Лучший педагог года

Конспект занятия «Пуантилизм. Эйфелева башня»

Никитко Юлия
Конспект занятия «Пуантилизм. Эйфелева башня»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия: Знакомство с направлением в живописи «пуантилизм» и применение полученных знаний на практике.

Задачи:

Обучающие

- познакомить с направлением в живописи – «пуантилизм» и с особенностями живописной техники;

- познакомить с творчеством художников – пуантилистов;

- Выполнение рисунка башни с помощью шаблона в технике «пуантилизм».

Развивающие

- развитие воображения и творческих способностей;

- расширение кругозора учащихся в области изобразительного искусства;

- развитие умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

- совершенствование и развитие цветового видения.

Воспитательные

Темочки:

- воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности;

- воспитывать интерес к художественному творчеству.

Оборудование для воспитателя: мультимедийная презентация, таблички со словами, живописные работы учащихся в технике «пуантилизм», краски, кисти, бумага.

Оборудование для воспитанников: бумага, гуашь, кисти, палитра, баночка с водой.

План занятия:

Организационный этап

Мотивация учебной деятельности

Актуализация и открытие новых знаний

Практическая работа

Итог занятия. Рефлексия

Ход занятия.

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Вы уже готовы к занятию, кисти, краски, баночки с водой, палитры, работы находятся на столах.

2. Самоопределение к деятельности

- Сегодня мы будем выполнять наши рисунки в цвете. У каждого из вас есть 12 красок гуаши. Достаточно ли 12 цветов, чтобы создать красивую работу?

- нет.

- Как получить больше разных цветов и оттенков?

- смешивать краски на палитре.

- Как получить оранжевый цвет?

- смешать красную и жёлтую краски.

- Как получим зелёный цвет, если вдруг у нас его не оказалось?

- смешиваем синюю и жёлтую краски.

- правильно.

- Как получить фиолетовый цвет?

- смешать красную и синюю краски.

- Посмотрите на этот круг. Что особенного вы заметил?

- он состоит из жёлтых и красных точек, а если смотреть с некоторого расстояния, то он нам кажется оранжевым.

- Что вы можете сказать про этот круг?

- он нам кажется зелёным, а состоит из жёлтых и синих точек.

- Какого цвета этот круг?

- фиолетовый, состоит из красных и синих точек.

Смешение красок происходит, когда мы смотрим на эти круги, т. е. непосредственно в нашем глазу, но смотреть желательно с некоторого расстояния.

- А как вы думаете, можно таким образом получить много цветов и оттенков?

- Конечно можно. И есть такие художники, которые пишут картины именно точками. Сегодня на занятии мы познакомимся с необычным творчеством этих художников.

3. Изучение нового материала

В 19 веке возникло такое направление в живописи. Вы когда- нибудь слышали слово «пуанта»?

- Так называется обувь балерин. «Пуанта» в переводе с французского означает «точка». Подумайте, как можно назвать направление в живописи, сторонники которого работали точками или небольшими мазками? (ответы ДЕТЕЙ).

- Оно называется «пуантилизм». Художники этого направления считали, что путем оптического смешения (смешение в глазу зрителя при непосредственном восприятии) трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных можно получать большую яркость, чем путем механического смешения красок.

- Какие цвета называют основными?

- синий, жёлтый, красный.

- Почему их считают основными?

- потому что их нельзя получить при смешении, но если их смешивать, мы можем получить множество цветов и оттенков.

- Подробно о дополнительных цветах будем говорить, на другом занятии. А сейчас я скажу о них кратко. Дополнительные цвета в цветовом круге расположены напротив друг друга. Если эти пары смешивать, то получим серый цвет. Расположив рядом – получим яркое цветовое сочетание. Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстояния кажутся однотонными, а различные цвета сливаются в один цвет.

Данное направление было изобретено французским живописцем Ж. Сера. Давайте познакомимся с творчеством этого художника. Его называли художником чистого цвета.

Перед вами картина «Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт» (1884-1886т.)

- Посмотрите на эту картину, какие цвета вы видите?

(Ответы воспитанников)

- Цветовая гамма картины сочетает в себе фиолетовые, сиреневые, желтые, красные, белые и зеленые оттенки. Поэтому пейзаж достаточно яркий и насыщенный. Обратите внимание, что каждое большое цветовое пятно состоит из множества точек, разных оттенков и даже цветов.

- А какое настроение удалось создать художнику? Что вы почувствовали?

(Ответы детей)

- В целом, впечатление от картины остается положительное. Чувствуется нега, праздность, некоторая сонливость и леность выходного дня.

А сейчас мы с вами полюбуемся серией картин «Эйфелева башня. Как вы думаете, что побудило художника написать одну и ту же башню несколько раз? (ответы детей).

- В разное время суток, в разную погоду краски вокруг меняются. Художник старался уловить эту изменчивость и показать увиденную им красоту.

Творчество Ж. Сёра оказало большое влияние на его друга – художника Поля Синьяка, который тоже стал приверженцем пуантилизма.

На картинах Поля Синьяка мозаика точечных мазков отличается от замедленного ритма живописных изображений Сёра. Мазки то сближены, то чуть удалены друг от друга. Это придаёт картинам большую эмоциональность. Они просто завораживают своей красотой и необыкновенностью.

Когда долго рассматриваешь картины Поля Синьяка, словно наслаждаешься приятной музыкой. Недаром свои произведения он нумеровал, как музыкальные опусы, а серии пейзажей, дал подзаголовки "аллегро", "адажио». «Аллегро» - это быстрый темп в музыке. «Адажио» означает медленный темп.

Вот музыкальная картина «Опус 221. Адажио». Она наполнена спокойствием. Мы видим и чувствуем, как медленно садится солнце в тихую гладь моря. Спокойно море, размеренно и спокойно плывут маленькие кораблики. И даже угомонились, не порхают так динамично, как это свойственно творческой манере художника, мазки красок, а плавно, с лёгкостью, ложатся на поверхность холста.

Сюжет картин Синьяка состоит в основном из морских пейзажей, потому что он очень любил море и оставался восторженным моряком всю свою жизнь.

Картина «Порт в Марселе» привлекает своей цветовой гаммой. Изумрудные, синие, голубые розовые фиолетовые мазки создают настроение загадочности и ощущение морской свежести.

В картине «Жёлтая вуаль» мы очень хорошо видим, как взаимно обогащают друг друга жёлтый и фиолетовый, бирюзовый и розовый.

Следующий морской пейзаж написан крупными, фактурными мазками. Необыкновенно красивую игру красок можно рассмотреть на увеличенном фрагменте картины.

Поль Синьяк иногда изображал один и тот же мотив несколько раз, чтобы передать разное состояние природы. Так, например, он написал несколько вариантов сосен. Например, картина «Сосна в Сен-Тропе» 1909года. В центре картины художник изображает дерево с развесистой кроной, занимающее почти все пространство холста. Раскинувшись на фоне голубого неба, крона словно подчиняет все окружение своему движению. Вместо пастельных тонов, характерных для более ранних работ, появляются звучные контрасты синего, голубого, желтого, фиолетового, сиреневого, красного. Желтые мазки соседствуют с оранжевыми, оранжевые с красными, зеленые переходят, с одной стороны, к желтым, а с другой, к синим.

Вот другой вариант сосны. Здесь более яркие, контрастные цветовые сочетания.

Творческий, как и жизненный, путь Поля Синьяка был значительно длиннее, чем у его друга Жоржа Сёра, поэтому и картин дошло до нашего времени больше.

Есть и современные художники, работающие в стиле пуантилизма. Их картины также привлекают наше внимание ярким звучанием красок. Они часто используют не только основные цвета, но и смешанные.

Художник Шляхтин Стас даже назвал свою картину «Уроки Жоржа Сера». На этой картине изображены деревья в стиле пуантилизма.

Много работ в стиле пуантилизм создала художница Ольга Шангина.

Вот натюрморт с грушами Мазки довольно крупной, прямоугольной формы напоминают технику письма Поля Синьяка.

Очень оригинальны картины Валерия Веселовского. Крупные мазки округлой формы разных размеров и ярких цветов придают декоративность и сказочность работам.

Натюрморт Шестаковой Марины похож на мозаику, потому что выполнен круглыми мазками правильной формы и одинакового размера. (слайд №21)

Ребята нашей изостудии тоже пробовали работать в стиле пуантилизма.

Показываю работы учащихся.

4. Творческая практическая деятельность воспитанников

В произведениях художников – пуантилистов цвет - главный повествователь. Строй цветовых сочетаний помимо нашего сознания воздействует на нас определенным образом: навевает грусть, пробуждает беспокойство, наполняет воодушевлением, рождает умиротворение

Итак, я думаю, что вы догадались, каким образом мы будем выполнять наши работы в цвете. Кто может сформулировать задачу нашего сегодняшнего занятия?

- Сегодня вы не просто художники – живописцы, а художники – пуантилисты. Вы будете писать точками. Посмотрите, как это делаю я. Показываю фрагмент работы.

- Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон картины.

- В начале работы не кладем много мазков по предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.

Чтобы работа получилась интересной и вам и всем, кто будет её рассматривать, надо работать не только кистью и красками, а ещё и сердцем и душой. Вкладывать эмоции и настроение. Экспериментируйте с красками, больше работайте с палитрой. Мы с вами современные художники, поэтому можно применять и составные краски. Если вы хотите передать спокойствие, размеренность – какие цвета будете использовать? А если радость? Загадочность?

Ответы учащихся.

Как балерина на пуантах

Танцует кисть по полотну

Цвета, звучащие бельканто

Совьют мелодию одну.

И мозаичная картина

Вдруг соберется воедино.

Так в технике пуантилизма

Творил Синьяк и Жорж Сёра

И мы сподвигнимся сегодня

На пробу своего пера!

Итак, желаю вам творческих успехов!

Динамическая пауза.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо

Через левое ещё.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

6. Итоги занятия.

Рефлексия.

Итак, занятие подходит к концу. Можно поставить точку. Давайте это и сделаем в этом круге. Какого цвета Вы бы выбрали точку?

Красная – я работал с удовольствием.

Жёлтая – у меня всё получается.

Синяя – я сегодня узнал много нового.

Вот такое многоточие у нас получилось. А это значит, что нам с вами ещё многое предстоит узнать и многому научиться. Желаю творческих нам успехов!

Публикации по теме:

Фотозарисовки туристической поездки в Париж. Символ Франции — Эйфелева башняФотозарисовки туристической поездки в Париж. Символ Франции — Эйфелева башня Эйфелева башня — самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции, названная в честь своего.

Игровое занятия по легоконструированию «Башня» с детьми младшего дошкольного возрастаИгровое занятия по легоконструированию «Башня» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Способствовать развитию продуктивной деятельности (конструктивной); Программное содержание: Привлекать детей к совместному со взрослым.

Конспект нетрадиционного занятия «Ящерка» в технике пуантилизм. Рисование животных АфрикиКонспект нетрадиционного занятия «Ящерка» в технике пуантилизм. Рисование животных Африки Приветствую всех! Предлагаю Вашему вниманию занятие по рисованию "Ящерки", творческие идеи и работы детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Пуантилизм. Эйфелева башня»
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 12:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Пуантилизм. Эйфелева башня»» (включая файлы) размещена пользователем Никитко Юлия (УИ 1995780) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД