МААМ-картинки

Взаимодействие с родителями по социальному развитию дошкольников

Надежда Макавеева
Взаимодействие с родителями по социальному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Задачи именно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с родителями. (О разработке модели взаимодействия ДОУ и родителей в соответствии с ФГОС ДО можно прочитать в этой статье).

Публикация «Взаимодействие с родителями по социальному развитию дошкольников» размещена в разделах

Цель взаимодействия – объединение усилий ДОУ и семьи для социального развития личности ребенка.

Задачи:

— приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;

— оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями осуществляется по нескольким направлениям:

— Изучение условий жизни и психологического климата в семье

— Педагогическое просвещение родителей;

— Организация совместной деятельности семьи и детского сада

Первое направление – изучение педагогами условий жизни и психологического климата в семьях дошкольников, а также особенностей поведения детей в домашних условиях.

При посещении на дому обращается внимание на состав семьи (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная, ее культурный уровень, экономическое положение, санитарно-гигиенические условия проживания.

Кроме посещений на дому используется анкетирование, беседы специалистов ДОУ, воспитателей, заведующей, методиста с родителями на разные темы семейного воспитания.

Второе направление- анкетирование.

В некоторых детских садах появилась тенденция к неоправданно частому анкетированию, которое заменяет живое слово, беседу. К тому же, Вы должны знать, что неграмотно составленная анкета, не продуманные детально вопросы дают неверный результат, на основе которого делаются неправильные выводы.

I. Вопросы должны быть четкими, грамотными, корректными.

II. Обязателен анализ анкет.

Проведя анализ ответов анкетирования, бесед, посещений на дому, необходимо классифицировать семьи по нескольким категориям, например:

— семьи, которые нуждаются в педагогической помощи;

— семьи, способные поделиться опытом социального воспитания ребенка;

— семьи, которые могут оказать помощь детскому саду в организации различных видов деятельности (музыкальной, оформительской, творческой, трудовой).

Таким образом, создается банк данных о семьях воспитанников, где включена вся информация об их социальном и экономическом положении.

Далее составляется социальный паспорт группы.

Структура социального паспорта группы :

1. Социальная среда района : общая характеристика района и характеристика окружения ДОУ.

2. Социальная характеристика группы: Общие данные о родителях воспитанников и информация по социальным категориям.

3. Влияние педагогов на окружающий социум : просветительская работа и взаимодействие с другими организациями.

4. Методическая база: используемые методики и материалы, методические рекомендации, пособия; профессиональная подготовка педагогов в вопросах социального развития личности дошкольника.

В структуру социального паспорта входят :

• Описание и анализ того социального окружения, в котором находится ДОУ и которое может быть педагогически целесообразным или негативным. Указываются адрес детского сада, информация о районе, названия близлежащих улиц, наличие магазинов, школы, социальных и культурных учреждений, имеющиеся достопримечательности. Необходимо дать небольшой социальный срез жителей района и отметить криминогенную обстановку в районе.

Социальная характеристика группы, где должно быть отражено количество детей, их дифференциация по возрасту, количество полных, неполных, неблагополучных детей, дети-сироты, опекаемые несовершеннолетние.

Взаимодействие с другими организациями и просветительская работа. В данном разделе указывается взаимосвязь со школой, библиотекой, музеем, инспекцией по делам несовершеннолетних, специалистом по охране прав детства, а также активная работа с родителями и жителями района через консультационно-информационную работу.

• Профессиональная и методическая подготовка педагогов группы. В разделе указываются программы и методики, которые используют педагоги. Дается информация о кадровом составе учреждения (социальный педагог, психолог и др., о повышении профессиональной квалификации на курсах, семинарах. В качестве приложения к паспорту составляются список литературы по теме.

Второе направление связано с педагогическим просвещением родителей.

В семейной сфере, в отличие от профессиональной, где существует система повышения квалификации, нет специально организованной службы психолого-педагогического сопровождения родительства как социально-образовательного института. Функция педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, на современном этапе возложена на дошкольные образовательные учреждения.

Педагогическое просвещение включает практическое применение и теоретическую грамотность человека в вопросах образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

Кстати, кроме просвещения родителей по социализации дошкольника, нужно уделять внимание речевому и познавательному развитию ребенка, так как эти три направления взаимосвязаны.

Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах социализации дошкольников могут использоваться разные формы работы: лекции, групповые и индивидуальные консультации для родителей, семинары-практикумы, мастер-классы, родительские конференции, создание папок-передвижек, буклетов, информационных листов, газет, памяток, видеотеки, аудиотеки и др. Желательно создать библиотечку педагогической литературы для родителей из цикла «Социальное развитие ребенка».

Одна из сложных форм работы – родительские собрания. Не секрет, что многие педагоги испытывают затруднения как при подготовке, так и при выступлении перед родительской аудиторией. Как правило, сначала идет доклад воспитателя на определенную тему, который он читает по бумажке. Это не только снижает восприятие, но и не добавляет уважения к педагогу. Текст лучше выучить наизусть, если есть проблемы с его пересказом. Или попробуйте этот текст перевести на доступный Вам и родителям язык. Найдите примеры из жизни группы, они очень помогут установить контакт. Подберите педагогическую литературу, статьи из журналов, которые Вы им дадите на дом.

Сейчас рекомендуют проводить родительские собрания в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др.

Очень хороши семинары-практикумы и мастер-классы, где Вы говорите о важности социальной стороны развития ребенка и что-то разучиваете, показываете, как надо заниматься с ребенком. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.

Хороша и такая форма как «Родительская почта» или «Телефон доверия», это разновидность консультаций для родителей. К примеру, в раздевалке 2 ящика – один для вопросов, другой для ответов. У родителей не всегда есть время с вами поговорить или они стесняются о чем-то спросить. А Вы, может быть, не всегда готовы сразу ответить. Такая форма даст Вам возможность посмотреть специальную литературу, обратиться к психологу, логопеду, методисту. Вопросы могут быть анонимны, тогда Вы, отвечая, пишите: «Ответ на вопрос такой-то».

Консультации для родителей. Обычно они планируются и проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Цель консультации — усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Можете раздавать консультации в письменном виде. Например, в виде буклетов и листовок.

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Важно определить актуальную тему конференции («Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в социальном развитии ребенка»). К конференции готовятся выставки детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Значительным подспорьем в Вашей работе является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей, библиотека игр. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг и игр составляют аннотации новинок.

Следующим направлением в работе с родителями является организация совместной деятельности семьи и детского сада.

Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании взаимной поддержки.

Используются такие формы взаимодействия как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, организация клуба «Выходного дня», издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, защита семейных проектов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.

Остановимся на некоторых из них.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Желательно планировать целую систему семейных праздников, которые составят годовой праздничный круг. Пусть родители участвуют в общих играх, танцах, вместе с детьми отгадывают тематические загадки, ребусы.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

В результате такой целенаправленной работы педагогов происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.

К тому же, данный алгоритм взаимодействия с родителями можно применить ко всем образовательным областям ФГОС дошкольного образования.

Публикации по теме:

Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы Доклад: Взаимодействие с родителями по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной к школе группыУважаемые коллеги! Здравствуйте.

Конспект НОД по социальному развитию в средней группе «Прогулки по Саранску» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида» Конспект НОД по социальному развитию.

Конспект занятия по социальному развитию в первой младшей группе «Научим куклу Олю мыть руки» Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Научим куклу Олю мыть руки». Воспитатель: Соловьева Людмила.

Конспект занятия по социальному развитию в старшей группе «Я здоровье берегу» Коррекционно – образовательные задачи: закреплять знания о человеке, о том как сохранить здоровье, активизировать и систематизировать словарь.

Проект по социальному развитию детей раннего возраста (2–3 года) «Давайте дружить» Разработчик: Фадеева Ольга воспитатель 2017г Паспорт проекта: Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Тип проекта: социально-игровой.

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» Цель — формирование коммуникативной компетентности.

Из опыта работы «Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников» Статья. Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников. (из опыта работы)Для улучшения результата обучения плаванию.

Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (Слайд 2, 3) В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.

Взаимодействие с родителями для успешного художественно-эстетического развития дошкольников Взаимодействие с родителями для успешного художественно-эстетического развития у дошкольников Условием эффективного художественно – эстетического.

Конспект НОД по физическому развитию «Взаимодействие с родителями» для детей младшего возраста Игротека "Физкультура с мамой и папой" (с элементами тренинга) для детей младшего возраста руководитель по физическому воспитанию Филиппова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями по социальному развитию дошкольников
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 16:44
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с родителями по социальному развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Макавеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД