Юлия Блинова
Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры
у детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена проблеме взаимодействия ДОУ с родителями по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Содержит информацию о современных совместных формах взаимодействия детского сада и семьи.
Публикация «Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: экологическое воспитание, взаимодействие, формы работы, родители, педагоги.
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольников. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.
Экологическое состояние нашей земли, отвергнутое отношение к этой проблеме со стороны мирового сообщества, создают большие предпосылки для рассмотрения этой ситуации со стороны педагогов. Отношение личности к окружающей среде, к самому себе и другим людям необходимо формировать со ступени дошкольного детства. Целью работы является становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. В процессе работы решаем следующие задачи:
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника;
• формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
• воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы.
Данную работу необходимо строить по двум направлениям: первое – формирование начал экологической культуры у детей, второе – развитие экологической культуры взрослых.
Современная модель взаимодействия ДОУ с семьёй основана на формировании межличностного общения, в результате которого у родителей формируется осознанное отношение к своим взглядам и установкам по воспитанию детей.
Одной из главных целей педагога ДОУ является помощь семье в воспитании детей. Необходимо строить работу по взаимодействию с родителями поэтапно :
1. продумать содержание и формы работы с родителями, проведение анкетирования;
2. установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений, планируя дальнейшее плодотворное взаимодействие;
3. сформировать у родителей более полное представление об образе своего ребёнка, посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье (как общается со сверстниками, как относится к труду, каких успехов достиг в продуктивных видах деятельности);
4. в беседах с родителями выяснить, какие существуют проблемы в воспитании детей.
Воспитание экологической культуры ребёнка без активного участия родителей невозможно. Семья и детский сад имеют свои функции и не заменят друг друга, но могут плодотворно взаимодействовать в вопросах экологического воспитания детей.
Формы взаимодействия педагога с родителями по формированию экологической культуры дошкольников.
В настоящее время при взаимодействии с родителями целесообразно использовать как традиционные, так и интерактивные формы. Традиционные формы проверены временем и направлены на педагогическое просвещение родителей. Оно может осуществляться в двух направлениях:
- внутри детского сада (с родителями воспитанников ДОУ);
- за пределами детского сада (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).
Использование интерактивных форм позволяет установить доверительные отношения с родителями, привлечь их внимание к ДОУ. При интерактивных формах работы процесс взаимодействия построен таким образом, что все участники образовательного процесса вовлечены в процесс познания и обсуждения. Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными. Например, обмен опытом семейного воспитания по экологическому воспитанию ребёнка, выработка общего мнения, сплочение группового коллектива (привлечение родителей к изготовлению скворечников и кормушек, атрибутов и костюмов для экологических праздников, озеленению участка группы) и др. Интерактивные формы строятся на основе диалога с семьями воспитанников.
Взаимодействие с родителями по формированию экологической культуры старших дошкольников реализуется через использование следующих форм работы.
1. Информационно-аналитические формы организации общения с родителями (опрос, анкетирование, мониторинг).
2. Досуговые формы организации общения призваны установить теплые неформальные отношения между воспитателями и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К досуговым формам работы можно отнести совместные с родителями тематические развлечения («День Земли», викторины «Знатоки природы», «Лес и его обитатели», фольклорные праздники («Русская берёзка», литературные вечера (по творчеству детских писателей – натуралистов В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, конкурсы детско – родительских поделок («Чудо с грядки», «Что нам осень подарила?») и экологических плакатов.
3. Наглядно-познавательные формы позволяют знакомить родителей с методами и приёмами экологического воспитания в ДОУ и условиях семьи. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, материал родительского уголка, организацию выставок и т. д. Основная цель данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами экологического воспитания детей в детском саду (группе). К ним можно отнести: запись на диктофон бесед с детьми о природе, видеозапись различных мероприятий (ООД, викторины, экскурсии, целевые прогулки по экологической тропе и др., фотографии, стенды, ширмы, папки – передвижки. На информационном стенде можно оформить «Уголок эколога» (или «Эколята - дошколята», где вниманию родителей педагоги представляют несколько рубрик («Экологические новости», «Музыка и природа», «Интересное рядом», «Природа глазами ребёнка», рекомендации («Прогулка с пользой», «Учимся наблюдать», «Птичья столовая»). Воспитатели могут организовать совместно с родителями выпуск экологической газеты («Берегите воду!», «Птицы зимой», «Лекарственные растения нашего края»). В разделе «Играем дома» родители узнают, какие игры и упражнения способствуют экологическому образованию детей («Что за чем», «Цепочки питания», «Кто, где живёт?», «Я знаю пять названий.», «Зимующие – перелётные»). Обязательно на стенде размещают информацию о достижениях детей.
Родителей воспитанников можно привлекать к участию в экологических акциях («Покормите, птиц зимой!», «Посади дерево», «Берегите ёлочку», «Первоцветы», они становятся активными помощниками педагогов и детей при подготовке и проведении акций.
4. Виртуальные формы работы. Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничества с детским садом, поэтому использование ресурсов сети интернет позволяет педагогам быть всегда на связи с родителями. Виртуальное взаимодействие осуществляется различными способами: ознакомление с новостями, информационно - консультативным материалом на сайте ДОУ, обсуждение интересующих вопросов на форуме, проведение опросов, анонсирование мероприятий в ДОУ, просмотр фотогалерей в закрытых родительских группах.
Таким образом, использование в ДОУ данных форм взаимодействия с родителями по формированию экологической культуры дошкольников позволяет повысить родительскую компетенцию, родители принимают активное участие в воспитании и образовании своих детей, не занимают позицию стороннего наблюдателя. Такое взаимодействие помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье. Родители в первую очередь должны стать примером для детей, так как они являются главным авторитетом в их жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей. / Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева - Москва, 2015
2. Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников. /Т. Н. Зенина – Москва, 2008
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»