Наталья Фалалеева
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в
условиях логопедической группы детского сада.
Индивидуальное занятие-практикум.
Мини-музей «Буквы».
Учитель-логопед Фалалеева Н. П.
“Только вместе с родителями,
общими усилиями, педагоги могут дать
детям большое человеческое счастье”.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и, которые составляют иную общность, чем его семья.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия.
Вопросам взаимодействия детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Цель работы ДОУ с родителями: создание единого образовательного пространства: детский сад - семья. При этом решаются приоритетные задачи: повышение педагогической культуры родителей, профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщении родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Ни для кого не секрет, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушения в развитии речи постоянно растет. Поэтому одним из приоритетных направлений дошкольного учреждения является коррекционно-развивающая деятельность.
Однако учителю-логопеду становится все сложнее оказывать коррекционную помощь всем нуждающимся детям и их семьям. Так же хочется отметить, что современные родители часто не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта.
В этом случае логопед делает шаг навстречу и главным помощником является правильно подобранная и доступно донесенная информация, соответствующая статусу и требованиям семьи. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей.
Однако радует то, что все-таки год от года таких семей становится меньше. Найти же контакт необходимо со всеми.
В условиях деятельности логогруппы важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, так как родители помимо педагогических знаний, должны уметь использовать специальные знания, которые помогут применить дома при занятиях с детьми. В любой форме взаимодействия с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приемам работы.
Наиболее эффективной, на мой взгляд, является такая форма работы, как «Индивидуальные занятия-практикумы».
Индивидуальные занятия-практикумы способствуют обучению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». КПД значительно повышается ещё и потому что родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.
.Заполняю план индивидуальной коррекционной работы, который при необходимости может корректироваться.
В листе «Рекомендовано дома» расписываю задания и упражнения для совместных занятий родителей и детей в домашних условиях.
Еще мне хотелось бы поделиться опытом работы по созданию мини-музея, как формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников.
Привлечение родителей к созданию коррекционно – развивающей среды логопедического кабинета (изготовление дидактических игр, пособий для развития речи, а так же создание мини-музея) позволяет им почувствовать себя активными помощниками логопеда.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны были отражать специфику возраста детей конкретной группы. Поэтому я решила создать собственный мини-музей «Буквы», отражающий специфику работы учителя-логопеда. Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, для которых предназначен музей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Цель создания мини-музея:
-создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
-обогащение развивающей среды кабинета логопеда, ДОУ;
-использование новых форм работы с детьми и их родителями.
Важная особенность такого элемента развивающей среды — участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Создание мини-музея — результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей.
Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.