Юлия Скворцова
Взаимодействие воспитателя группы продленного дня в условиях коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье представлен опыт работы воспитателя ГПД с родителями, который раскрывает возможности использования коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия в процессе развития личности ребенка с ОВЗ.
Ключевые слова: 1. Дети с ОВЗ; 2. Внеурочная деятельность; 3. Группа продленного дня; 4. Формы взаимодействия
Публикация «Взаимодействие воспитателя группы продленного дня в условиях коррекционной школы» размещена в разделах
«Даже очень хорошие специалисты являются временными в жизни ребенка, в то время как его семья с ними всегда; от того, насколько родитель ощущает себя ответственным за путь своего ребенка, насколько понимает его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребенка, так и просто более полная и счастливая жизнь его семьи» (О. В. Караневская).
Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ предусматривает реализацию адаптированной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня (далее ГПД). Для более эффективного функционирования ГПД внеурочная деятельности, проводиться в тесном взаимодействии воспитателя с родителями учащихся.
Итак, ГПД является моделью организации внеурочной деятельности школьников с ОВЗ и создает благоприятные условия развитию личности ребенка. Главная цель функционирования ГПД заключается в создание оптимальных условий для полноценного, всестороннего развития личности школьников с умственной отсталостью, творческих способностей, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражения. А также воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения. Для достижения цели мне как воспитателю ГПД необходимо четкое планирование всех направлений работы, а также использование комплексного, системного подхода к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группу, и обязательная поддержка со стороны их родителей.
Взаимодействие воспитателя и родителя, это сложная и важная проблема в процессе развития личности ребенка, т. к. все семьи разные, у каждой семьи свои проблемы и трудности, главное в этом вопросе, чтобы взаимодействие не было противоречием и положительно воспринималось ребенком. Поэтому главная задача взаимодействия воспитателя и родителей заключается в том, чтобы обе стороны были заинтересованы в изучении ребенка, поддержке и раскрытии в нем лучших личностных качества. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи взрослых друг другу.
Воспитатель ГПД сам выстраивает систему взаимодействия с родителями, ищет формы и методы работы с каждой семьей. Для этого проводятся диагностика семейного воспитания, потенциала семей, трудностей в воспитании, ценностных ориентаций. Далее на основе диагностических данных воспитателем организуются взаимодействия с семьями, по мере реализации вносятся коррективы, осуществляться мониторинг воспитательной работы. Так складывается система работы воспитателя с родителями учащихся в условиях ГПД.
Проблемой для меня, как и для любого педагога являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет педагог, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Формы взаимодействия воспитателя с родителями можно разделить на три группы : индивидуальные, групповые и коллективные. Так к коллективным формам взаимодействия в нашем учреждении относятся уже традиционные общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных традиционных и праздничных мероприятиях, КТД. К эффективным групповым формам работы с родителями можно отнести мастер - классы, деловые игры, совместная деятельность ребенка и родителя, внеклассные занятия. Например, родители приглашаются на совместные воспитательные часы в ГПД, такие как «Профессия моей мамы», «Наши семейные традиции» и т. д.
Особое значение в работе ГПД я уделяю совместной деятельности детей с родителями. В совместной творческой деятельности, в игре взрослые получают возможность по-новому увидеть своего ребенка, лучше понять его, выразить свое отношение, найти способы оказания поддержки, увидеть пути проявления своей ответственности — и не только за своего ребенка. Совместные праздники, концерты, походы становятся для родителей важным источником самообразования. Наглядные результаты их действий стимулируют готовность к дальнейшему сотрудничеству.
Следует отметить, что групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по схожим проблемам. Но большинство семей нуждается в индивидуальном отношении, так как, некоторые родители детей с умственной отсталостью неадекватно оценивают возможности своего ребенка. Одни родители не могут смириться с поставленным диагнозом и предъявляют завышенные требования к ребенку. Другие же родители напротив не интересуются развитием ребенка и безразличны к его успехам и неудачам. Именно потому мною большое значение уделяется индивидуальным формам взаимодействия с родителями. К ним относятся психолого-педагогическое просвещение (памятки, Интернет ссылки, подбор литературы по теме, индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные занятия, посещение воспитанников на дому.
Индивидуальные консультации и беседы проводят по инициативе учителя или по просьбе родителей, для решения текущих вопросов. Также общение с родителями осуществляться по телефону и с помощью переписки, через электронную почту.
Индивидуальные занятия проводятся по инициативе педагога для того что родитель увидел потенциал своего ребенка и смог самостоятельно развивать в своем ребенке те или иные способности. Посещение на дому - особенно полезна встреча у ребенка дома, так как есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка.
Таким образом, представленный опыт работы воспитателя ГПД с родителями в полной мере способствует развитию ребенка с ОВЗ и включение его в социум.
Литература
Дереклеева Н. И. Родительские собрания. - М. : ВАКО, 2004.- 125с.
Катович Н. К. Модели воспитания школьников. - Минск: - 2002. - 96с.
Караневская О. В., Н. О. Карафа-Корбут. Взаимодействие специалистов и семьи в процессе коррекционно – развивающих занятий с ребенком, имеющим тяжелые нарушения развития. // Воспитание и обучение. – 2013.- № 1. – 47с.