Елена Чувичкина
Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического, духовного воспитания и этнокультурного наследия дошкольников в ДОУ через популяризацию семейных культурно – исторических традиций»
Музыкальный руководитель: Чувичкина Е. Л.
Воспитатель: Хасеинова А. Б.
Публикация «Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
ФОП ДО ставит перед педагогами цель - это разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно- нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Актуальность темы очевидна, поскольку сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной культуры. Возродить культуру нашего народа, традиции – трудная и благородная задача.
В последнее десятилетие в нашей стране отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке, забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения в семье и все это привело к утере понятия истинных ценностей. Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной глухоте, бездуховности. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора.
Для решения этой проблемы мы поставили перед собой цель: сохранение этнокультурного наследия на территории Любино – Малоросского сельского поселения через популяризацию семейных культурно – исторических традиций.
Для достижения поставленной цели мы определили для себя следующие задачи:
1. Организовать планомерную работы коллектива ДОУ по приобщению воспитанников к истокам народных культур.
2. Использовать синтез народного искусства в различных видах деятельности дошкольников.
3. Привлечь родителей к реализации задач изучения национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи.
4. Организовать сотрудничество с учреждениями социума, Храмом пресвятого Серафима Саровского по этнокультурному образованию дошкольников.
5. Сформировать представления о народной культуре через традиционные народные праздники, обряды, театрализованные представления.
6. Разработать методические рекомендации по приобщению дошкольников к национальной культуре.
Этап работы – организационно-подготовительный:
1 - выявили проблему, поставили перед собой цель, сформулировали задачи;
- сделали подборку литературы, методического обеспечения для реализации поставленных задач;
- определили уровень развития патриотического воспитания дошкольников;
- обсудили с руководством музеев и библиотек Любино-Малоросской СОШ и ДК вопрос о сотрудничестве и составление плана совместной деятельности;
- подобрали вопросы для анкетирования, выявили уровень родительской компетентности в вопросах обозначенной темы;
– провели анализ дидактического и методического материала;
- вместе с детьми и родителями выбрали тематику мероприятий.
2 этап – формирующий:
Включение в воспитательно-образовательный процесс.
На этом этапе был использован накопленный опыт работы для организации работы по патриотическому воспитанию детей с помощью внедрения в образовательный процесс современных технологий.
Технология проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
ИКТ – технология обмена информацией, коммуникации.
Виды ИКТ, применяемых в учебно-воспитательном процессе:
- Электронные энциклопедии, справочники, словари.
- Библиографические ресурсы (книги и статьи из газет, журналов, карты, т. д.)
- Компьютерная презентация.
Музейная педагогика.
Работа с детьми в условиях мини-музея, музеев Любино-Малоросского поселения. Именно музейная педагогика практически помогает в решении задач нравственно-патриотического воспитания, социально-коммуникативного развития и речевого развития детей дошкольного возраста.
Фольклорная педагогика. Прогрессивные педагоги (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и другие) считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
Основными целями проведения акций является: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка.
Конкурсы творческих художественных работ: Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.
3 этап – обобщающий:
Анализ полученных результатов, внедрение опыта работы в образовательный процесс ДОУ.
Предполагаемый результат работы:
1. Развивающая предметно-пространственная среда пополнится необходимым материалом.
2. У детей предполагается повышение познавательной активности.
3. Повысится самостоятельность детей
4. Участие детей, родителей и педагогов ДОУ в праздниках вызывает у детей эмоционально-положительный отклик.
5. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями, нашей культуры, традициями малой родины, символику России и Сибирского края, семейными ценностями.
Работа по сохранению и развитию культурного наследия была проведена через сетевое взаимодействие с:
1. Немецкий клуб «Молодёжная волна»
2. Народный фольклорный ансамбль «Соника»
3. Студия традиционной хореографии «Задор»
4. Школьный театр «Рампа»
5. Театр народной сказки «Нафаня»
6. Музеи и библиотеки Любино-Малоросского сельского поселения
7. Театральная студия Любино-Малоросского ДОУ «Королевство сказок»
8. Культурно образовательный центр «Рассвет»
Примеры реализации практик сетевого взаимодействия:
1. Православные праздники:
Театрализованная постановка «Осенины»
Обход дворов «Колядки»
Детская игровая программа «Рождественские Святки»
Беседа в музейной комнате «Рождество Христово»
Хоровод круглый год «Зимние святки»
Народные гуляния «Широкая Масленица»
Игровая программа для детей «Пасха»
Игровая программа для детей «Троица»
Праздник Ивана купала – «Русалия»
2. Католические праздники:
Рождество в немецкой семье
Праздник Пасхи
3. Мусульманские праздники:
Курбан - Байрам
Навруз
Для сохранения и приумножения духовного, исторического и культурного наследия по средствам пропаганды идей патриотизма, единства и общего исторического прошлого воспитанники, родители и сотрудники ДОУ приняли участие:
1)участие в мероприятиях ко дню России, 9 мая, День защитника Отечества, День памяти и скорби.
2)День народного единства.
3)Участие в выставке традиционных ремёсел «Покровская ярмарка».
4)Праздник села.
5)Районный смотр - конкурс самодеятельного народного творчества «Поет село родное» в рамках XIII областного фестиваля русской культуры «Душа России», посвящённого Году культурного наследия народов России «Прирастая Сибирью».
6)Хоровод дружбы.
Разработаны и проведены мероприятия по изучению истории родного края, культуры народов Российской Федерации и важных исторических событий:
1) создание экспозиций в музейной комнате «Русская изба» в ДОУ;
2) экскурсии в школьный историко-краеведческий музей имени М. И. Лощининой;
3) проект «Электронные экскурсии по родному краю».
4) создание буктрейлеров по патриотическому воспитанию
Результат работы по реализации сетевого взаимодействия:
1. На территории Любино – Малоросского сельского поселения отсутствуют конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве и преступления в молодежной среде на почве экстремизма
2. Ежегодно растёт число семей воспитанников ДОУ, участвующих в сохранении этнокультурного наследия на территории поселения
3. Проекты по патриотическому воспитанию, реализованные в ДОУ являются носителями народной культуры разных национальностей.
4. Популяризация семейных культурно – исторических традиций формирует у населения Любино-Малоросского сельского поселения чувства патриотизма за историю Отечества, осознанию ценности культурного наследия народов и причастности истории семьи к истории страны и родного края через реализацию сетевого взаимодействия нравственно-патриотического, духовного воспитания и этнокультурного наследия дошкольников в ДОУ.