Мария Манвелова
Отчет о работе наставника-воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ
о работе наставника-воспитателя
Манвеловой Марии Степановны
с молодым воспитателем Фатеевой Екатериной Витальевной
за сентябрь, 2022 гг.
МБДОУ д/сад № 76
г. Ставрополь.
Наставничество формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества с эпохи первобытности. Освоить новые знания и обрести профессиональные умения и навыки без наставников было сложно во все времена.
Публикация «Отчет о работе наставника-воспитателя» размещена в разделах
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь молодому специалисту приобрести необходимый опыт, достаточный для овладения профессией.
Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». Его главное дидактическое достижение – майевтика («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет.
Ж. -Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником.
В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский. Он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.
Считается, что понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом. В последние десятилетия этот метод профессиональной адаптации оказался забытым.
В современной теории образования за рубежом наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Особого внимания заслуживает позиция
Г. Льюиса, который рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.
Соответственно феномен наставничества стал закономерностью цивилизованного процесса.
Основные принципы системы наставничества :
- принцип уважения и доверия к человеку;
- принцип целостности;
- принцип сотрудничества;
- принцип индивидуализации.
Никакие курсы, семинары, тренинги никогда не заменят живого общения. Добрый совет, помощь, поддержка человека-всегда ближе и понятней, чем написанные алгоритмы действий в учебниках.
Профессиональная адаптация молодого специалиста всегда характеризуется высоким эмоциональным напряжением.
Для оказания помощи молодому специалисту в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности «воспитатель», выработке умения применять
теоретические знания в конкретной практической работе, а также
приобретения практического опыта и дальнейшее освоение разнообразных
современных технологий обучения, воспитания, развития познавательно-мыслительной деятельности дошкольников, я являюсь наставником молодого
педагога – Фатеевой Екатериной Витальевной.
ФГОС ДО предполагает, что специалист должен быть компетентным во
всех областях развития дошкольного возраста, поэтому, начиная работу с
молодым специалистом в 2022-2023 учебном году, мы поставили перед собой
следующие цель и задачи:
Цель наставничества : Оказание помощи молодому специалисту в профессиональном становлении, формирование уверенности в собственных силах, мотивация на дальнейшее саморазвитие.
Задачи наставничества :
1. Установить доброжелательный контакт (комфортную эмоциональную атмосферу) для продуктивного общения.
2. Способствовать успешной адаптации начинающего специалиста к корпоративной культуре (правилам поведения, нормам, традициям в ДОУ и т. д.).
3. Оказывать помощь и поддержку в организации взаимоотношений с детьми, коллегами, родителями воспитанников, в планировании и реализации образовательной деятельности.
4. Вызвать у начинающего педагога интерес и мотивацию к педагогической деятельности.
5. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные
обязанности. Способствовать профессиональному развитию и раскрытию творческого потенциала.
Выбор формы работы с молодым специалистом Фатеевой Е. В. - знакомство с начинающим педагогом. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно-образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации начался с индивидуальной беседы, ознакомления с «Анкетой молодого специалиста»
Совместно с молодым педагогом, мы выявили основные трудности в профессиональной деятельности (ведение документации группы, особенности проведения ООД с детьми раннего возраста, продуктивное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, привлечение их к сотрудничеству, выбор темы по самообразованию) и определили совместную программу работы молодого специалиста с наставником.
Таким образом, основными направлениями совместной работы с молодым специалистом стало изучение нормативно – правовой базы, методически грамотное ведение документации группы в соответствии с требованиями образовательного процесса и развитие профессиональных компетенций молодого педагога.
Первым шагом в работе с молодым специалистом стало знакомство с нормативно-правовой базой работников образовательной организации:
проведена консультация по развитию умения пользоваться нормативно- правой базой: «Законом об образовании РФ», «Семейным кодексом»,
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», «Конвенцией о правах ребенка», Сан Пин для ДОУ, ФГОС ДО, локальными актами МБДОУ;
изучены: Основная образовательная программа МБДОУ, цели и задачи годового плана МБДОУ.
В результате анкетирования «Анкета для изучения затруднений»
Можно сделать вывод, что молодой педагог в некоторых вопросах профессиональной деятельности испытывает трудности. Причины этих трудностей, по её мнению – это:
- недостаток педагогического опыта работы с детьми;
- трудности в составлении перспективного и календарного планов;
- особенности проведения ООД с детьми младшего дошкольного возраста.
Совместно с молодым педагогом, мы выявили основные трудности в профессиональной деятельности (ведение документации группы, особенности проведения ООД с детьми раннего возраста, продуктивное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, привлечение их к сотрудничеству, выбор темы по самообразованию) и определили совместную программу работы молодого специалиста с наставником.
Учитывая особенности детей младшего дошкольного возраста, были проведены консультации и беседы по перспективному, календарному тематическому планированию, оказана помощь в коррекции и работе с календарно – тематическим планированием, в планировании проведения ООД с детьми.
По итогам анкетирования был составлен перспективный план работы наставника с молодым специалистом, определены цели и задачи на 2022-2023 учебный год.