встречается бабушка.
— Что ж ты, — говорит, — Саня. Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!
— Ещё бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься.
По Э. Шиму
Вопросы:
Что несли в кузовках Санька и Варя?
Что сказала бабушка?
Что ответил Санька?
Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?
Что Санька каждый раз отвечал бабушке?
Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?