Кызынгашева Татьяна Александровна
Взаимодействие воспитателя-наставника и студентов в процессе организации практики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность в расширении практик наставничества в образовании является одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики с декабря 2013 года, когда В. В. Путин на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. Указом президента Российской Федерации №401 от 27 июня 2022 г. 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. А 1 сентября 2022 г. в Калининграде на открытом уроке «Разговор о важном» В. В. Путин назвал наставничество частью российского национального культурного кода.
Публикация «Взаимодействие воспитателя-наставника и студентов в процессе организации практики в ДОУ» размещена в разделах
В нашем детском саду активно реализуются различные формы наставничества. Мы помогаем освоить профессию как начинающим педагогам, так и студентам-практикантам, которые приходят к нам в рамках сетевого взаимодействия ДОУ и Саяногорского политехнического техникума.
Я являюсь наставником начинающего педагога, а также неоднократно руководила практикой студентов. Свои отношения со студентами выстраиваю на принципах доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения. В процессе работы я, как воспитатель-наставник, передаю собственные знания и опыт, а также помогаю студенту получить необходимые знания от других коллег в ДОУ. Во время работы, по моему мнению, важно ненавязчиво, без дидактики, говорить с практикантами, оперируя конкретными знаниями теории и методики.
Во время подготовки студента к проведению занятий, я даю советы по эффективному использованию времени НОД, оформлению детских работ по изобразительной деятельности для просмотра родителями. В ходе проведения студентами пробных занятий, я стараюсь не вмешиваться и не нарушать процесс, но в отдельных случаях оказываю организационную помощь. Для раскрытия своих возможностей стараюсь предоставлять практикантам как можно больше свободы и самостоятельности.
Из опыта работы отмечу, что в таком тесном взаимодействии отмечаются следующие положительные моменты:
1. Адаптация и самоутверждение практиканта в коллективе.
2. Углубление и закрепление теоретических знаний. Творческий подход в работе с детьми.
3. Овладение комплексов методов и технологий работы с детьми.
4. Формирование значимых качеств личности (ответственность, доброжелательность, организованность, целеустремленность, уравновешенность, инициативность)
5. Организация коррекционной работы. Взаимодействие со специалистами детского сада.
6. Развитие у студента педагогической рефлексии, потребности в духовном и профессиональном совершенствовании.
Педагогическая практика, постоянно усложняясь от курса к курсу, способствует развитию у каждого студента практических навыков, нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, а также художественных, артистических и других способностей, необходимых педагогу. Знакомство с творчески работающими педагогическими коллективами, выполнение различных исследовательских заданий обогащает студентов, способствует их профессиональному становлению.
Качественно проделанная работа во время прохождения практики позволяет подготовить квалифицированных специалистов, готовых сразу приступить к работе. В нашем детском саду есть такой пример – Ева Кинязевна Оруджова пришла к нам на практику, успешно ее прошла, проявляла интерес к работе, энтузиазм и любовь к профессии. И уже третий год работает воспитателем в нашем детском саду, а с октября этого года воспитывает детей вместе с начинающим воспитателем – Анастасией Юрьевной Деревягиной, студенткой техникума, которая совмещает работу и учебу.
Таким образом, педагогическая практика студентов в детском саду является важной ступенью профессиональной подготовки, и важна для формирования компетенций будущего специалиста. В ходе практики студенты получают положительную мотивацию к деятельности и богатый практический опыт работы с дошкольниками.