Ирина Хлопова
Технология взаимодействия с родителями в детском саду в соответствии с современными условиями жизни и требованиями ФГОС
▼ Скачать
Цель: Реализация технологии взаимодействия, с родителями обеспечивающей благоприятные социально-педагогические условия для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности.
Задачи:
- Педагогическое просвещение родителей.
- Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
Публикация «Технология взаимодействия с родителями в детском саду в соответствии с современными условиями жизни и требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
- Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Пояснительная записка
Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видит и понимает его взрослый. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по своему, то есть, как говорил психолог Д. Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Наблюдая окружающий мир, малыш, делает свои выводы, умозаключения, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями факторами. И иногда они верны, иногда ошибочны. Свои впечатления они отражают в играх и другой деятельности. Система отношений определяет характер личности, особенности его восприятия, поведенческих реакций. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений дошкольника с другими людьми формирует его систему внутренних отношений к миру. Программа становления отношений ребенка к миру ставится и изучается в исследованиях таких ученых, как Л. И. Божович, А. В. Запорожец, И. В. Дубровина, В. К. Котырло, Т. А. Репина и др. Значительную роль в становлении системы отношений ребенка «играет» ДОУ. Одной из основных задач детского сада является благоприятное развитие и воспитание ребенка. Поэтому семья это социальный институт, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной ее механизм – воспитание.
Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества воспитателей, родителей и дошкольников.
Примечательно, что сегодня дошкольные учреждения выполняют функцию связи семьи и общества, стремятся работать, как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей; социально-образовательную среду дошкольных учреждений учреждения и культурно-воспитательные силы других социальных институтов образования, прежде всего дошкольных учреждений.
За основу моей работы была взята программа Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др., 2011, соответствующая Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы и современным требованиям общества.
Одним из важных принципов реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Для эффективного сотрудничества с семьей мною была разработана технология взаимодействия, включающая в себя несколько этапов:
1 этап – предварительное знакомство (предварительная диагностика);
2 этап – планирование;
3 этап – реализация технологии через разные формы работы;
4 этап – итоговое диагностирование.
Рассмотрим подробнее все этапы технологии взаимодействия с родителями в старшей группе детского сада в соответствии с современными условиями жизни и требованиями ФГТ. Технология рассчитана на два года обучения: с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) к школе групп в ДОУ.
1 этап – предварительное знакомство (предварительная диагностика)
Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психолого-педагогической культуры, без изучения детско-родительских отношений. Диагностический блок включает социологическое исследование семьи, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной» почты, наблюдения:
• изучение состояния факторов социального развития ребенка, связанных с его семьей и др. (см. приложение №1 «Социальный паспорт группы»).
• методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи») (см. приложение №2 «Анализ структуры рисунка»).
На первом родительском собрания, которое, проводилось в сентябре все родители заполнили анкеты (см. приложение №3 «Анкеты для родителей №1 и №2). Результаты анкетирования выявили множество проблем. Для определения путей решения этих проблем я провела диагностику среди детей, чтобы выявить точнее у каких детей и родителей существуют проблемы (см. приложение№4 «Диагностическое исследование проблем воспитания дошкольников в семье»). Кроме того проводила наблюдение за всей группой детей и индивидуально. В процессе наблюдения подробно записывала действия и высказывания ребенка. Наблюдение происходило в разных условиях на игровых занятиях, во время свободной игры, на прогулке, также проводила наблюдение за взаимоотношениями ребенка и родителей во время утреннего приема в группу и вечернего прощания детей с группой. Особое внимание обращала на настроение ребенка и родителя, а также реакция ребенка на приход родителей.
В ходе наблюдения были выявлены дети неуверенные в себе, замкнутые, которые не проявляют на игровых занятиях активность. Все результаты зафиксированы в таблицах наблюдения. (см. приложение №5).
По результатам наблюдений было выявлено, что не у всех детей и родителей ласковые и добрые отношения друг с другом. Не всегда дети приходят из дома в хорошем настроении, не всегда радуются приходу родителя, не все скучают по своей семье. Также в ходе наблюдения были замечены дети неуверенные в себе, замкнутые, которые не проявляют на игровых занятиях высокую активность.
По результатам получается, что в группе есть дети, у которых есть проблемы в общении со сверстниками, а также в получении новых знаний и применении их на практике. Также сравнивая результаты наблюдений, которые практически совпали с результатами в диагностической карте, т. е. выявились проблемы у тех же детей, у которых встречались в наблюдении.
2 этап – планирование:
На основании исследований я создала оптимальную систему планирования по работе с родителями в соответствии с современными требованиями (см. приложение №7 «Перспективный план работы с родителями»).
В плане взаимодействия работы с родителями решались следующие задачи:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;
2. Изучение семьи и установление контактов с её членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
3. Снятие психо-эмоционального напряжения в процессе игровой деятельности совместно с детьми;
4. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, через организацию досуговой деятельности.
Родительский комитет принимал активное участие в обсуждении и утверждении перспективного плана на год.
3 этап – реализация технологии через разные формы работы:
В работе с родителями использую всевозможные методы и формы, как уже утвердившиеся в этой области, так и нетрадиционные:
1. Родительские собрания :
Кроме того к родительским собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов и жизни группы. Создаю мультимедийные презентации и видео фильмы о жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности от администрации ДОУ, воспитателей группы, детей. Наверное, поэтому родители охотно посещают собрания, зная, что здесь они найдут помощь и поддержку. (см приложение «Конспект родительского собрания «» № 10, 10.1 «Благодарность»)
2. Наглядная пропаганда: (см. приложение № 10.1) В приёмной нашей группы есть информационный центр, в который я помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Кроме того там помещается информация разного характера:
Характеристика возрастных и психологических особенностей детей;
План мероприятий для родителей на месяц (собрания, встречи со специалистами, праздники и т. д.);
Режим дня;
Расписание занятий;
Правила внутреннего распорядка;
Ежедневный отчет о жизни группы;
Доска объявлений (на уровне глаз родителей, обновлять содержание доски не реже одного раза в неделю, информация должна быть короткой, индивидуальные послания родителям должны иметь форму благодарности);
Информационные листки, в которых помещена инф-ция о событиях группы, сада, экскурсиях, рекомендации по проведению дом. заданий);
Записки родителям – благодарность, заметки о развитии ребенка и т. д.
3. Анкетирование: ;(см. приложение № 10.1)
4. Совместные проекты: Ежемесячно в группе проводятся тематические выставки. Работы выставляются не только детские, но и совместно с родителями. Также дети совместно с родителями дома, в свободное время выполняют интересные задания, изготавливают экологические паспорта; игровые макеты и многое другое; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; оформление фотовыставок «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»; совместное создание предметно – развивающей среды в группе; (см. приложение №11 фото-репортаж)
В связи с этим мною были запланированы и проведёны разные мероприятия предполагающие активное участие родителей : спортивный конкурс «Папа, мама, я - дружная семья», познавательный КВН «Ринг между родителями и детьми», концерты, походы на природу, экскурсии в краеведческий музей города, оформлении альбомов разной направленности, подготовка музыкальных и спортивных праздников, дней именинников, и т. д (см. приложение № 13 «Конспект спортивного конкурса «Папа, мама, я - дружная семья»)
5. Дни открытых дверей. Проводится не чаще 2-х раз в учебный год. Это знакомство с детским садом вновь прибывших детей, знакомство с работой инструкторов ЛФК, физкультуры, бассейна, руководителей музыки, кабинета Монтессори. Родителей приглашаем для участия в занятиях на социально значимые темы.
Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
4 этап – итоговое диагностирование:
Успешность ребёнка в развитии игровой деятельности позволяет отследить педагогическая диагностика. Педагогический анализ проводится два раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае) на основе изучения двигательного и игрового развития детей, которое состоит в подборе объёма и степени сложности упражнений для каждого ребёнка.
Технология проведения диагностического исследования, разработана в НИПКиПРО с опорой на методические пособия: методические советы к программе «Детство» (под общей ред. Т. И. Бабаевой, Л. М. Клариной, З. А. Михайловой); план-программа педагогического процесса в детском саду (под ред. З. А. Михайловой) и научно-методическое пособие «Мониторинг в детском саду» подготовленное коллективом кафедры дошкольной педагогике Института детства РГПУ им. А. И. Герцена; «Азбука общения»…. (см. приложение №16 «Педагогическая диагностика»).
Проанализировав опыт работы по данной теме, я могу сделать вывод, что:
1. 100 % родителей владеют знаниями об особенностях физического и психического развития ребенка.
2. 90% детей успешно закончили подготовительный класс (со слов учителя начальных классов).
3. 90% родителей заинтересованы во взаимодействии со своим ребенком, активно участвуют в совместной деятельности.
4. 90% созданы условия для развития организованности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми.
5. У родителей авторитарная позиция сменилась на партнерскую.
Таким образом, можно утверждать, что разработанная мною технология взаимодействия с родителями в старшей группе детского сада в соответствии с современными условиями жизни и требованиями ФГОС доказала свою эффективность и результативность.
.(см. приложение №6).
Для определения этих проблем мне пришлось выяснить, каковы семейные отношения у детей с родителями в домашних условиях?
Для этого организовала посещение ребенка на дому. Особенно обращала внимание на то, какие взаимоотношения у ребенка с родителями и другими членами семьи, на атмосферу в семье, взаимопонимание и многое другое, которое дало мне возможность сделать следующие выводы:
- у некоторых детей по результатам диагностической карты, а также в ходе наблюдения во время утреннего приема детей в группу и вечернего прощания с группой возникли проблемы в общении со сверстниками, и не существовало интереса к новому и др. Например у Леры М., и Ильи Л. –неблагополучные семьи, т. к. родители не занимаются своими детьми, они отстранены от ребёнка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. В эмоциональных отношениях преобладают элементы отвержения. Сфера чувств и переживаний закрыта для них. Плохо знают своих детей, но при этом их представления о ребенке достаточно адекватны. Поэтому и у детей возникают проблемы с получением новых знаний и общения со сверстниками.
-у Насти Г., и Славы Е. - родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, такие родители заняты решением своих проблем. Не занимаются с детьми, какими-либо развивающими играми, дети играют сами по себе. Поэтому у этих детей в графе «любознательность» существуют большие проблемы. (расшифровать по подробнее)
-у Алины К., и Егора К. - матери-одиночки, которые заняты зарабатыванием денег и времени на ребенка им не остается, дети становятся брошенными в отношении внимания, становятся замкнутыми. Из этого вытекают большие проблемы в благополучном воспитании ребенка.
-остальные семьи по результатам посещения семей на дому оказались благополучными. Здесь родители хорошо знают своих детей, реально оценивают их и их поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения. Они чувствительны к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.