Приложение МААМ

Взаимодействие с родителями на современном этапе (2 фото)

Лариса Шкрябина
Взаимодействие с родителями на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста на современном этапе

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Авторитарный подход или сопровождение и поддержка — залог повышения родительской компетентности? Попробуем разобраться в этих вопросах.

История вопроса

Публикация «Взаимодействие с родителями на современном этапе» размещена в разделах

Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце ХIХ — начале ХХ в., когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились помочь им преодолеть имеющиеся пробелы.

70-е гг. XIX в. ознаменовались в России началом высшего женского образования. Значительную роль в распространении образования играли различные общественные организации, публичные библиотеки и читальни, печать и другие общедоступные средства просвещения и самообразования. Вторая половина XIX в. — это эпоха возникновения первых детских садов в России. Тенденция к увеличению сети общественных дошкольных учреждений в городах намечается в начале ХХ в. Однако, как пишут исследователи, детские сады как воспитательно-образовательные дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. Состоятельные граждане не спешили отдавать детей в детские сады, предпочитая домашних учителей, либо воспитывали их самостоятельно до поступления в школу.

Поэтому не случаен повышенный интерес к проблемам семейного воспитания, его взаимосвязи с общественным воспитанием. В эту эпоху педагоги, врачи, общественные деятели начинают привлекать внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее разностороннее развитие с малых лет.

Ярким свидетельством глубокого интереса к проблемам взаимодействия общественного и семейного дошкольного воспитания является проведение в 1913 г. I Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Основная идея съезда заключалась в том, что задачи семейного воспитания могут быть разрешены только дружными совместными усилиями специалистов-педагогов и родителей.

После революции ситуация изменилась. От сотрудничества и диалога педагог — родитель был осуществлен переход к наставничеству и монологу со стороны педагогов. Ведущая идея тех лет заключалась в том, что семья не может самостоятельно решить задачи воспитания «нового» человека. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным.

Полностью исключить влияние семьи на ребенка было невозможно (хотя такие попытки в 20–30 гг. ХХ в. предпринимались, поэтому остро встал вопрос о педагогическом просвещении родителей. Характер данного просвещения был во многом политизирован и идеологизирован, как и вся система образования в России (СССР). В эти годы возникли многие формы взаимодействия, которые называют традиционными и которые в модернизированном виде продолжают применяться сегодня.

В основе взаимодействия педагогов и родителей в этот период лежал авторитарный подход, характерный для системы образования периода в целом. Главной целью педагога было научить, просветить родителей — строителей социалистического общества, а также показать свой авторитет как представителей главного общественного института воспитания — детского сада. Поэтому основными формами взаимодействия являлись собрания фактически с односторонней активностью со стороны педагога.

Конец 80-х гг. ХХ в. — начало ХХI в. изменили ситуацию с точностью до наоборот. Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Педагог стал выступать в роли «просителя». Родитель начал активно диктовать условия, ориентируясь на которые, нужно было воспитывать ребенка в детском саду.

К сожалению, позицию социального заказчика никто целенаправленно не формировал. Поэтому «заказ» часто превращался в требования престижного образования, постоянного обучения детей. Ситуацию усугубляла школа, вводя тестирования и собеседования детей при их поступлении в первый класс. Детство как самоценный период заменялось «натаскиванием» к школе, фактическим переносом классно-урочной системы в детский сад.

Особенности взаимодействия на современном этапе

С 2012 г., с момента утверждения новых нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих отношения педагог — родитель, начинается современный этап, который возвращает нас назад, к сотрудничеству и диалогу педагогов с родителями воспитанников, но уже на качественно новом уровне. И этот уровень закрепляется институционально в нормативных документах:

• Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 (далее — СК РФ);

• Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ);

• федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО).

При этом ФГОС ДО, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка).

Одно из требований к психолого-педагогическим условиям в ДОО, согласно ФГОС ДО, – непосредственное вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность, разработка совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи. Для решения этой задачи мы используем различные способы и формы, направленные на формирование взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, эмоциональной взаимоподдержки, взаимообогащения. Результат такой работы – активное участие родителей в жизни детского сада, проявление ими инициативы

Взаимодействие с родителями на современном этапе

Рассмотрим наиболее продуктивные и интересные формы работы:

Привлечение в совместную деятельность пап

Основная цель - вовлечь пап в жизнь группы.

Сначала мы пригласили пап на дружескую встречу, чтобы познакомиться, узнать их "творческие" возможности, озвучили свои предложения, наметили план совместных действий.

Неожиданно для воспитателей, наши папы оказались отзывчивыми, заинтересованными в сотрудничестве. В течение учебного года они приняли участие в разных мероприятиях:

- в рамках акции окружной акции "Любить и беречь" в группе был объявлен конкурс "Веселый светофор";

- для сюжетно-ролевых игр сделали машину из картонных коробок;

- для трудовой деятельности на прогулке изготовили венички, голички, лопатки;

- для оформления группы к Новому году смастерили камин;

- на Новогоднем утреннике папа выступил в роли Деда мороза;

- к 23 февраля были оформлены стенгазеты "Самый лучший папа - мой!"

- активное участие в развлечении к Дню защитника отечества "Вместе с папами".

Праздники и развлечения

Эта форма оказалась самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Помимо традиционных детсадовских праздников, мы организуем групповые развлечения и праздники:

- проводы осени "Осень золотая";

- день именинника (один раз в три месяца);

- праздник с чаепитием к Дню матери;

- театральная постановка "Репка", "Теремок" для родителей;

- парад шляп;

- в конце учебного года планируется провести отчетный концерт детей.

Групповые конкурсы:

- "Лучший рецепт здоровой пищи";

- "Символ года" (изготовление обезьянки в любой технике);

- "Стихи и рассказы о волшебстве Нового года";

- "Очумелые ручки".

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, участие родителей в проектах :

- изготовление оздоровительных дорожек;

- оформление вестибюля;

- оформление уголка к Дню матери "Наши мамы просто класс!";

- создание в группе мини-огорода;

- участие в проекте "Изготовление книжек своими руками";

- изготовление мешочков (в форме носка) для новогодних подарков на камин;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре "Кафе".

День самоуправления-

одна из новых форм работы с родителями. Когда мы планировали День самоуправления, то боялись, что родители откажутся принимать участие в этом мероприятии. При анкетировании родителей, выяснилось, что 12 человек хотели бы принять участие в данном мероприятии. По желанию родителей распределили проведение всех режимных моментов: одни вели прием, другие проводили занятия, гуляли, укладывали детей спать и так в течение всего дня. День оказался интересным, насыщенным, дети с интересом выполняли все поручения родителей. Родители смогли "изнутри" посмотреть на своих детей, как они взаимодействуют друг с другом, оценить нелегкий труд воспитателя. Благодаря проделанной работе родители стали более уважительно относиться к персоналу детского сада.

Эффективной формой взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является родительское собрание. Именно на собрании у воспитателя есть возможность познакомить родителей с содержанием работы конкретной группы и дошкольной образовательной организации в целом, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ДОО, обсудить имеющиеся проблемы и планируемые мероприятия.

Фото №1 История вопроса Публикация Взаимодействие с родителями на современном этапе размещена в разделах Работа с родителями

Но, как показывает практика, данная форма взаимодействия связана с определенными трудностями. Педагоги, имеющие небольшой опыт работы, боятся, что им зададут вопрос, на который они не смогут ответить. Многие воспитатели не могут грамотно выстроить ход родительского собрания, подобрать эффективные методы и приемы его ведения, определить необходимое содержание.

Между тем организация родительского собрания требует творческого подхода, использования методов активизации родителей, которые будут способствовать формированию у них интереса к предлагаемой информации, смогут вызвать ассоциации с собственным опытом воспитания и, возможно, помогут им переосмыслить свои воспитательные позиции, потому что новые знания позволяют по-новому взглянуть на ту или иную проблему.

Мы стараемся проводить родительские собрания с привлечением детей. Дети показывают свои достижения: читают стихи, показывают театрализованные представления. Благодаря такой совместной деятельности, посещаемость родителей значительно увеличилась. Наиболее интересно прошли родительские собрания :

- "Давайте познакомимся";

- "Развитие речи через народное творчество".

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей при любом удобном случае, и родители отплатят вам тем же. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в группе сделано руками пап и мам наших детей.

ГБДОУ НАО "Детский сад "Росток",

старший воспитатель Шкрябина Лариса Грачиковна)

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 ГРУППА «ПЧЁЛКИ» Формы эффективного.

Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе Формы эффективного взаимодействия и сотрудничество детского сада и семьи на современном этапе юлия закирова Формы эффективного взаимодействия.

Фотоотчет «Взаимодействие с родителями»Фотоотчет «Взаимодействие с родителями» Мастер-класс для родителей на тему:"сенсорное развитие детей в домашних условиях".Задачи: познакомить родителей с понятием "сенсорные эталоны";.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном этапе развития образования Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 301» г. Нижний Новгород Шмырова О. А. Коммуникативная компетентность педагога ДОО на современном.

Консультация для воспитателей «Актуальность игры на современном этапе в соответствии с ФГОС до» .

Организация работы с родителями в современном ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ручеек» Обобщение педагогического опыта воспитателя МБДОУ.

Взаимодействие логопеда с родителями Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели,.

Взаимодействие с родителями воспитанниковВзаимодействие с родителями воспитанников Концепция модернизации российского образования подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания дошколят. На данном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями на современном этапе
Опубликовано: 1 июня 2016 в 08:31
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с родителями на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шкрябина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД