Чепкасова Татьяна
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей посредством проектной деятельности. Проект «Чудо-пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения. Работа учителя-логопеда на логопункте отличается от работы в речевых группах. Это и количество индивидуальных занятий 2-3 раза в неделю, и, самое главное, возможность автоматизации поставленных звуков у детей появляются только в домашних условиях. Доказано, что семья может внести значительный вклад в процесс коррекции речевых нарушений. Но многие родители не придают значения имеющимся нарушениям или не замечают их, а значит, не осознают необходимость коррекции.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей посредством проектной деятельности, Проект „Чудо-пуговица“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Консультации для родителей
- Пуговицы. Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в полной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и пришли к заключению, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в своей работе я провожу воспитательно-коррекционные мероприятия с использованием пуговиц.
О пуговицах иногда отзываются пренебрежительно: например, говорят «прост, как пуговица» (как правило, о бесхитростном человеке, или размером «с пуговку» (имея в виду незначительный размер). Но, оказывается, обычные пуговицы могут выполнять важную функцию, - быть средством развития мелкой моторики у малышей, а, вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи.
Для эффективной работы с семьями детей, организовала родительский клуб «Логопед и Я», где наладила тесный контакт. На встречах родительского клуба стала реализовывать проект «Чудо-пуговица», с целью повышения логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения.
Работу проводила в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На первом этапе мною было проведено анкетирование родителей для того, чтобы выявить отношение их к развитию мелкой моторики рук с использованием пуговиц в детском саду и дома. Проанализировав результаты, пришла к выводу, что у родителей не хватает времени заниматься с детьми и играть с пуговицами дома, но при этом они активно интересуются, чем их дети занимаются в детском саду.
Выступала с консультацией «Для чего нужны пуговицы в коррекционной работе», подготовила презентацию «Коллекция пуговиц – как средство развития речи у детей». Объяснила цель, задачи этой работы и попросила о помощи в реализации проекта.
На втором этапе были организованы мастер-классы, где дети с родителями изготавливали пуговицы из холодного фарфора, а также различные конкурсы «Буквы из пуговиц», «Книжки из пуговиц», «Игры для развития речи из пуговиц», «Пуговичное панно для закрепления звуков». Продукты конкурсов активно использовались в коррекционных целях на занятиях и дома. Благодаря поделкам, играм, книжкам обогатилась речевая среда кабинета, дети с большим желанием шли на логопедические занятия, а самое главное, родители стали большими помощниками в преодолении речевых нарушений.
На заключительном этапе был проведен логопедический досуг «Праздник пуговицы». Мероприятие началось с дефиле - дети продемонстрировали одежду украшенную пуговицами. А далее квест – игра, где родители с детьми на четырех станциях собирали мандалы, сочиняли сказки, трансформировали буквы в другие буквы, развивали логическое мышление. И это все с помощью пуговиц. В конце мероприятия все пили чай с необычным «Пуговичным печеньем», которое испекли мамы. Было очень познавательно, полезно и весело.
Таким образом, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы активной творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию речи, наблюдательности, концентрированного внимания – важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.
Благодаря совместной деятельности учителя-логопеда и родителей, дети научились правильно и красиво говорить.
В заключение хочу сказать: Все гениальное – просто!
А выдумка и фантазия с педагогами всегда рядом!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева, Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
2. Деникеева, Ф. Ахунова, К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц//ж. Дошкольное воспитание №2/2013 с. 69
3. Кинзянова, Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.
4. Солоненко, Л. Пуговичный мир//ж. Дошкольное воспитание №2/2013 с. 28
5. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, - 2007. – 97 с.
6. Штиль, С. Сенсорное развитие детей с особыми потребностями с помощью пуговичной терапии//ж. Коррекционная работа в ДОУ №1/2016 с. 8
7. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Е. А. Янушко. - М. : Мозайка-Синтез, 2010. – 105 с.
8. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст] : учеб. -метод. пособие / Е. А. Янушко. - М. : Мозайка-Синтез, 2010. – 98 с.