Лариса Шкрябина
Взаимодействие с родителями на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста на современном этапе
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается неотъемлемой частью деятельности дошкольной образовательной организации. Как должно строиться это взаимодействие сегодня? Нужно ли поучать родителей, пытаться делать из них педагогов? Авторитарный подход или сопровождение и поддержка — залог повышения родительской компетентности? Попробуем разобраться в этих вопросах.
История вопроса
Публикация «Взаимодействие с родителями на современном этапе» размещена в разделах
Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце ХIХ — начале ХХ в., когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать. В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились помочь им преодолеть имеющиеся пробелы.
70-е гг. XIX в. ознаменовались в России началом высшего женского образования. Значительную роль в распространении образования играли различные общественные организации, публичные библиотеки и читальни, печать и другие общедоступные средства просвещения и самообразования. Вторая половина XIX в. — это эпоха возникновения первых детских садов в России. Тенденция к увеличению сети общественных дошкольных учреждений в городах намечается в начале ХХ в. Однако, как пишут исследователи, детские сады как воспитательно-образовательные дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. Состоятельные граждане не спешили отдавать детей в детские сады, предпочитая домашних учителей, либо воспитывали их самостоятельно до поступления в школу.
Поэтому не случаен повышенный интерес к проблемам семейного воспитания, его взаимосвязи с общественным воспитанием. В эту эпоху педагоги, врачи, общественные деятели начинают привлекать внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее разностороннее развитие с малых лет.
Ярким свидетельством глубокого интереса к проблемам взаимодействия общественного и семейного дошкольного воспитания является проведение в 1913 г. I Всероссийского съезда по семейному воспитанию. Основная идея съезда заключалась в том, что задачи семейного воспитания могут быть разрешены только дружными совместными усилиями специалистов-педагогов и родителей.
После революции ситуация изменилась. От сотрудничества и диалога педагог — родитель был осуществлен переход к наставничеству и монологу со стороны педагогов. Ведущая идея тех лет заключалась в том, что семья не может самостоятельно решить задачи воспитания «нового» человека. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным.
Полностью исключить влияние семьи на ребенка было невозможно (хотя такие попытки в 20–30 гг. ХХ в. предпринимались, поэтому остро встал вопрос о педагогическом просвещении родителей. Характер данного просвещения был во многом политизирован и идеологизирован, как и вся система образования в России (СССР). В эти годы возникли многие формы взаимодействия, которые называют традиционными и которые в модернизированном виде продолжают применяться сегодня.
В основе взаимодействия педагогов и родителей в этот период лежал авторитарный подход, характерный для системы образования периода в целом. Главной целью педагога было научить, просветить родителей — строителей социалистического общества, а также показать свой авторитет как представителей главного общественного института воспитания — детского сада. Поэтому основными формами взаимодействия являлись собрания фактически с односторонней активностью со стороны педагога.
Конец 80-х гг. ХХ в. — начало ХХI в. изменили ситуацию с точностью до наоборот. Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Педагог стал выступать в роли «просителя». Родитель начал активно диктовать условия, ориентируясь на которые, нужно было воспитывать ребенка в детском саду.
К сожалению, позицию социального заказчика никто целенаправленно не формировал. Поэтому «заказ» часто превращался в требования престижного образования, постоянного обучения детей. Ситуацию усугубляла школа, вводя тестирования и собеседования детей при их поступлении в первый класс. Детство как самоценный период заменялось «натаскиванием» к школе, фактическим переносом классно-урочной системы в детский сад.
Особенности взаимодействия на современном этапе
С 2012 г., с момента утверждения новых нормативных правовых актов в сфере образования, регулирующих отношения педагог — родитель, начинается современный этап, который возвращает нас назад, к сотрудничеству и диалогу педагогов с родителями воспитанников, но уже на качественно новом уровне. И этот уровень закрепляется институционально в нормативных документах:
• Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 (далее — СК РФ);
• Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ);
• федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО).
При этом ФГОС ДО, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка).
Одно из требований к психолого-педагогическим условиям в ДОО, согласно ФГОС ДО, – непосредственное вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность, разработка совместных образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи. Для решения этой задачи мы используем различные способы и формы, направленные на формирование взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями, эмоциональной взаимоподдержки, взаимообогащения. Результат такой работы – активное участие родителей в жизни детского сада, проявление ими инициативы
Рассмотрим наиболее продуктивные и интересные формы работы:
Привлечение в совместную деятельность пап
Основная цель - вовлечь пап в жизнь группы.
Сначала мы пригласили пап на дружескую встречу, чтобы познакомиться, узнать их "творческие" возможности, озвучили свои предложения, наметили план совместных действий.
Неожиданно для воспитателей, наши папы оказались отзывчивыми, заинтересованными в сотрудничестве. В течение учебного года они приняли участие в разных мероприятиях:
- в рамках акции окружной акции "Любить и беречь" в группе был объявлен конкурс "Веселый светофор";
- для сюжетно-ролевых игр сделали машину из картонных коробок;
- для трудовой деятельности на прогулке изготовили венички, голички, лопатки;
- для оформления группы к Новому году смастерили камин;
- на Новогоднем утреннике папа выступил в роли Деда мороза;
- к 23 февраля были оформлены стенгазеты "Самый лучший папа - мой!"
- активное участие в развлечении к Дню защитника отечества "Вместе с папами".
Праздники и развлечения
Эта форма оказалась самой привлекательной, востребованной, полезной, но и самой трудной в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Помимо традиционных детсадовских праздников, мы организуем групповые развлечения и праздники:
- проводы осени "Осень золотая";
- день именинника (один раз в три месяца);
- праздник с чаепитием к Дню матери;
- театральная постановка "Репка", "Теремок" для родителей;
- парад шляп;
- в конце учебного года планируется провести отчетный концерт детей.
Групповые конкурсы:
- "Лучший рецепт здоровой пищи";
- "Символ года" (изготовление обезьянки в любой технике);
- "Стихи и рассказы о волшебстве Нового года";
- "Очумелые ручки".
Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, участие родителей в проектах :
- изготовление оздоровительных дорожек;
- оформление вестибюля;
- оформление уголка к Дню матери "Наши мамы просто класс!";
- создание в группе мини-огорода;
- участие в проекте "Изготовление книжек своими руками";
- изготовление мешочков (в форме носка) для новогодних подарков на камин;
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре "Кафе".
День самоуправления-
одна из новых форм работы с родителями. Когда мы планировали День самоуправления, то боялись, что родители откажутся принимать участие в этом мероприятии. При анкетировании родителей, выяснилось, что 12 человек хотели бы принять участие в данном мероприятии. По желанию родителей распределили проведение всех режимных моментов: одни вели прием, другие проводили занятия, гуляли, укладывали детей спать и так в течение всего дня. День оказался интересным, насыщенным, дети с интересом выполняли все поручения родителей. Родители смогли "изнутри" посмотреть на своих детей, как они взаимодействуют друг с другом, оценить нелегкий труд воспитателя. Благодаря проделанной работе родители стали более уважительно относиться к персоналу детского сада.
Эффективной формой взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является родительское собрание. Именно на собрании у воспитателя есть возможность познакомить родителей с содержанием работы конкретной группы и дошкольной образовательной организации в целом, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ДОО, обсудить имеющиеся проблемы и планируемые мероприятия.
Но, как показывает практика, данная форма взаимодействия связана с определенными трудностями. Педагоги, имеющие небольшой опыт работы, боятся, что им зададут вопрос, на который они не смогут ответить. Многие воспитатели не могут грамотно выстроить ход родительского собрания, подобрать эффективные методы и приемы его ведения, определить необходимое содержание.
Между тем организация родительского собрания требует творческого подхода, использования методов активизации родителей, которые будут способствовать формированию у них интереса к предлагаемой информации, смогут вызвать ассоциации с собственным опытом воспитания и, возможно, помогут им переосмыслить свои воспитательные позиции, потому что новые знания позволяют по-новому взглянуть на ту или иную проблему.
Мы стараемся проводить родительские собрания с привлечением детей. Дети показывают свои достижения: читают стихи, показывают театрализованные представления. Благодаря такой совместной деятельности, посещаемость родителей значительно увеличилась. Наиболее интересно прошли родительские собрания :
- "Давайте познакомимся";
- "Развитие речи через народное творчество".
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей при любом удобном случае, и родители отплатят вам тем же. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое в группе сделано руками пап и мам наших детей.
ГБДОУ НАО "Детский сад "Росток",
старший воспитатель Шкрябина Лариса Грачиковна)