Зухра Раимовна Тураманова
Творческий проект по формированию основ экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект по формированию основ экологической культуры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории №59 «Лакомка» с. Кулешовка, Азовского района, Ростовской области
Творческий проект по формированию основ экологической культуры
"В гостях у феи Экологии"
Творческий проект по формированию основ экологической культуры
Публикация «Творческий проект по формированию основ экологической культуры» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
"В гостях у феи Экологии"
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-исследовательский, долгосрочный
Время реализации проекта : октябрь 2016 г.
Участники проекта : воспитанники и
родители подготовительной группы «Машенька»
руководитель театральной студии-Шелест С. В. ,
инструктор по физической культуре - Орлова Н. Н. ,
музыкальный руководитель - Ан Т. Е.
Обоснование необходимости разработки проекта
«В гостях у феи Экологии»
Бурное развитие цивилизации на современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе. Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у подрастающего поколения экологического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал экологической культуры. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить детям и родителям занятие любимым делом и одновременно принести пользу окружающему миру.
Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта :
1. Образовательная:
Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе, сформировать представления об осенних изменениях в природе.
2. Развивающая:
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки,
-умственные операции обобщения и сравнения, при установлении причинно-следственных и временных связей между изменениями в неживой и живой природе.
- Способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов и сказок.
3. Воспитательная: сформировать основы экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Предполагаемый результат в работе с детьми:
Развитие у детей познавательной активности, интеллектуальное обогащение детей,через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в детском саду.
Предполагаемый результат в работе с родителями:
- Способствовать сплочённости родительского коллектива.
- Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Продукт проектной деятельности :
-Составление творческих рассказов и сказок на темы: «Сказки про овощи», «Как лесные жители готовятся к зиме», оформлениями книжек детьми и родителями.
- Организация выставок рисунков «До свидания лето, здравствуй Осень»,
«Осенний вернисаж»,
-поделок из природного материала «Что нам осень принесла!»
- Изготовление костюмов для детей совместно с родителями, для театрализованной постановки авторской сказки Шелест С. В. «Веселый огород».
-Совместное развлечение «В гостях у феи Экологии»
Совместное мероприятие для родителей с использованием ИКТ.
Компьютерная презентация –«Природа в жизни вашей семьи».
Работа по проекту с родителями :
Консультирование родителей по теме проекта.
Помощь в оформлении презентаций, изготовлении костюмов
Домашнее задание:
Приготовить поделки или рисунки на выставку «Осенний вернисаж»
Работа по проекту с детьми :
1 этап. Организационный (подготовительный)
Задачи Формы работы Сроки
Разработка плана реализации проекта.
Выявить у детей имеющиеся знания о, степени заинтересованности детей данной темой. Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.
Составление диагностики.
Диагностирование детей. 1 неделя октября
1-3неделя
октября
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта Создание экспериментальной лаборатории «Почемучка» в группе.
Составление безопасных опытов и экспериментов с водой и воздухом.
Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.
Разработка конспектов НОД
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте Анкетирование родителей,
Подготовка театрализованной
постановки сказки «Веселый
огород»
1 неделя
октября
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, рассказами об осени, усилиями педагога, детей и их родителей.
Беседы
Консультации На протяжении всего проекта
2. Исследовательский (основной) этап проекта :
Вид деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Совместная деятельность
с родителями
Познавательное
развитие Опыты: «Воздух-неведимка»,
«На что похоже облако»,
Экспериментирование:
С красками :«Цвета осени», «Эксперты по воде», «Почему пожелтели листья», «Ветер осенью»,практикум «Свойства воздуха».
Беседы: «Таинственная гостья», «Почему день короче ночи», «Труд в природе осенью», «Погода и здоровье»
Наблюдения: «растения осенью», «ветер осенью», «осенние цветы», «рост растений осенью», «роща осенью», «листопад», «перелетные и зимующие птицы», «погода и одежда прохожих», «труд взрослых-подготовка цветника к зиме,пересадка растений» и т. д.
Игры-путешествия виртуальные: «Птицы осенью», «Осень в лесу», «Осень в поле, осень на лугу», «Как звери готовятся к зиме», «Животные осенью»
Дидактические игры:
«Кто лишний» по теме «Птицы», «Найди отгадку» Создание тематических компьютерных презентаций: «Осенние заботы»,
«Осень в Кулешовке», «Перелетные птицы»
«Природа в жизни вашей семьи».
«Как звери готовятся к зиме»
«Осень в поле, осень на лугу»
Речевое
развитие Чтение стихотворений :
В. Орлова «Листья», «Осенние задания», Н. Антонова «Желтой краской кто-то», В. Шульжик «Листоход», «Дятел»,А. Твардовский «Лес осенью»,А. Борсева «Осенний ветер»,
Сказки: В. Бианки «Синичкин календарь», «Октябрь»,
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»,
В. Зотова «Заяц-русак», «Лесная мозаика»,
Речевая игра «Продолжи предложение» по теме «Осень» подготовить загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.
Практическое задание:
«Готовим выставку книг о лесе»
Консультация: «Домашняя библиотека – книги об осени»
Социально-коммуникативное
развитие Дидактические игры:
«Превращения», «Что бывает осенью», «Что у осени в корзинке?», «Волшебный сундучок», «Что растет осенью»,
Сюжетно-ролевые игры: «Больница» -сюжет «Опасные грибы»
«Семья» -сюжет «На осенней прогулке», «Работаем на огороде»
«Библиотека»-сюжет «Готовим выставку книг о лесе»
«Магазин»- сюжет «Фрукты-овощи»
Беседы: «Почему Незнайка не гуляет», «Погода и здоровье» Совместное изготовление костюмов к
сказке «Веселый огород»
Круглый стол:
«Организация наблюдений в природе»
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!», «Журавли»
Подвижные игры:«Осенний марафон»,
Игры-эстафеты: «Лесная зверобика», «Самые запасливые»,
Игра-соревнование «Кто больше» Целевая прогулка с родителями «Осень в гости к нам пришла»
Художественно-эстетическое развитие Рисование:
«Осенние задания», «Осенние цветы»
«Портрет кленового листа», «Осенний натюрморт»
Рассматривание репродукций: И. Бродский «Опавшие листья»,Е. Зуева «Дары леса», И. Репин «Осенний букет»,М. Сарьян «Фрукты и овощи»,И. Левитан «Золотая осень», «Октябрь», «Осень. Туман», «Поздняя осень»,И. Остроухой «Золотая осень»,И. Грабарь «Хризантемы»
В. Бяльницкий «Задумчивые дни осени»
Компьютерная презентация «Осень глазами художника»
Аппликации :
обрывная «Осенние цветы», оригами с апликацией «Мухоморы»
Лепка : «Корзиночки с грибами», «Дары осени», рельефная- «Витрина магазина «Фрукты- овощи», рельефная- «Осень золотая»,
Музыкальные игры: «Зверобика», «Как поет лес»
3. Заключительный этап проекта :
Мероприятия Ожидаемый результат
Театрализованная постановка авторской сказки Шелест С. В. «Веселый огород».
Развлечение на тему: «В гостях у феи Экологии-волшебное осеннее превращение» Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.
Мониторинг дошкольников на определение знаний по теме проекта Выявление уровня знаний по теме проектирования.
Анализ результатов мониторинга дошкольников Подтверждение актуальности реализации данного проекта
Выставка совместных работ детей и родителей на тему «Осенний вернисаж»,
Конкурс поделок из природного материала «Что нам осень принесла!»
Выставка фоторабот по опытнической деятельности. Презентация результатов проекта
Оформление проекта Предоставление материалов для конкурса
Анализ результатов дошкольников
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Предложив экологически правильную ориентацию, изменили модель восприятия мира у наших детей, закрепляя сознание того, что человек – это не царь природы и не ее управляющий. Это один из многочисленных организмов планеты, который должен жить в согласии со многими жителями Земли. Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом мире, каждый делает с вою важную работу по сохранению и продолжению жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, которые могут в будущем найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, снизят число экологических катастроф и в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей планеты.
Проведённый нами мониторинг позволил нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Если на начало проекта дети имеют средний уровень,то при завершении проекта, показывают высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение, увлечены. Углубились знания детей о сельскохозяйственных работах, изменениях происходящих в жизни людей, растений и животных с приходом осени. В ходе реализации проекта дети познакомились с творчеством детских писателей, с авторскими сказками педагогов доу.
Анализ совместной деятельности с родителями
Повысился интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, разработаны разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей: родительские собрания, анкетирование, конкурсы, беседы, совместные наблюдения, благоустройство участка для прогулки, создание презентаций, фотоальбомов. Родители были активными участниками воспитательно- образовательного процесса- активно принимали участие в разных конкурсах. Проведение утренника также проходило при участии родителей: созданы видеозаписи, фотоальбомы. Самые активные родители были награждены грамотами «Помощники природы». Силами родителей и воспитателей было проведено родительское собрание совместно с детьми.
Вывод: Таким образом считаем, что проект удался, совместная познавательная деятельность принесла радость детям и взрослым, дети учатся выслушивать высказывания взрослых, сверстников; вежливо обращаться друг к другу, бережно относиться ко всему живому. Взрослые и дети сблизились, родители больше узнали о способностях и возможностях своего ребенка. Также родители получили советы по экологическому воспитанию детей и рекомендации для успешной реализации экологического воспитания во время совместных прогулок с детьми.
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта
«В гостях у феи Экологии»
Тематический период
Задачи Специально-организованная деятельность Совместная деятельность взрослых и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов
1неделя октября
«Ходит осень у ворот»
Обратить внимание детей на сезонные изменения в природе.
Познакомить с основными видами овощей и фруктов. Закрепить представления о «грибах съедобных и ядовитых»
Компьютерная презентация: «Осенние заботы»,
Беседа «Приметы осени»»
Игры-путешествия виртуальные: «Птицы осенью»», «Осень в лесу»
Творческая мастерская :
Рисование :«Осенний натюрморт», «Дары осени»
Лепка: «Корзиночки с грибами», «Дары осени»
Ручной труд: «Корзиночка» (бумагоплетение) Экспериментирование:
С красками :«Цвета осени», «Эксперты по воде», «Почему пожелтели листья», «Ветер осенью»,
практикум «Свойства воздуха».
Наблюдения: «роща осенью», «листопад», «перелетные и зимующие птицы», «погода и одежда прохожих»
Рассматривание репродукций: «Поздняя осень»,И. Остроухой «Золотая осень»
Дидактическая игры:
«Кто лишний» по теме «Птицы», «Найди отгадку»
Чтение художественной литературы:
стихотворения :«Дятел»,
А. Твардовский «Лес осенью», А. Борсева «Осенний ветер»,
Сказки: В. Бианки «Синичкин календарь», «Октябрь»,
В. Зотова «Заяц-русак», «Лесная мозаика»,
Речевая игра «Продолжи предложение» по теме «Осень»
Сюжетно-ролевые игры:
«Библиотека»-сюжет «Готовим выставку книг о лесе», «Семья»-сюжет «Прогулка в лес»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!», «Журавли»
Подвижные игры:«Осенний марафон»,
Игры-эстафеты: «Лесная зверобика», «Самые запасливые»,
Игра-соревнование «Кто больше»
Музыкальные игры: «Зверобика», «Как поет лес»
2неделя октября
«Золотая осень» Учить детей правильно называть предметы, их качества, цвет, учить образовывать существительные с помощью суффиксов. Расширить и активизировать словарь по теме. Беседы: «Таинственная гостья»,
«Почему день короче ночи»,
Пересказ сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»,
Инсценировки:
авторских сказок З. Р. Турамановой - «Донской лесной доктор»,«Лес донской осенью»
Компьютерная презентация «Осень глазами художника»
Оригами с аппликацией «Мухоморы»
Лепка рельефная- «Осень золотая»,
Рисование: «Портрет кленового листа», «Осенний натюрморт» Опыты: «Воздух-неведимка» ,
«На что похоже облако»,
Дидактические игры:
«Превращения», «Что бывает осенью»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Во саду-садочке»
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений :
В. Орлова «Листья», «Осенние задания», Н. Антонова «Желтой краской кто-то», В. Шульжик «Листоход»,
Рассматривание репродукций:
И. Левитан «Золотая осень», «Октябрь», «Осень. Туман», Наблюдения:
«осенние цветы», «рост растений осенью».
Наблюдение за опаданием листьев (падая шуршат,разнообразие красок)
Наблюдение за пасмурным небом (солнце спряталось за тучи, стало холодно)
Подвижные игры: «Лесная зверобика», «Беги к тому что назову», «Дерево,куст,кочка»,
«Огуречик-огуречик»
Сюжетно-ролевые игры: «Больница» -сюжет «Опасные грибы»
«Семья» -сюжет «На осенней прогулке»,
3неделя
«Что нам осень принесла?» 1Обратить внимание детей на сезонные изменения в природе
Познакомить с основными видами овощей и фруктов
2. Развивать структуры объектов природы (растения, животные)
Беседы: «Почему Незнайка не гуляет», «Погода и здоровье» Беседа: «Что выросло в нашем огороде»(об овощах и фруктах)
Рисование: печатание листьями «Разноцветная осень»
Аппликация коллективная
«Листопад, листопад-листья по ветру летят» (обрывная)
Лепка: «Витрина магазина «Фрукты- овощи»
Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Что нам осень принесла!»
Театрализованная постановка авторской сказки Шелест С. В. «Веселый огород».
Экспериментирование:
С красками :«Эксперты по воде», «Почему пожелтели листья».
Наблюдение за цветами на клумбах. Беседа о красоте цветов, прощанье с цветами.
Наблюдение – осенние цветы (хризантемы, сентябрята и др.)
Рассматривание репродукций:
М. Сарьян «Фрукты и овощи»,
И. Бродский «Опавшие листья»,
Е. Зуева «Дары леса», И. Репин «Осенний букет»,
Дидактические игры:
««Что у осени в корзинке?», «Волшебный сундучок», «Что растет осенью»
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин-«Листопад»,
«Лесные сказки»
»Дикие лебеди»
К. Бальмонт-«Осень»
Сюжетно-ролевая игра:
«Магазин»- сюжет «Фрукты-овощи»
Пальчиковая гимнастика: «Вышли пальчики гулять», «Капуста», «Дедушка Рох посеял горох»
Подвижные игры:
«Что нам осень принесла?», эстафеты «Собери яблоки», «Веселый огород»
3неделя октября
«О чем нам осень рассказала» Расширить у детей знания и представления о признаках осени. Поддерживать интерес к наблюдениям за растениями, учить определять силу ветра, дополнить представления о сезонных изменениях, характерных для осени. Формировать эстетические представления о природе, интерес к живописи.
Углублять знания детей об осенних полевых работах,развивать познавательный интерес.
Беседы:«Труд в природе осенью», «Погода и здоровье», «Рост растений осенью»
Игра-путешествие виртуальная: «Осень в поле, осень на лугу», «Сельскохозяйственные работы в поле осенью»
Рисование:
«Падают, падают листья в нашем саду листопад»,
«Осенние цветы»
Развлечение на тему: «В гостях у феи Экологии-волшебное осеннее превращение» Экспериментирование:
«Ветер и осенние листья»
Игры с вертушками
Дедуктивные наблюдения: «труд взрослых-подготовка цветника к зиме, пересадка растений»
Целевая прогулка «О чем нам осень рассказала» :беседа «Таинственная гостья» ,сравнительное наблюдение «Признаки осени».
Рассматривание репродукций: «Поздняя осень»,
И. Остроуховой «Золотая осень»,
И. Грабаря «Хризантемы»
Дидактические игры:
«Фрукты-ягоды», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Превращения», «Найди отгадку»
Чтение художественной литературы:
Сюжетно-ролевая игра:
«Магазин»-сюжет «Покупем одежду для осени»
«Детский сад»-сюжет «Осенины»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Под зеленой под горой»
Подвижные игры:
«Собери картошку ложкой», «Листопад», «Прилетел ветерок»,«Гуси-лебеди», «Перелет птиц».
4 неделя октября
Развивать способность переживать чувство радости от общения с растениями животными)
Сформировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, через видение удивительного в простых и обыденных вещах (предметах) нашей жизни, в природе Игры-путешествия виртуальные:
«Как звери готовятся к зиме», «Животные осенью»
Беседа «Поздняя осень»
Рисование –«Грустная осень»
Выставка детских рисунков: «Осенний вернисаж»
Музыкальное развлечение
«Осень золотая» Экскурсия по территории детского сада. Рассматривание живых цветов, иллюстрации, стихи о цветах
Наблюдение листопада,
Прощание с листьями, сбор гербария
Рассматривание репродукций:
И. Остроухой «Поздняя осень»,
В. Бяльницкий «Задумчивые дни осени»
Дидактические игры:
«Где спрятались матрешки»
«Найди, о чем расскажу»
«Узнай по запаху»
Чтение художественной литературы:
А. Плещеев «Осень»,М. Пришвин «Листопад»,В. Бианки «Листопадничек»,
Сюжетно-ролевая игра: Предварительная работа к сюжетно- ролевой игре «Ярмарка»,
«Салон красоты» - сюжет «подготовка к празднику
Пальчиковая гимнастика:
«Мы лесами шли густыми»
«На траве лежит козленок»
«Во саду-садочке»
Подвижные игры:
«Что нам осень принесла», «Мы веселые ребята», «Перелет птиц», «Затейники», «Раз, два, три, осенняя фигура замри»