Наталья Пронина
Взаимодействие с родителями воспитанников по формированию экологической культуры у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями воспитанников по формированию экологической культуры у детей
Современное общество в значительной степени обусловлено бурным развитием естественных наук. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость.
На этапе дошкольного детства складывается основное мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, если родители, являющиеся первыми учителями своих детей, сами обладают экологической культурой : понимают всеобщие проблемы, показывают ребенку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Публикация «Взаимодействие с родителями воспитанников по формированию экологической культуры у детей» размещена в разделах
Формирование экологической культуры дошкольников невозможно без участия родителей, поскольку они являются ближайшим социальным окружением ребенка. В семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система ценностей, потребностей, интересов и привычек.
С целью экологического развития детей дошкольного возраста мы реализуем целую систему взаимодействия ДОО и семьи в рамках данного направления.
Основной формой работы с родителями в вопросах экологического воспитания детей являются экскурсии в природу. Мы организовываем вместе с детьми и родителями подкормку птиц, сооружаем кормушки, проводим сбор плодов и семян и так далее.
Мы также устраиваем совместные с родителями походы : за грибами, ягодами, на рыбную ловлю. Здесь родители показывают детям, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к природным богатствам.
Одним из самых эффективных средств в формировании экологической культуры детей является семейное чтение произведений о природе, жизни животных и растений, которое дает возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребенка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения мы разработали целую библиотеку в группе, в которую вошли произведения Тургенева, Пришвина, Бунина, Тютчева, Бианки, Чарушина и др., раскрывающие перед маленькими слушателями мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
Формированию заботливого отношения к окружающей среде способствуют также совместные с родителями игры на природе, коллекционирование марок, открыток, постеров с изображением явлений и объектов природы, совместное участие в природоохранных мероприятиях, конкурсах.
Особой популярностью у наших воспитанников и их родителей пользуются конкурсы. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, «Турнир знатоков природы», который мы проводили, включал несколько этапов:
1. Конкурс «Тайны нашей природы», в котором родителям совместно с детьми требовалось выдвинуть собственную гипотезу относительно разгадки одной из тайн природы родного края.
2. Конкурс рисунков «Сохраним свою природу», в ходе которого родителям совместно с детьми предлагалось нарисовать плакаты, рисунки, постеры и т. д. на данную тему.
3. Конкурс рассказов на тему «Красная книга», где родители совместно с детьми рассказывали о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги.
4. Заключительным этапом конкурса стало создание выставки книг о природе, которые родители своими руками делали вместе с детьми.
Таким образом, благодаря взаимодействию ДОО и семьи дети понимают и учатся рационально использовать богатства природы и беречь ее несравненную красоту, так как любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека.