Татьяна Георгиевна Редикульцева
НОД по формированию у дошкольников основ экологической культуры «Среда обитания диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал рассчитан для дошкольников подготовительной к школе
Автор: Редикульцева Татьяна Георгиевна, воспитатель.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Цель:
познакомить детей с понятием "среда обитания".
Задачи:
1. Формирование первичных представлений о среде обитания диких животных.
2. Развивать у детей способности природоохранной деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «НОД по формированию у дошкольников основ экологической культуры „Среда обитания диких животных“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Демонстрационный материал:
глобус, плакат с изображение природы (пресный и соленый водоем, лес, луг, небо, жилище человека, мнемотаблица для описательного рассказа птицы, ребенок в костюме крота, аудиозапись из к/ф "Красная шапочка".
Материалы к дидактической игре "Обитатели водной среды":
морской заяц, осетр, бобр, морж, гренландский кит, акула, щука, карась, лягушка.
Материалы к дидактической игре "У каждой птицы свой дом":
жаворонок, трясогузка, аист, цапля, воробей, голубь, синица, ворона, дятел, глухарь, сова.
Словарная работа:
среда обитания, водная среда обитания, наземно-воздушная среда обитания, почвенная среда обитания.
Предварительная работа:
просмотр картинок (фотографий) животных, птиц, рыб и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизни в природе.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель подводит детей к глобусу и спрашивает:
- Что это? (ответы детей)
- Чей это дом? (ответы детей)
- Кто живет на планете Земля? (ответы детей)
- Где живут рыбы? (ответы детей и показ океанов, морей, рек, озер)
- Где живут животные и люди? (ответы детей и показ материков, островов)
- Где живут птицы? Где летают птицы? (ответы детей)
- Где живут дождевые черви? (ответы детей)
На нашей планете Земля все живые организмы имеют свою среду обитания. Среда обитания - это дом для животных и растений. Всего существует три среды обитания:
1. водная (океаны, моря, реки, пруды, озера, болота);
2. наземно-воздушная (поверхность земли и воздух над землей);
3. почвенная (верхний тонкий слой почвы - земли).
Давайте посмотрим, какие животные и растения живут в каждой среде обитания.
1. Водная среда обитания.
- Как вы думаете, кто может жить в водной среде обитания? (ответы детей)
В водной среде обитают или живут все водные жители. Все они приспособлены к водной среде. А как - мы сейчас это обсудим.
- Посмотрите кто это? (показ фото морского зайца)
В природе морские зайцы являются крупными ластоногими.
Внешний вид:
- крупный морской зверь с очень толстой кожей. А зачем ему толстая кожа? (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).
- Обладает мощными челюстями, но мелкими зубами. Они некрепкие и быстро разрушаются. Зачем морскому зайцу мощная челюсть? (она ему нужна для добывания пищи и защиты от врага).
- Морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими и длинными щетинами-усами.
- Наружных ушей нет и глаза маленькие. Почему, как вы думаете? (он обитает в водной среде, где вода может попасть в уши и глаза).
- Передние ласты очень близко расположены к плечам и приспособлены к движению на суше и в воде.
- Главная сложность жизни водных обитателей то, что они могут получать достаточное количество кислорода только из воздуха, поэтому многим животным нужно, время от времени выныривать из воды за кислородом.
- Посмотрите, а это кто? (показ фото сибирского осетра)
Давайте рассмотрим внимательного нашего сибирского осетра.
- Как вы думаете, что ему помогает плавать в воде? (форма тела, хвост, плавники, подвижный скелет)
- А вы знаете, что животные водоемов используют свой хвост в качестве руля! Кто это может быть? (бобр, рыбы)
- Чем дышит рыба под водой? (жабрами)
Все обители водной среды делятся на морских и пресноводных жителей. В морской воде (океаны, моря) обитают только животные и рыбы, приспособленные к ней: моржи, морские зайцы, гренландские киты, акулы. В пресной воде (реки, озера, пруды, болота) только обитатели, приспособленные к ней: бобры, осетры, щуки, караси, лягушки.
Дидактическая игра "Обитатели водной среды"
Воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением обитателей водной среды (морской заяц, сибирский осетр, бобр, морж, гренландский кит, акула, щука, карась, лягушка).
Задание: Ребята, предлагаю вам каждому по очереди взять по одной картинке, показать ее нам и рассказать о том кто на ней изображен, где обитает в пресной или соленой воде, а затем прикрепить изображение к нужной части плаката.
2. Наземно-воздушная среда обитания.
Животные в наземно-воздушной среде обитания передвигаются по почве (еж, заяц русак) или по воздуху (птицы, насекомые, а растения с помощью корней держатся (укореняются) в почве.
- Ребята, как вы думаете, с помощью чего дышат животные в наземно-воздушной среде? (У всех животных есть легкие, что позволяет им дышать воздухом) Попробуйте вдохнуть полную грудь воздуха и почувствуйте, как ваши легкие наполнились воздухом!
- Растения усваивают кислород из воздуха с помощью листьев и корней. На каждом листочке есть очень маленькие устьица, с помощью которых растения дышат.
- А как птицы приспособились к полету? У всех птиц обтекаемая форма тела, что способствует быстрому полету в воздухе. Перья у птиц покрывают тело полностью и сглаживают их форму, ноги во время полета обычно втягивают или сильно прижимают к животу - поэтому птицы превосходят всех других животных в быстром полете.
- Каких птиц мы можем встретить на улицах города, в парках? (ответы детей)
Дидактическая игра "У каждой птицы свой дом"
Воспитатель выкладывает на стол картинки с изображением птиц (жаворонок, трясогузка, аист, цапля, воробей, голубь, синица, ворона, глухарь, сова, дятел).
Задание: Ребята, предлагаю вам каждому по очереди взять по одной картинке, показать ее нам и рассказать о том, кто на ней изображен, где живет птица, а затем прикрепить изображение к нужной части плаката.
По мере необходимости пояснения воспитателя:
- жаворонки и трясогузки всегда строят свои гнезда и кормятся только на земле, в отличие от других птиц обитают на лугах и полях;
- аисты и цапли добывают себе пищу с поверхности земли, со дна неглубокого водоема или влажной земли, поэтому у них длинные голенастые ноги и тонкие без перепонок пальца и длинный клюв, обитают на болоте и побережье водоемов;
- воробьи, голуби, синицы, вороны строят свои гнезда и селятся вблизи людей, кормятся семенами, ягодами, зернами, хлебными крошками;
- глухарь и сова всегда строят свои гнезда и кормятся только в лесу, поэтому у них острый клюв и цепкие когти.
Дети, а сейчас попробуем рассказать об одной очень интересной птице по схеме (мнемотаблица) и картинке с изображением птицы.
По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах. Например, о дятле. Это птица дятел. Дятел живет в лесу. Дятел - небольшая птица. У него небольшие крылья, длинный хвост. Клюв длинный и крепкий. У дятла голова, крылья, хвост – чёрные с белыми пятнами, грудка белая, а брюшко красное, на голове тоже красное пятно, похожее на красный берет. Дятел питается насекомыми, личинками их яйцами, которые находятся под корой деревьев, а еще он любит ягоды и орехи.
- Догадались, для чего дятлу нужен мощный и сильный клюв? (ответы детей).
Музыкальная физкультурная минутка с использованием песни из к/ф "Красная шапочка".
3. Почвенная среда обитания.
Почвенная среда обитания - это дом для червей, насекомых, кротов, землеройки и других животных, которые находят здесь все необходимое для своей жизни.
Почвенные обитатели имеют разнообразные приспособления:
- у растений это мощная корневая система;
- у животных различные особенности строения тела и покровов;
- у червей кожа выделяет слизь, чтобы быстрее передвигаться под землей.
Ребята к нам пришел гость, посмотрите кто это?
(В гости к детям приходит переодетый ребенок в костюме крота.)
- Здравствуй крот, расскажи нам, где ты и как живешь?
Ребенок рассказывает, что крот живет под землей, у него короткие и сильные лапы с большими когтями, потому что так удобней копать. Крот ничего видит, но зато хорошо слышит и чувствует запах. Шкурка крота покрыта гладкой и короткой шерсткой черного цвета. Крот питается подземными насекомыми, червями, мышами, ящерицами. Под землей он обустраивает себе дом, который устилает сухой травой. Прокладывает различные ходы. По одним он пробирается к водопою, корму и своему гнезду, а другие служат ловушками для насекомых. Крот устраивает себе гнездо на глубине около 2 метров.
Воспитатель и дети благодарят героя за рассказ о кроте.
Рефлексия:
- Что нового для себя сегодня узнали?
- Что такое среда обитания?
- Какие бывают среды обитания?
Литература:
1. Горькова Л. Г. ,Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М. : ВАКО, 2005. - 240 с.
2. Материалы ко второму изданию Красной книги Тюменской области / ООО «ТюменНИИгипрогаз» ; гл. ред. С. Н. Гашев. — Тюмень, 2013. — 190 с. — 300 экз.
3. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.
4. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Руководитель авторского коллектива Н. В. Федина. - М. : Просвещение, 2015. — 235 с.