Ирина Пугачева
Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей интереса к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире последнее время наблюдается тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают просмотр телевизионных передач и компьютерные игры чтению книг. А ведь именно в дошкольном возрасте, отличающемся особой эмоциональностью и любознательностью, рождается интерес к книге, начинает складываться читательский опыт. Поэтому формирование потребности в чтении у дошкольников — важнейшая, общая задача педагогов и родителей.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей интереса к чтению» размещена в разделах
Литература занимает одно из особых мест в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Возрастной период от 3 до 7 лет является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны, т. к. чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни и поэтому выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей. Особая роль в решении этой задачи принадлежит формированию у детей 3–7 лет интереса (потребности) к чтению (восприятию) книг. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.
Забота о детском чтении — это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только относительно недавно эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста.
Родители, рассказывая или читая детям, тем создают в семье теплую и уютную атмосферу, что очень важно для всестороннего развития ребёнка, потому что совместное чтение детей и взрослых, обсуждение прочитанного – благоприятная почва духовного сближения детей и родителей. Но многие родители в наше время из-за нехватки времени и в силу неграмотности очень мало уделяют времени чтению со своими детьми, многие вообще считают это занятие несерьезным, пустой тратой времени, а есть такие, которые просто не знают, как организовать домашнее чтение. Поэтому очень большую роль в работе по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы играет взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями своих воспитанников. В ходе работы воспитателя с родителями, решаются следующие воспитательные задачи: повышение уровня компетенции родителей в воспитании грамотного читателя; возрождение традиции семейного чтения осознание родителями ценности чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха; расширение представлений родителей о детской литературе.
В работе с родителями в данном направлении можно выделить такие формы, как: досуговые, познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные.
Цель информационно-аналитических формы организации общения с родителями является: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; наличие у родителей необходимых педагогических знаний в сфере приобщения детей к художественной литературе; изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам, это
-проведение опросов, бесед;
-анкетирование;
-интервьюирование.
На повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения, способствующие изменению их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи, направлены познавательные формы. Кроме того, эти формы помогают познакомить родителей с приемами и методами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста, психологического развития, а также интересов детей. На данном этапе мы можем помочь родителям научиться ориентироваться в мире детской литературы, рекомендовать списки литературы для прочтения ребенку данного возраста; провести индивидуальные беседы, консультации, например: «Что детям читать дома», «Где живут сказки», «Учим с ребенком стихи» и т. д.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это могут быть: - литературные викторины, КВН;
- праздники и развлечения;
- литературные вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов;
- тематические конкурсы чтецов;
- благотворительные акции.
Наглядно - информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения; пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, объективно видеть деятельность воспитателя. Это возможно через проведение:
- открытых занятий по чтению художественной литературы;
- семинаров-практикумов;
- тематических выставок;
- творческих фестивалей
А также создание оформление :
- фотоотчетов об экскурсиях и занятиях в библиотеке;
Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.
Так, в результате проведенного в МАДОУ «Детский сад № 47 исследования было установлено: только 42% родителей периодически читают книги своим детям, 33% знают перечень художественных произведений для чтения дошкольникам 3–7 лет в семье и дошкольной образовательной организации; детскую библиотеку посещают (вместе с детьми) 25% родителей. Полученные данные свидетельствуют о том, что родители либо не придают значения роли книг в процессе развития детей, либо надеются на то, что ребенок приобретет необходимый читательский опыт в детском саду, либо не знают о том, что формирование будущего читателя начинается очень рано - уже в дошкольном возрасте.
Однако если своевременно не заниматься этим вопросом, то сформировать у ребенка потребность в чтении в начальной школе будет трудно, а в большинстве случаев — невозможно.
Задача формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста тесно связана также с важной проблемой по борьбе с всеобщей неграмотностью. Известный педагог С. А. Тангян считает, что преодолеть функциональную безграмотность возможно, если человечество сосредоточится на профилактике этого явления. И одним из путей решения данного вопроса является раннее систематическое приобщение ребенка к чтению художественной литературы как в семье, так и в ДОО.
Эффективным механизмом взаимодействия родителей с сотрудниками детского сада по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг может стать система социального партнерства. Именно семья с ее неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, стилем внутрисемейных отношений, нравственной направленностью, любовью родителей, родных и близких обеспечивает детям защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие к родителям ребенка, склонного к подражанию, делают его особо восприимчивым к их воздействию.
Семья является уникальным ценностным инвариантом мира современной культуры.
Несмотря на кризисы, которые переживает и будет переживать семья, именно ей принадлежит ведущая роль в образовании, приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям.
Учитывая это, педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад №47» в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования большой акцент делает на формирование у детей интереса и потребности в чтении, объединяя образовательные ресурсы ДОО с ресурсами семьи и тем самым обеспечивая содействие психическому развитию ребенка 3–7 лет.
Родители воспитанников получают профессиональную поддержку со стороны воспитателей и специалистов детского сада. Так, воспитатели групп ДОО проводят ежеквартально совместные тренинги для педагогов и родителей, направленные на сплочение участников совместной деятельности для достижения поставленных целей («Сильная команда»). Это сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Оно позволяет как нельзя лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении трудностей в поведении, формировании ценностных жизненных ориентиров.
Учитывая возрастные закономерности и решая задачи, связанные с содействием развитию личности ребенка дошкольного возраста при формировании у него интереса к чтению художественной литературы, педагоги ориентируются на то, что может сделать семья, а что — коллектив детского сада. Так, ежеквартально педагоги и специалисты ДОО собираются за круглым столом вместе с творческими, инициативными родителями и совместно обсуждают новые формы приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг.
В ходе одной из таких встреч очень живо и интересно прошел диспут на тему «Существует ли кризис детского чтения?». Кроме того, педагоги познакомили родителей с содержанием одного из направлений развития и образования детей — художественно-эстетическим развитием, которое предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». А также подготовили годовой перечень художественных произведений для чтения детям в семье и ДОО.
Для эффективного решения задачи приобщения дошкольников к чтению (восприятию) книг был заключен договор ДОО с городской детской библиотекой, разработан совместный план еженедельных тематических встреч для детей и родителей (в выходные и будние дни). В группах организована соответствующая предметно-развивающая среда, еженедельно проводятся выставки рисунков на тему «По страницам любимых книг».
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Включение в содержание дошкольного образования регионального компонента предполагает знакомство с историей, культурой, традициями, искусством формирования в детях чувства любви, сопричастности к малой родине.
Для решения этой образовательной задачи в ДОО был организован конкурс чтецов по теме «Мордовия –мой край родной», который прошел в рамках Недели детской книги. Также в ДОО прошел вечер встречи «Мои любимые детские книжки», в ходе которой родители и воспитанники с воодушевлением рассказывали о своих любимых произведениях. Кроме того, на родительских собраниях родители делятся опытом приобщения детей к чтению (восприятию) книг.
Продолжением деятельности в этом направлении стала организация в ДОО фотоконкурса «Книга в кругу семьи», реализация проекта «Домашняя библиотека» и других творческих замыслов.
Подводя итоги, можно говорить об эффективности проведенной работы: число родителей, заинтересовавшихся данной проблемой и принявших активное участие в ее решении, увеличилось в два раза. Разумеется, это только начало работы по взаимодействию семьи и детского сада с целью формирования у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Обобщая накопленный опыт, педагогический коллектив ДОО стремится усовершенствовать предлагаемую модель социального партнерства.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. : Просвещение, 2002
2. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи…[Текст] : методика приобщения детей к чтению/ - М. : Линка-Пресс, 2003.-176с.
3. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя [Текст] : литературно-художественное развитие детей 3-5 лет/ - М. : Чистые пруды, 2005.-32с.
4. Куликовских Н. Увлечь книгой [Текст]/ Н. Куликовских //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. - С. 33-40.
5. Микляева Н. В., МишинаТ. С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст] : метод. пособие/ - М. : Айрис-пресс. 2005.- 80с.
6. "Дошкольное воспитание " : № 4 - 2006 год, № 10 - 2007 год.
7. "Дошкольная педагогика" : № 2, 5 - 2010 год
8. Миронова М. "Как научить ребенка любить литературу" "Дошкольное воспитание" - 2005 год, № 5.