Татьяна Петровна Иванова
Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционно-педагогической деятельности в дошкольной организации во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Процесс взаимодействия логопеда с воспитателями осуществляется в разных формах, представленных составлением перспективного планирования работы на текущий период по разным направлениям, обсуждением и выбором форм, методов и приемов коррекционно-развивающей деятельности, обогащением развивающей предметно-пространственной среды группы, взаимопосещением занятий и совместным проведением комплексных занятий; еженедельными заданиями. Кроме этого в календарно-тематическом плане воспитателя в начале каждого месяца учителем-логопедом указывается примерный лексикон по каждой изучаемой теме, определяются цель и ключевые задачи коррекционно-педагогической работы, а также отмечены фамилии детей, которым воспитатель должен уделить особое внимание [1].
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Педагоги компенсирующей направленности
- Темочки
Для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей используется специальная тетрадь, в которой представлены рекомендации логопеда воспитателям. Все материалы на каждую неделю работы выдержаны в рамках определенной лексической темы [2].
Еженедельные задания логопеда воспитателям представлены :
- логопедическими пятиминутками;
- подвижными играми, пальчиковыми гимнастиками, артикуляционной гимнастикой;
- играми, направленными на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;
- рекомендациями рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала [2].
Логопедические пятиминутки включают материалы, которые направлены на развитие словаря, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, связной речи, а также упражнения, чтобы закреплять и дифференцировать поставленные звуки, развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, фонематические представлений и неречевые психические функции, т. е. с целью повторения и закрепления материала, который отработан логопедом с дошкольниками. Логопед дает рекомендации воспитателям по использованию этих пятиминуток на определенных занятиях. В неделю обычно используются 2-3 логопедические пятиминутки, которые выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Следует отметить, что учитель-логопед не только может давать рекомендации, как проводить пятиминутки, но и предоставлять необходимый материал или пособия.
Подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастики направлены на развитие общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, подражательности и творческих способностей детей. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика применяются воспитателями как физминутки в рамках организованной образовательной деятельности. Подвижные игры проводятся на прогулке, в свободное время по второй половине дня. Подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастики должны быть выдержаны в рамках изучаемой темы.
В рамках лексической темы «Грибы. Ягоды. Поздняя осень» для развития лексико-грамматических категорий можно использовать следующие игры.
«Один – много». Детям предлагается по образцу назвать: гриб – грибы –грибов. Речевой материал: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор.
«Назови ласково». Дошкольникам предлагается ласково назвать ягоды: ягода – ягодка. Речевой материал: клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква.
«Счет». Детям предлагается посчитать грибы: Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек. Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т. д.
«Подбери родственные слова». Детям предлагается подобрать однокоренные слова: Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.
«Какой, какое?». Дошкольников педагог просит назвать: суп из грибов (какой) – грибной. Блюдо из грибов – грибное.
Для развития связной речи у детей можно предложить упражнение на составление описательного рассказа о грибах или ягодах (по выбору, согласно определенному плану.
1. Что это? – гриб белый.
2. Где растет? – в лесу.
3. Какой имеет внешний вид – овальная форма, большого размера, коричневая шляпка, толстая белая ножка.
4. Съедобный или несъедобный гриб? – съедобный.
5. Что из него можно приготовить? – Суп.
Таким образом, тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в группе компенсирующей направленности обеспечивает повышение эффективности коррекционно-развивающей деятельности в условиях дошкольной организации.